Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Проект «EDUCATION FOR EXPORT» как эффективный механизм реализации экспорта российской системы образования

  • 09/12/2018 --
  • Просмотров: 4382

В интервью Центру образовательных технологий ректор Гуманитарного института стран Содружества Джамиль Садыхбеков поделился своим видением экспорта российского образования и его конкурентоспособности на международном рынке образовательных услуг и предложил свою дорожную карту реализации приоритетного образовательного проекта.

— Джамиль Рафикович, в прошлом году Правительство РФ стало активно продвигать идею экспорта российского образования, даже была разработана и утверждена дорожная карта по ее реализации. На каком этапе реализация данного проекта?

— Правительством России разработан проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования», ставший приоритетным для страны, и главная  цель его – повышение привлекательности и конкурентоспособности российского образования на международном рынке образовательных услуг.

И в своем Послании Федеральному собранию глава российского государства Владимир Путин в 2018 году также подчеркнул необходимость продвижения экспорта образования как одного из ключевых элементов развития несырьевого, неэнергетического экспорта национальной экономики.

По  словам президента России, это серьезная национальная задача для страны, так как, по сути, речь идет о глобализации российского образования.

В целом, реализация этого проекта не только должна повысить привлекательность российских образовательных программ для иностранных граждан, улучшить условия их пребывания в период обучения на территории России, но и повысить узнаваемость и статус «бренда» российского образования на международном образовательном рынке и в результате в разы увеличить объёмы выручки от экспорта образовательных услуг.

—  Гуманитарный институт стран Содружества (далее ГИСС), ректором которого Вы являетесь, будет принимать участие в этом образовательном процессе?

—  Хочу отметить, что на первом этапе приоритетного проекта уже определены почти 40 вузов страны, которые будут внедрять программы по экспорту российского образования, а с 2021 года к этому процессу подключатся все университеты и крупные учебные заведения, в том числе и наш ГИСС.

В рамках Гуманитарного института стран Содружества мы намерены предложить разработанный проект «EDUCATION FOR EXPORT», который позволит внедрить эффективные механизмы для реализации приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

— В чем суть Вашего проекта?

 —  Согласно проекту «EDUCATION FOR EXPORT», одним из основных  координирующе-организационных  центров обеспечения экспорта российской системы образования в России  должны стать национальные общественные объединения и диаспоры, которые будут участвовать в привлечении иностранных граждан ближнего и дальнего Зарубежья, обеспечивать контроль за безопасностью, условиями проживания и обучения их в выбранных вузах России.

Наш Институт будет работать с диаспорами и национальными общественными объединения в рамках заключенных договоров о сотрудничестве и партнерстве в области обеспечения образовательной миграции иностранных студентов в России.

Также ГИСС  будет взаимодействовать с российскими вузами в вопросах предоставления им иностранных студентов на внебюджетной основе, заключать договора с вузами по соблюдению всех необходимых условий пребывания и обучения студентов в вузе, осуществлять мониторинг за исполнением соглашений и договоренностей, вносить коррективы и рекомендации по улучшению условий пребывания иностранных студентов в российских вузах.

— Какова структура проекта «EDUCATION FOR EXPORT» для ее реализации?

 — Для реализации этого проекта наш Институт будет рекомендовать создавать при вузах отдельную штатную единицу по межкультурным образовательным коммуникациям.

Также наш Институт готов принять участие в разработке и проведении мониторинга эффективности деятельности российских вузов и возможностей их экспортной активности.

 ГИСС предлагает совместно вузам при активном участии национальных общественных объединений и диаспор участвовать в раннем вовлечении потенциальных иностранных заказчиков образовательных услуг в систему профориентации и предвузовской подготовки через онлайн-обучение.

— То есть, вы надеетесь привлечь к проекту и иностранных учащихся, как будущих студентов российских вузов?

— Конечно. Наш Институт в рамках проекта предлагает организовать сетевое обучение основам русского языка и культуры с последующим предложением профориентационных услуг, рекламой лучших и наиболее подходящих для них вузов России под выбранные специализации, получение в онлайне предварительного одобрения в выборе вуза и согласования через наш Институт  предварительного намерения будущего абитурента в поступлении в российские вузы.

Скажу больше. Для того чтобы активизировать допрофессиональную подготовку, мы работаем над подготовкой специальных мобильных приложений для учащихся, которые смогли бы обеспечить им компактную и доступную форму постоянного обучения, получать необходимую информацию и консультации в области выбора будущей профессии, а также российского вуза, который отвечал бы указанным  условиям.

Такое мобильное приложение для школьников обеспечит монетизацию курсов за счет модульного обучения с прохождением этапов и промежуточным тестированием. Занятия могут вестись со школьниками как на русском, так и иностранном языках.

— Как Гуманитарный институт стран Содружества планирует сотрудничать с другими российскими вузами, чтобы обеспечить качественный экспорт российского образования?

— В последние годы формы онлайн-образования, дистанционного обучения  завоевали свое особое место в образовательном процессе наряду с традиционными формами обучения.

Исходя из этого, ГИСС проводит работу по сотрудничеству с вузами для разработки единой информационной системы в сети Интернет. Мы сможем  привлечь внимание иностранных граждан современными и инновационными технологиями обучения и удобными средствами навигации по российским образовательным организациям и научным центрам.

Настало время, когда назрела необходимость создания внутривузовской и межвузовской системы оценки качества онлайн-курсов и онлайн-ресурсов профессионального образования иностранных студентов в сочетании с автоматической и экспертной оценкой, способной выявить рейтинг вуза на  основе его экспортной активности.

— Как будут решаться вопросы социо-культурной адаптации иностранных студентов в России в рамках предлагаемого проекта?

— Мы готовы взять на себя инициативу по обеспечению социально-культурной адаптации студентов в России и предлагаем пакет уникальных и уже апробированных в рамках работы с мигрантами, курсов живой и онлайн-формы, обеспечивающих эффективную культурную ассимиляцию иностранной студенческой молодежи, понимание ею особенностей российской истории, языка, традиций, ценностей, обычаев, воспитывающих уважение  многонациональной культуре России.

Наш Институт готов создать дополнительный образовательно-иллюстративный контент в электронной форме, который доступно, наглядно и познавательно расскажет о России, создаст воспитательные установки на культурное обогащение иностранцев, повысит их интерес к культурным и историческим достопримечательностям страны.

Уверен, что реализация проекта «EDUCATION FOR EXPORT» позволит запустить  программу «Благоприятная среда для иностранных учащихся», включая электронную, ориентационную, презентационную составляющие, туристический страноведческий компоненты.

Проект «EFE» в целом позволит реализовать большинство эффектов и планируемых результатов, которые соответствуют приоритетному проекту «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

Беседовала Татьяна АНТОНОВА