Loading…
 Главная  >  Новости RU  >  Поддерживая связь поколений

Поддерживая связь поколений

07.03.2018  /  

С национальной культурой и традициями многих народов, проживающих в Хакасии, мы можем познакомиться благодаря деятельности различных общественных организаций этнической направленности. С недавних пор такое общественное объединение появилось и у азербайджанской общины. С 2016 года на всех больших республиканских праздниках можно полюбоваться национальными нарядами, попробовать блюда национальной кухни, насладиться звучанием народных инструментов этого тюркского народа.

Безусловно, азербайджанцы в Хакасии проживают уже много десятилетий, за это время в республике успели поработать несколько национальных общественных организаций. Однако по различным причинам в свое время они прекратили деятельность. В 2016 году была зарегистрирована Хакасская республиканская общественная организация «Азербайджанская диаспора», с тех пор она принимают активное участие в жизни республики.

– Мы обязательно вместе с другими диаспорами отмечаем Новруз (он празднуется, как и хакасский Новый год Чыл Пазы, в марте. – Прим. ред.), принимаем участие в праздничных мероприятиях на День России, День народного единства, активно сотрудничаем с Миннацем Хакасии. Мы живем здесь, в Хакасии, поэтому просто обязаны знать и уважать местную культуру и традиции, однако должны помнить и свои корни, не терять связь между земляками-азербайджанцами вне нашей исторической родины, – рассказывает о деятельности организации заместитель руководителя Гамлет Байрамов.

– Помимо того, что наша общественная организация действует в области культурного сотрудничества с другими народами, проживающими в Хакасии, мы много внимания уделяем и жизни нашей диаспоры. Мы стараемся контролировать жизнь диаспоры, чтобы не было никаких случаев криминала, беседуем с молодежью, можно сказать, следим за порядком в общине. Хоть мы все и проживаем в самых разных районах Абакана, но знаем про все, что происходит внутри общины. Еще одно направление работы – помощь нашим землякам из числа только что приехавших в Хакасию на постоянное место жительства (подсказываем, как оформить регистрацию, где можно найти работу и т. д.). Правда, в последние годы приезжает не так много азербайджанцев, можно сказать, даже наблюдается небольшой отток на родину – в Азербайджан, ведь страна сегодня активно развивается, это в 1990-е годы приток сюда был массовым. Я сам приехал в Хакасию на заработки в 1993 году, да так и остался здесь, – дополняет другой заместитель Халил Меликов.

Азербайджанская община в Хакасии формировалась не только в сложные в экономическом плане для страны 1990-е годы. Хотя, безусловно, многие из представителей этого народа в сибирскую республику из теплого Закавказья прибыли именно в девяностые в поисках работы. Такова история и Халила Меликова: выпускник престижного в СССР вуза – Азербайджанской нефтяной академии – прибыл в наш регион с целью найти работу. Здесь уже проживали его родственники, вот он и решился на такой дальний переезд. Вначале занялся предпринимательством: торговал сладостями, позже открыл несколько ларьков. Сегодня, по словам самого Халила Меликова, он трудится в качестве переводчика в правоохранительных органах.

Гамлет Байрамов приехал в Хакасию в 1988 году после службы в армии – в Абакане на тот момент уже проживал его родной старший брат, работал на Абаканском опытно-механическом заводе. На этом же заводе стал трудиться и Гамлет, а в 1990-е годы занялся предпринимательством. Схожими, наверное, будут истории многих представителей азербайджанской диаспоры.

Прошу своих собеседников прокомментировать распространенный стереотип: мол, в своем большинстве представители азербайджанской диаспоры трудятся в сфере торговли (на рынках, где они продают фрукты-овощи, или в цветочном бизнесе) либо в кафе национальной кухни. Также распространено представление, что среди азербайджанцев много предпринимателей, что такая «деловая хватка» у них, как говорится, в крови.

– Данные стереотипы давно не соответствуют реальности. Многие азербайджанцы в Хакасии работают в самых разных местах, в том числе в правоохранительных органах, системе образования, здравоохранения и т. д. У большинства из нас российские паспорта, так что, как и все другие российские граждане, мы трудимся во многих сферах. Продажей цветов азербайджанцы занимались в основном в советское время, возили из родного Азербайджана гвоздики, тюльпаны, розы в разные города России. Я сам в свое время возил в Абакан цветы – обычным пассажирским авиарейсом, в коробках. Потом цветы стали возить уже крупные компании, из Голландии. Так что сегодня в Абакане в цветочном бизнесе азербайджанцев практически нет, есть у одного человека киоск, и все, – отвечает на мой вопрос Гамлет Байрамов.

Вот что действительно свойственно представителям азербайджанского народа, так это, по словам моих собеседников, уважение к старшим, гостеприимство и сохранение и соблюдение всех своих традиций, неписаных законов.

– Уважение к старшим мы воспитываем с самого раннего детства. Например, мне 49 лет, но когда в комнату входит мой старший брат (а он старше меня всего на год), я буду стоять, что называется, «по стойке смирно». Мы учим своих детей, что старшие уже прошли этот путь, знают больше тебя и всегда подскажут, как лучше поступить в той или иной ситуации, плохого ведь никто своим детям не пожелает, не посоветует. Благодаря этому неписаному правилу – уважать старших – мы пока можем контролировать своих детей, чтобы они не натворили ошибок, чтобы среди членов диаспоры не было никакого криминала, – рассказывает Халил Меликов.

– У меня двое уже взрослых сыновей, и я всегда им говорил: вы живете среди других народов, ведите себя всегда достойно, покажите, что азербайджанцы – культурный народ. Здесь, вдали от исторической родины, вы не просто молодые люди, вы – представители Азербайджана и должны вести себя так, чтобы, глядя на вас, никто не мог ничего плохого сказать о нашем народе, – добавляет Гамлет Байрамов.

Затронули мы в разговоре и тему межнациональных отношений. Интересуюсь у своих собеседников, не изменилось ли к ним отношение местного населения после того, как в последнее время стали говорить об угрозе радикального ислама. Ведь, как отмечают сами мои собеседники, большинство членов диаспоры, в том числе и те, кто родился и вырос в СССР, – люди верующие и исповедуют ислам.

– Никакого негативного отношения к себе мы никогда не чувствовали, все народы в Хакасии живут мирно – и это очень радует нас. Вообще, Хакасия – регион небольшой, так что правоохранительные органы в курсе всего, что происходит, думаю, что никакой деятельности радикальных исламистов в нашей республике просто не допустят, – отвечает Халил Меликов.

Еще одно распространенное представление о восточных народах – многодетные семьи. В этом случае расхожее суждение скорее справедливо. Сегодня в большинстве азербайджанских семей по трое-четверо детей. А вот стереотип, что женщина в восточной семье бесправна, совершенно не соответствует действительности.

– Мы живем в XXI веке, так что о каком бесправии можно говорить? Мужчина, безусловно, глава семьи: он должен зарабатывать деньги, обеспечивать семью всем необходимым, но при решении важных вопросов мы всегда советуемся с супругой. Такого, чтобы стукнуть кулаком по столу: «Я в доме хозяин», безусловно, нет, – смеется Гамлет Байрамов.

К уже прозвучавшей в нашей беседе теме обязательного почитания старших Халил Меликов добавляет следующее:

– В Азербайджане даже в советские годы никогда не было двух вещей: домов престарелых и вытрезвителей. Родители в старости никогда не останутся одни, на их выбор они могут проживать в семье кого-либо из сыновей.

С моим замечанием, что, мол, в настоящее время обычно ближе к родителям семья дочери, чем сына, Халил категорически не согласен:

– Если в семье есть и сын, и дочь, такого, чтобы старики жили у дочери, практически не бывает – только в семье сына. Конечно, если в семье один ребенок – дочь, то тогда она и будет заботиться о родителях в старости, – поясняет мой собеседник.

Что касается свадебных обрядов, то здесь соблюдаются все азербайджанские традиции, кроме нарядов: молодые, как и большинство их сверстников, представителей самых разных национальностей, предпочитают европейские белые платья для невесты и строгие костюмы для жениха. Как правило, «вторую половину» молодому человеку подбирают родители (узнают все о семье будущей избранницы) – но без взаимных чувств, без согласия детей свадьбы не играют. Бывают и случаи, когда жених похищает невесту (это если выбор молодых родители одной из сторон не одобряют). Как рассказывают руководители диаспоры, много среди азербайджанцев заключается и смешанных браков – так что время неизбежно влияет на все традиции народа. Чтобы со временем дети, выросшие уже вдали от Азербайджана, не забыли свой язык, традиции, праздники, и была создана общественная организация азербайджанской диаспоры.

– Чтобы люди не терялись, сохраняли связь между собой и вдали от родины, чтобы будущие поколения не теряли свои корни – для этого и нужны национальные культурные организации, – отмечает Гамлет Байрамов.

Ольга Карачакова

Источник

You might also like...

Студентки БГУ приняли участие в Международном фестивале в Казани

Read More →