Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Только правда: «Кофемолка в газете». Наиля Аллахвердиева: «Хочу экспортировать ижевских художников в Пермь»

  • 23/03/2018 --
  • Просмотров: 3704

Арт-директор Пермского музея современного искусства рассказала о контрреволюции в культуре, взаимодействии с властью и своём отношении к художникам из Удмуртии.

%d0%ba%d0%be%d1%84%d0%b5%d0%bc%d0%be%d0%bb%d0%ba%d0%b0
На прошлой неделе в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств открылась выставка ижевской художницы Кати Царёвой «Ищи меня в цветах». Она включает в себя живописные работы, пространственную и трехканальную инсталляции.

Выставка проходит в рамках соглашения, подписанного между УРМИИ и музеем современного искусства PERMM. Куратором выставки выступает арт-директор музея PERMM Наиля Аллахвердиева. Энвиль Касимов побеседовал с ведущим специалистом страны.

На стыке культур

Энвиль Касимов: Кофе по утрам пьешь?

Наиля Аллахвердиева: Нет, я пью крепко заваренный чай.

Э.К.: Чем завтракаешь?

Н.А.: Обычно овсяной кашей. Но если завтракаю вне дома, то варианты могут быть различными: тосты, омлет.

Э.К.: Ты соединяешь в себе две культуры – русскую и азербайджанскую. Как они сосуществуют вместе? И какую кухню предпочитаешь?

Н.А.: Мама у меня русская. Как правило, она готовит обычную русскую еду. Но вместо простых голубцов мама готовит долму. Азербайджанские блюда только по праздникам. Получается такой интернациональный микс.

Я выросла в семье, где все говорили по-русски. Я мыслю, как русский человек. Но детство я провела в Баку, выгляжу как нерусский человек. Я всё время нахожусь в состоянии «свой среди чужих, чужой среди своих», то есть и там, и там я не до конца своя. В детстве я это тяжело переживала.

В моей семье меня все любили. Для них я была неким экзотическим продуктом – большеглазый, болтливый ребёнок. Ко мне было повышенное внимание.

Э.К.: Не думала о том, чтобы переехать в Баку? Искусство там развивается стремительно.

Н.А.: Да, динамика культуры там сумасшедшая. Президент Азербайджана поддерживает современное искусство. Пожалуй, это единственная страна постсоветского пространства, где сознательно поддерживают художников. У них это целая политическая стратегия. Но когда соприкасаюсь с той обстановкой, то понимаю, что она примитивна для меня. Мне нужно больше свободы, а там много двойных стандартов. Я не могу находиться в жёстких рамках. В этом смысле на Урале жить проще, честнее. Люди более открытые.

О творчестве

Э.К.: В студенческие годы ты со своими товарищами создала творческую группу «Засада Цеткин». Своими акциями и перформансами вы поразили многих. Откуда брались идеи? И причём здесь Клара Цеткин – активистка борьбы за права женщин?

Н.А.: Во время учёбы в университете у многих завязались романтические отношения. Я наблюдала за всем этим. И мне захотелось сделать антифеминистический проект. Мне почему-то стало казаться, что мужчины очень уязвимы, что их надо защитить. Женщины в рамках социалистического проекта стали очень мужественными, и этим они подавляют мужчин. А семья стала местом угнетения и диктатуры. Мы создали группу «Засада Цеткин». «Теперь ты мой» — один из самых известных наших перформансов. Мы купили ведро кормовой моркови, помыли её, вытерли полотенцами и красиво разложили на полу. Тогда у меня было очень романтическое отношение к уязвимости мужчины.

О контрреволюции в культуре

Э.К.: Наступила ли в культуре контрреволюция?

Н.А.: Она случилась. И мы видим прекрасные последствия. В стране появились музеи современного искусства и масштабные проекты, в музыкальном пространстве появился Теодор Курентзис. В Перми сформировалась невероятная команда из трёх музеев: галерея, краеведческий музей и музей современного искусства. У нас есть крутой театр, который делает красивые постановки.

Э.К: Пермяки воспринимают современную культуру?

Н.А: Аудитория города сильно изменилась за последние 10 лет. Во время контрреволюции люди, наконец, осознали, чего они хотят. Мы находимся сейчас в промежуточном периоде, когда социальный заказ уже сформирован, осталось вернуть в нужном объёме предложение.

Э.К.: Не хватает больших фестивалей, как раньше?

Н.А.: Не хватает той атмосферы. Тогда было ощущение, что ты находишься в русском Нью-Йорке, в котором случаются безумные события, приезжают известные люди. Мы как будто находились в эпицентре, вокруг которого раскручивалась Вселенная. Сейчас мы пытаемся произвести реанимационные мероприятия, но этого недостаточно. Нужны накал, динамика. Также многое зависит от политической повестки в регионе.

О пермской власти и арт-объектах

Э.К.: Арт-объект «Красные человечки» вызвал широкий резонанс в обществе. В своё время скульптуры находились в центре города около органов власти. Пермские политики усмотрели в них намёк на свою непрофессиональность и попросили их убрать. Нужно ли вернуть скульптуры?

Н.А: Считаю, что их надо вернуть. Без них Пермь – не Пермь. «Красные человечки» являются зеркалом для власти, которое генерирует их чувство вины. Депутаты видят в них себя. Хотя изначально проект не предусматривал критической составляющей.

Э.К: Получается, что пермские политики выдерживают только «Бетонную власть»?

Н.А.: «Бетонная власть» — это тоже арт-объект, состоящий из больших букв. «В Перми демонтировали власть» — такие критические заголовки были в прессе, когда объект перенесли. После того как «красных человечков» по просьбе депутатов убрали, его поставили обратно.

Связь Ижевска и Перми

Э.К.: Какое отличие и сходство культурного ландшафта Перми и Ижевска?

Н.А.: В Перми очень высокая динамика культурных проектов. У нас есть музей современного искусства, в Ижевске его нет. У нас есть качественные выставочные площадки, которых у вас также нет. Это кардинальное отличие. С другой стороны, в Ижевске невероятная команда художников. Талантливых людей так много, и они такие сильные! Это и Анфим Ханыков, и Макс Верёвкин. У вас много сильной молодёжи. Они умудряются как-то выживать, зарабатывать деньги и делать прекрасные проекты. В общем, меня очень радует творческий потенциал Ижевска. Вы живёте такой художественной диаспорой, у нас такого нет. В Перми очень разобщённое сообщество, нет межпоколенческой связи. Хочу экспортировать ижевских художников в Пермь.

Э.К.: В Ижевске может открыться филиал пермского музея современного искусства?

Н.А.: Я очень хочу, чтобы в Ижевске был филиал пермского музея современного искусства. Надо меняться культурными проектами.

Э.К: Спасибо за интервью. Разговор получился интересным.

Н.А.: Я была рада вновь побывать в Ижевске. Теперь вы приезжайте в гости.

Блиц-опрос:

Если встретишь Путина, что ему скажешь?

Приглашу на выставку в наш музей. В одно время мне часто снились сны, в которых Путин и Медведев приходили в музей современного искусства в Перми. Я верю в телепатию. Если нам снится власть, то это говорит о том, что от неё многое зависит в стране.

Какие три желания загадаешь золотой рыбке?

Я бы хотела, чтобы был мир во всём мире, чтобы все были здоровы. Ну, и хочу тысячу волшебных палочек, чтобы исполнить все свои желания.

Играла в куклы в детстве?

Да. У меня были немецкие куклы – милые пупсы. Родители их с трудом доставали по блату.

Находишь общий язык со своими детьми?

Не всегда. Я мало времени уделяю их воспитанию.

Твой сын рисует?

Всё что можно уже изрисовал в доме. Сейчас ему подарили скечбук, и он ответственно рисует в альбомчике. Он говорит так: «Мама, когда я вырасту, стану известным художником и построю тебе музей современного искусства, где ты будешь руководить и где будут выставлены мои работы».


Наиля Аллахвердиева занимается проектированием и реализацией проектов в формате «public art». Реализованные проекты стали достопримечательностью Екатеринбурга и Перми, получили высокую оценку международных экспертов. Также выступает как куратор выставок и больших культурных событий.

Источник: udmpravda.ru