Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Азер Сафаров: Преподавание азербайджанского языка в России в критическом состоянии

  • 18/08/2018 --
  • Просмотров: 4281
Foto: edu.gov.az — Министерство образования Азербайджана

Председатель Правления Научно-методического и проектно-прикладного Центра азербайджанской культуры и языка, член Федерального совета ФНКА АзерРос Азер Сафаров 13  августа в Баку посетил Министерство образования Азербайджанской Республики и имел продолжительную беседу с директором департамента международных связей Ниджатом Мамедли и его заместителем Туралом Ахмедовым.

В рамках данной рабочей встречи Азер Сафаров изложил текущую ситуацию с преподаванием азербайджанского языка в России. Все организационные изменения, произошедшие в системе образования Российской Федерации в последние годы, негативно отразились на положении азербайджанского языка, который находится в критическом состоянии, считает глава Центра азербайджанской культуры и языка.

Он сообщил, что в результате реформы управления в системе образования в Москве единственную школу № 157 с  этнокультурным азербайджанским компонентом образования, где факультативно преподавался азербайджанский язык, упразднили, были уволены преподаватели этнокультурного блока, прекращена работа библиотеки азербайджанской литературы, кружков по азербайджанскому искусству и так далее. Гимназия 1331 имени Керима Керимова унаследовала от школы № 157 имя великого соотечественника и сохранила две небольшие группы детей, изучающих азербайджанский язык. Такая же участь постигла школу с грузинским этнокультурным компонентом, где имелось несколько классов азербайджанского языка.

Также Азер Сафаров рассказал о положении дел на местах. Вопиющая ситуация в самом начале учебного года в 2017-м сложилась в Дагестане, где азербайджанский язык, в основном, преподавался в Дербентском районе. Под запрет попали учебники азербайджанского языка, которые были изданы в Баку и составляли основу учебно-методической базы. И до сих пор этим учебникам не подготовлена альтернатива. Руководитель ФНКА АзерРос, член президентского совета по межнациональным отношениям Мехрибан Садыгова обращалась в министерство образования Дагестана с предложением о привлечении к созданию новых учебников азербайджанского языка ученых, экспертов и преподавателей азербайджанского языка в московских вузах. Но предложение не было принято, так как к этой работе были привлечены специалисты из Дагестана и сформирована рабочая Комиссия.

«На обращение Центра азербайджанской культуры и языка в Министерство образования и науки Российской Федерации о ситуации с преподаванием азербайджанского языка мы получили вежливые разъяснения ныне действующих правил, согласно которым требуется создание принципиально нового учебно-методического комплекса азербайджанского языка, отвечающего современным требованиям и стандартам системы российской образовательной системы. Мы также обратились к депутату Государственной Думы  Дмитрию Савельеву, руководителю межпарламентской группы дружбы Россия – Азербайджан с просьбой оказать содействие в решении этой проблемы. Но все эти усилия ни к чему положительному не привели.

Между тем, принятый весной этого года закон об образовании РФ относительно изучения языков народов России в системе образования и очередная реорганизация в управлении образования создают новые условия и определенные возможности для изменения ситуации с преподаванием азербайджанского языка. Но для этого необходимо осуществить научно-методическую, экспертно-оценочную, организационную и иную работу. И выполнить такой огромный объем работы лишь силами Центра либо невозможно, либо это займёт слишком много времени, подчеркнул Азер Сафаров.

Центр азербайджанской культуры и языка взял на себя инициативу по привлечению внимания общественности, государственных органов России к данной проблеме. Центр добился консолидации экспертов азербайджанского языка и готов выполнить функцию координатора всех необходимых организационных действий для достижения заметных успехов в этом направлении. Центр нуждается в помощи и содействии также Министерства образования Азербайджана, резюмировал Азер Сафаров.

Ответственные сотрудники Министерства образования Азербайджана с большим вниманием отнеслись к обращению руководителя Центра, заверили его том, что доведут полученную информацию до руководства ведомства, обсудят эту проблему с коллегами из России, а также  попросили представить как можно больше детальной информации по данной проблематике для его полного представления и принятия эффективных решений по нему.

Пресс-служба Центра азербайджанской культуры и языка