Loading…
 Главная  >  АКТУАЛЬНО  >  ФНКА АзерРос провела в Москве вечер азербайджанской музыки «К Востоку от Шостаковича»

ФНКА АзерРос провела в Москве вечер азербайджанской музыки «К Востоку от Шостаковича»

21.12.2019  /  

В Государственном Российском Доме народного творчества 19 декабря состоялся вечер азербайджанской музыки «К Востоку от Шостаковича» с участием Фараджа Караева и Ольги Домниной.

Мероприятие было организовано Федеральной национально-культурной автономией азербайджанцев России.

Гостей и участников музыкального вечера приветствовали первый заместитель директора Дома народного творчества, руководитель Центра культуры народов России Мери Вахтанговна Русанова и президент ФНКА АзерРос, член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Мехрибан Садыгова. Они отметили, что такой концерт – значимое культурное событие и для Дома народного творчества, и для любителей азербайджанской классической музыки и поблагодарили российско-азербайджанского композитора и педагога, Заслуженного деятеля искусств и Народного артиста Азербайджана, профессора Московской консерватории им. П. И. Чайковского, сына Кара Караева  Фараджа Караева, что он в свой день рождения, 19 декабря ему исполнилось 76 лет, принимает участие мероприятии.

Перед музыкальной частью вечера Фарадж Караев поделился своими воспоминаниями об отце, основателе азербайджанской композиторской школы, рассказал об отношении Дмитрия Шостаковича к своему любимому ученику, об истории создании балета «Семь красавиц», характере отца, его личных взаимоотношениях с самыми разными людьми, отношении к жизни, ответил на вопросы гостей мероприятия.

«Отец учился в Московской консерватории, когда началась Великая Отечественная война, он уехал в Баку, у него было зрение – 7, поэтому даже не было военного билета, т.к. было освобождение, — так начал свой рассказ об отце Фарадж Караев. – Он уехал в Баку, в 1941 году родился я, в конце 1943 года папа вернулся в Москву, восстановился в Консерватории, и в 1944 году я с мамой приехали в Москву к нему. И жили мы в Москве на улице Лесная  43, в 27-й квартире, рядом со станцией метро «Новослободская»,  напротив еще был трамвайный парк, сеть ресторанов, магазины, кафе».

Кара Караев учился в классе композиции в Московской консерватории у великого Дмитрия Шостаковича и, завершив обучение, принял решение — возвратиться в Баку, даже несмотря на уговоры своего  учителя остаться в Москве. Но отец твердо заявил, что он приехал из Баку и должен вернуться, там его дом, его родина, где он будет передавать своим соотечественникам то, что в него вложили, то, чему его научили педагоги.

«И  буквально через несколько лет после приезда в Баку отец начал работу над балетом «Семь красавиц», отрывок из которого вы сегодня услышите в исполнении Ольги Домниной. Сценарий к балету был написан выдающимися деятелями культуры — писателем Сабитом Рахманом и  Исмаилом Идаятзаде,  прекрасным режиссером, кстати, он  был первым постановщиком оперы «Кероглу» в 1937 году. Они написали сценарий к балету, но поскольку сценаристы не были знакомы со спецификой балета, не все их идеи удавалось воплотить в балете, и поэтому отец привлёк третьего сценариста из Ленинграда — Юрия Слонимского, выдающегося балетного деятеля, автора многих либретто, балетных спектаклей, сообщил Фарадж Караев.

Он также упомянул еще одну незаурядную личность, искусствоведа и театроведа Джафара Джафарова, который был старше Кара Караева и всегда помогал ему на правах старшего друга, он также участвовал в создании либретто «Семь красавиц», премьера которого состоялась 7 ноября 1952 году в Азербайджанском театре оперы и балета в Баку и которое стало огромным событием в культурной жизни республики.

За 20 дней до премьеры, когда уже были распечатаны и расклеены по городу афиши, скончался Абульфаз Гараев, мой дед, отец моего отца, ещё не прошло 40 дней, отец был в трауре, для него это была большая трагедия и, несмотря на большой успех премьеры балета, он не вышел к зрителям на сцену, сообщил Фарадж Караевич.

После премьеры в Баку, всего через полгода, спектакль «Семь красавиц» был поставлен в Малом Государственном театре в Ленинграде и стал настолько популярен, что в течение 35 лет не сходил со сцены театра, правда, потом его перестали показывать, но «не потому, что он (т.е. балет «Семь красавиц» — примеч. ред) не посещался, до последнего спектакля были аншлаги, а потому, что декорации и костюмы за это время пришли в негодность, в них уже нельзя было танцевать».  Впоследствии балет «Семь красавиц» был поставлен во многих городах Советского Союза, почти во всех столицах республик страны.

В 1958 году в Москве во время Декады литературы и искусства Азербайджанской ССР балет «Семь красавиц» был представлен в новой редакции, вместо четырех актов, спектакль довели до трех актов, и его постановкой дирижировал маэстро Ниязи. «Я помню тоже этот спектакль, эту декаду, как деятелям искусства Азербайджана Рашиду Бейбутову, Гямэр Алмасзаде, Адилю Искендерову, Ниязи и моему отцу Кара Караеву вручали звания народного артиста СССР. Это было большое событие для Азербайджана», — отметил Фарадж Караев.

Фарадж Караевич также поделился некоторыми подробностями быта и жизни своего отца, в частности, как он и его младшая сестра Зулейха со своими родителями жили в двухкомнатной коммуналке на Красноармейской улице в Баку, с общим коридором, общими соседями, и вот в таких условиях Кара Караев писал балет «Семь красавиц». «Да, условия для работы были нелегкие. Помню даже, как в лето пятьдесят первого года лето было настолько жаркое, что мама отца Сона ханум в течение дня прикладывала на тело отца мокрое полотенце, чтобы уберечь его от неимоверной жары».

— В жизни Кара Караев был простым человеком, неприхотливым в быту, у него не было никакого гонора, он никогда не пользовался своей известностью, со всеми общался спокойно, — рассказывает Фарадж Караев. — В нашей коммунальной квартире на Самеда Вургуна по соседству жил художник Камиль Алиев, который впоследствии стал выдающимся  деятелем в искусстве ковроткачества Азербайджана. В другой квартире жил старший инспектор рыбнадзора Виктор Савич. Все дружили, и не было никаких трений и разногласий, все мило общались, были застолья по праздникам,  семьи собирались за одним столом, поведал Фарадж Караев и рассказал об одном случае из жизни Кара Караева, благодаря чему у них в квартире появился телефон: «У нас в квартире не было телефона, телефон был у соседей, хозяйкой дома была главный бухгалтер мединститута, ограниченный круг людей знал номер телефона соседей и звонили нам по нему, который до сих пор помню 03 24 99. Однажды приходит сосед и говорит: «Карик, тебя к телефону». Отец собрался, пришел к соседу, берет трубку, чтобы поговорить, и выясняется, что это Мирджафар Багиров, Первый секретарь ЦК ВКП(б) партии. И он резко спросил у отца, почему тот долго не мог подойти к телефону. И каково было его удивление, когда  узнал, что у Кара Караева нет телефона, что он говорит с соседского телефона. В течение двух часов особым распоряжением М.Багирова в нашей квартире был установлен телефон, до сих пор помню,  с номером 03 74 74».

Фарадж Караевич также отметил скромность Кара Караев. Не могло быть и речи о том, чтобы он просил о чем-либо за своих близких, и он рассказал о случае из своей музыкальной жизни: «В середине 70-х годов в Тбилиси был запланирован первый фестиваль современной музыки, программа которого утверждалась в Москве Союзом Композиторов СССР и его председателем Тихоном Хренниковым. Нам нужны были содействие и поддержка от главы Союза композиторов, и я обратился к отцу с просьбой, чтобы он связался с Тихоном Хренниковым и порекомендовал для включения в программу сочинения молодых, в том числе и мое… На что он однозначно мне ответил: «Никого просить не буду, если Вас оценят, значит вы того стоите, если не заметят, значит, не заслужили». Но своим ученикам он оказывал помощь, проявлял в их судьбе личное участие. Как-то у одного из его учеников была язва желудка, он перенес операцию, и отец купил за свои деньги  путевку  и отправила его лечиться в санаторий. Для отца это было в порядке вещей».

Также по просьбе зрителей Фарадж Караев рассказал, как он создавал фортепианную «Вторую Сонату», как в этом ему помогала Койкеб ханум Сафаралиева, прекрасный педагог, основатель Музыкальной .школы 11-летки при Консерваториии, рекомендуя его фортепианную сонату своим студентам.

И, конечно же, Фарадж Караев представил Ольгу Домнину, по чьей просьбе он принимает участие в концерте, и отметил, несмотря на то, что он  знает ее всего лишь около двух лет, считает —  за такой короткий промежуток времени она для пропаганды классической азербайджанской музыки в Европе сделала больше, чем несколько выдающихся азербайджанских пианистов вместе взятых. «Она с большим энтузиазмом пропагандирует по всему миру музыку  азербайджанских композиторов, сама пробивает себе дорогу, с огромной энергией и умением ведет переговоры по своему участию в концертах и фестивалях. Это большое достоинство. Она музыкальный деятель и прекрасная пианистка! Но должен сказать, что и Министерство культуры Азербайджана поддерживает ее в этих начинаниях».

В программе вечера в исполнении лауреата международных конкурсов, пианистки Ольги Домниной прозвучали произведения великого Кара Караева из цикла «Двенадцать миниатюр» и балета «Семь красавиц», Фикрета Амирова, чья музыка отличается поистине восточным колоритом и богатством, а также Фараджа Караева.

Публика была в восторге от прозвучавших композиций, где ощущалось буйство красок азербайджанской культуры с ее мугамными напевами, связью с европейской композиторской школой, гостеприимством и ветром Каспия, разлитыми в мелодиях, которые приглашали то к размышлению и грусти, то к радости и танцу.

В завершение мероприятия для всех гостей и участников музыкального вечера было организовано неформальное общение за фуршетом, где  раздавались здравицы и благодарность в адрес именинника Фараджа Караева, Ольги Домниной, организаторов концерта и тех, благодаря кому этот музыкальный предновогодний праздник удался.

Пресс-служба ФНКА АзерРос

You might also like...

Специальное обращение Оргкомитета VIII отчетно-выборного съезда ФНКА АзерРос

Read More →