Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Тайны Баку. Алиш Лемберанский

  • 13/09/2015 --
  • Просмотров: 4730

Памятник ЛемберанскомуТому, каким красивым предстает пред нами Баку, мы обязаны не только архитекторам. Огромный, буквально неоценимый вклад в формирование облика города внес Алиш Джамильевич Лемберанский, уникальный человек, душой болевший за наш город.

На протяжении долгих лет он был мэром Баку и, как говорят старожилы города, это был лучший мэр за всю историю существования столицы. Недаром тот период называют «Эрой Лемберанского».

Алиш Лемберанский родился 10 мая 1914 г. в селе Лемберан Бардинского района в семье известного азербайджанского хирурга-травматолога и ортопеда Джамиля Лембеpанского. В 1941 г., в возрасте всего 27 лет он уже стал директором нефтеперерабатывающего завода, но ушел добровольцем на войну.

В Финской войне Лемберанский тоже, кстати, принимал участие. Получив в 1944 г. тяжелое ранение, он, будучи в госпитале, продолжал руководить заводом; после был комиссован.

Во время Великой Отечественной Алиш Лемберанский был награжден орденами и медалми, в последующие годы также получив множество наград и титулов — лауреат Госпремии СССР, заслуженный инженер Азербайджана и т.д. Скончался А.Д.Лемберанский в 1999 г., не дожив до 85-летия всего 9 дней.

В 1959 г. Лемберанский был назначен председателем горисполкома Бакинского совета народных депутатов. 21-м по счету. Можно сказать, что именно с этого года и началась Эра Лемберанского.

На протяжении последующих лет Баку украсили такие прекрасные архитектурные сооружения, как «Венеция», по которой плавали настоящие гондолы, Фуникулер, Зеленый театр, многочисленные кафе, в том числе «Жемчужина» и «Наргиз» (построенное в честь знаменитой на весь Союз бакинской красавицы Наргиз Халиловой), Дворец «Гюлистан», Театр музыкальной комедии, гостиницы «Москва», «Азербайджан», «Абшерон», Дворец Республики (ныне Дворец им. Гейдара Алиева), Государственный цирк, Багировский мост…

Это не считая множества жилых домов, школ, больниц, Ново-Бакинского нефтеперерабатывающего завода и других общественно-полезных зданий и сооружений.

Благодаря его стараниям был восстановлен после сильного пожара Театр оперы и балета, бывшая Торговая по принципу московского Арбата стала пешеходной, вокруг Девичьей башни были снесены старые не представлявшие архитектурной и исторической ценности дома и она предстала во всей красе.

Памятники Физули, Насими, Хуршуд Бану Натаван, скульптура «Бахрам-Гур», посвященная героям поэмы «Семь красавиц» Низами и ставшая первым в Баку памятником с фонтаном, тоже появились в Эру Лемберанского.

Прекрасный зеленый наряд Баку получил тоже благодаря Алишу Лемберанскому. Он принимал участие в озеленении Приморского бульвара, тщательно следя за породами деревьев и отбирая только те, что приживаются в нашем климате и дают красивые раскидистые тенистые кроны. Сам бульвар был расширен и превратился в дивный цветущий и источающий аромат приморский парк. В Советском Союзе бакинский бульвар по красоте занял первое место и бакинцы этим страшно гордились.

Вдоль улиц высаживались тополя и чинары, разбивались новые уютные тенистые садики и скверы. Первые пальмы в Баку, кстати, появились тоже благодаря Лемберанскому.

Знаменитая пальма на Площади фонтанов (в то время садик им. Карла Маркса) была подарена Алишу Джамильевичу Фиделем Кастро, пальмы около метро «Ичери Шехер» (в то время «Бакы Совети») были экзотичными подарками из Африки опять же лично мэру Баку.

В Эру Лемберанского Баку не только озеленялся и украшался. Он кардинально менялся и обновлялся. Старожилы вспоминают, что город буквально на глазах становился чище, аккуратнее и удобнее: появились многочисленные урны, невероятно удобные эргономичные скамейки, которые старшим поколением до сих пор называются «скамейками Лемберанского», исчезали заборы и разбитые тротуары.

Снимались решетки с окон домов и со всех садов и скверов, решались проблемы транспорта, канализации и водоснабжения. Говорили, что даже воздух при Лемберанском стал свежее! Кроме этого, стал активно решаться и «квартирный вопрос». При этом вся его работа была не для показухи и «галочки», а для людей, их комфорта.

Бывая за границей, Лемберанский везде ходил с фотоаппаратом, фотографируя то, что ему нравилось. Многое в Баку появилось именно благодаря впечатлению, которое произвела на Лемберанского заграничная архитектура, например, кафе «Жемчужина» или лебеди в бассейне на бульваре.

Один раз в поездке, как вспоминает Таир Салахов, под рукой не было фотоаппарата, так Лемберанский попросил известного художника зарисовать то, что ему понравилось. Чувства прекрасного у Лемберанского было развито столь сильно, словно он не строитель, а художник.

Чувства юмора Лемберанскому тоже было не занимать. Бывший секретарь ЦК Гасан Сеидов вспоминал, как на праздновании своего шестидесятилетия, где присутствовал Гейдар Алиев, Лемберанский произнес тост: «Гейдар Алиевич, все великие люди рождаются 10 мая».

Лемберанский запомнился бакинцам не только тем, что он сделал для их города, но и своей личностью, неординарной и многогранной. Многие помнят, какие «инспекционные проверки» устраивал Лемберанский, выходя по вечерам на Бульвар.

Если замечал непорядок, не гнушался сам же его и исправить, например, поднять перевернувшуюся урну.

Ведь это был ЕГО город! Как же можно в своем городе, по сути, в своем доме, не устранить непорядок? Он и детей своих воспитал в таком же духе: не делать разницы между своим и чужим, стремиться к порядку не только дома, но и в городе.

«Алиш Джамилевич считал, что у Баку свой, особый шарм, который нельзя портить, — вспоминал знаменитый врач-психиатр Агабек Султанов, — и очень переживал, что Крепость начала застаиваться, что вновь появились решетки, что уродуются фасады зданий, уличные балконы, а он даже своим родственникам, будучи мэром, не разрешал вносить изменения в дом даже со стороны двора, чтобы не навредить его облику.

На его пути было много ухабов, рытвин, он не свалился ни в одну яму потому, что был… интеллигентом. Он никогда не был рвачом, не принимал подарки, и никто из родных не помнит, чтобы Алиш Джамильевич когда-нибудь отдыхал».

О напряженном графике талантливого организатора и высококлассного специалиста Лемберанского вспоминал и бывший редактор газеты «Молодежь Азербайджана» и его друг Азад Шаpифов: «Каждый день, ранним утром, его далеко не новую «Волгу» уже можно было увидеть в самых разных районах города. В 8 часов утра — короткая летучка (максимум 20 минут), и все разъезжаются по своим районным организациям с тем, чтобы через 12 часов собраться и уже подробно проанализировать, что и как сделано и что еще предстоит сделать».

О его бескорыстности, высокой нравственности и интеллигентности вспоминал и знаменитый бакинец Николай Байбаков, который в своей книге подчеркивал удивительные качества бакинского мэра: у Лемберанского, занимавшего руководящие посты, не было ни личной машины, ни дачи, ни шикарной квартиры.

А ту пятикомнатную квартиру, в которой жил Лемберанский с большой семьей, ему уступил Байбаков, когда перебрался в Москву.

Об Алише Джамильевиче оставил свои воспоминания и Гейдар Алиев, который предложил Лемберанскому в 1969 г. возглавить строительство в республике. Гейдар Алиев писал, что Лембеpанский «с душой делал эту работу, болел за нее». И это правда! Строительство и созидание было для Алиша Лемберанского настоящей страстью! Кстати, первой стройкой на этом посту был Дворец Республики.

Через год, в 1970 г. был построен Бакинский международный морвокзал, который стал одним из красивейших портов на Каспии. Причем международным. В 1975 г. был сдан Бакинский завод бытовых кондиционеров, первый в Союзе. Последним детищем Лемберанского стал театр Музкомедии.

Последним и, пожалуй, самым трудным. Потому что строился он в начале 90-х, когда во всей республике царил хаос, менялась власть и никто не знал, что будет дальше и что вообще делать. И в этих условиях Лемберанский выбивал стройматериалы и строил театр словно собственный дом: с любовью и тщанием.

Его сестра Сафура ханым вспоминала, как Лемберанский лично выбирал кресла, люстру, обращая внимание на каждую деталь, оттенок цвета. За мебелью лично ездил в Дубаи — выбирал, договаривался, привозил…

Один из чиновников спросил у него как-то, зачем он покупаете для театра такую дорогую югославскую мебель, если бакинская фабрика делает хорошую. Лемберанский, будучи человеком, ненавидящим фальшь и лицемерие, ответил: «А для дома вы покупаете бакинскую мебель?»

За все свои колоссальные труды на благо города Алиш Джамильевич получил почетное прозвище «Первый мэр СССР». И это прозвище неудивительно: за годы его «правления» Баку превратился в красавец-город с европейским «акцентом», но со свойственным ему ранее восточным колоритом.

Лемберанский был влюблен в Баку. «Баку был смыслом его жизни… Баку был для него самым красивым городом в мире», — говорит внук Алиша Джамильевича Ибрагим Лемберанский.

«Самым лучшим мэром города» назвал Алиша Лемберанского кинорежиссер Октай Миркасимов. «Лемберанский… родом из Карабаха. Большего соответствия стандарту, называемому «бакинец», никто не мог олицетворять, — говорил Миркасимов. — Он, его семья и их потомки всем своим обликом вписаны в ряды настоящих бакинцев.

Бытует мнение, что те, у которых корни по происхождению связаны с Баку, — большие бакинцы, чем иные. Извините, но главный критерий — соответствуешь ли ты тому уровню развития, когда тебе можно смело сказать: «здравствуй, брат бакинец». Я не могу сказать, что очень доволен тем, как изменяется Баку — демографически и визуально. Потому, что истребляется облик города. Очень неправильно поступают в градостроительном направлении…

Маленькие дома, несущие в себе определенный исторический потенциал и энергию, абсолютно безжалостно, варварски истребляются. Вместо них возводят громадные дома, и не там, где это надо делать. Лемберанский… развивал город вширь, а не ввысь».

И как тут не вспомнить бакинского барда Ибрагима Имамалиева с его песней «Открытое письмо мэру» (отмеченной, кстати, на Грушинском фестивале 2012 г. как единственное остросоциальное произведение): «Гаджибала, ты мой родной, мой ордубадский…», «Ты почто так ненавидишь легендарный город мой?», «Я, конечно, понимаю, мы не с вашего села». Бакинец из Карабаха Алиш Лемберанский был «с нашего села»!

Оксана Буланова

Источник: ЭХО