Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

«Время первых» на Московском Международном кинофестивале

  • 27/06/2017 --
  • Просмотров: 3879

На 39 Московском Международном кинофестивале в рамках Российских программ прошел фильм «Время первых». Вообще, это символическое числительное присутствует еще в двух фильмах – «Первый» (реж. Л. Кватания), «Лучшее от первого лица» (реж. А. Цой). И показан фильм Дмитрия Киселева в первый день показа. Режиссер, прославившийся своими фильмами «Ёлки» (с разными порядковыми номерами  через дефис), снял эпохальный шедевр.

Несмотря на уже двухмесячный прокат в кинотеатрах и дневной сеанс, посмотреть «Время первых пришло много зрителей, которые очень активно и позитивно реагировали на происходящее на экране. К сожалению, на представление картины никто из съемочной группы прийти не смог. Хотелось бы видеть авторов сценария Юрия Короткова, Ирину Пивоварову, Сергея Калужанова, Дмитрия Пинчукова, Олега Погодина и других создателей этого достойного зрелищного произведения. Его можно приписать жанру фильма-катастрофы, но, прежде всего, это глубокая философская драма – как конкретно двух советских космонавтов, ученых Центра управления полетом, так и всего Советского Союза.

Начало 1960-х годов. Идет холодная война между СССР и США. Едва оправившаяся от физических ран Великой Отечественной войны, наша страна еще переживает душевную боль, которая останется на генетическом уровне многих поколений. Не допустить третьей мировой войны – жесткий диктат руководства СССР. Кстати, образ генсека Брежнева дан не банально комичным, а убежденно упертым, простым и прямым как рельса. Надо обогнать американцев в формировании военно-космических войск. Любой ценой. И цвет и здоровье нации, летчики-космонавты берут под козырек при лозунге «Как Родина прикажет». Гвозди бы делать из этих людей, но зачем  нам золотые гвозди? Пророчески верна автобиографичная фраза Сергея Павловича Королева : «Мы народ от рождения в кандалах. Если их снять, то потеряем равновесие и разобьемся» Фильм-правда, фильм-исповедь, предупреждение.

В одном из кульминационных моментов персонаж Евгения Миронова Алексей Леонов произносит искренний по своей патриотичности монолог. Его слова отзываются единым стоном в сердцах зала, наполняя глаза слезами: «Да после того, что наша страна пережила, я зубами прогрызу этот люк и выйду в космос». Но когда герой Миронова вышел в космос, мы слышим из его уст нежно-восторженное: «Какая она маленькая, наша Земля!» Говорит, как о маленькой девочке, своей дочке. Потрясающие космические сцены! «Спит Земля в сиянье голубом». Эффект реального присутствия, сопричастности, сотрудничества. Потрясающая актерская игра. Все жили на экране так, что было слышно их сердцебиение.

Одним из главных действующих лиц следует назвать саундрек композитора Юрия Потеенко. Пронзительная, на грани возможного, музыка, жалобной тоской и робкой надеждой скользящая по нервам.

Хороший, не дающий скучать сценарий. Много юмора, в котором чувствуется мужество и тонкое братство командира корабля Павла Беляева (Константин Хабенский) и космонавта Алексея Леонова: «Я тебя не надолго покину. Ты не скучай. Подтолкни меня нежно…». Невозможно без жалости к этим фанатически преданным стране смотреть сцену раскаяния Леонова перед Беляевым: «Ты прости меня, что я втянул тебя в эту авантюру. Сам я ни о чем не жалею. Зато весь мир видел, как я там в космосе болтался». Надо ли это было? Современная молодежь, возможно, не поймет этот порыв.

Образ Сергея Павловича Королева – центральный в картине. Владимир Ильин сыграл его честным, душевным, ответственным и подавляемым системой человеком, а не просто «двигателем прогресса». Жаль, героя-космонавта Хрунова показали каким-то мальчишкой-весельчаком, подчеркнув лишь обаятельную улыбку.

Узнаваемой смотрится одежда героев:  темно-синие шерстяные спортивные костюмы, прямые платья, драповые пальто, шарфы в мелкую полоску. Вот до боли знакомые открытки — с улыбкой Гагарина и портретом молодой Гурченко. Но вот китель на Леонове в первых кадрах можно было бы показать отглаженным.

Фильм, как уже сказано, очень динамичный, напряжение не спадает до самого конца. Титры идут  все время, пока звучит песня «Если что-то я забуду, вряд ли звезды вспомнят нас».

Но Родина забыла. Отблагодарила так: через пять лет от перитонита умер Павел Беляев. А позже, в возрасте 35 лет, умерла дочка Леонова…

Если у кого-то тяжелая жизненная ситуация, идите на этот фильм. И зубами выгрызайте из нее выход.

Елена МАРТЫНЮК