Loading…
 Главная  >  Культура  >  Ягуб Махмудов: «Не сомневаюсь, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте»

Ягуб Махмудов: «Не сомневаюсь, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте»

12.08.2019  /  

«Горжусь, что когда великий лидер Гейдар Алиев проводил 1300-летие Китаби-Деде Горгуда я высказался по теме, и моя статья «Авторитетный источник нашего национального бытия» в сборнике фундаментальных исследований «Мир Деде Горгуда» помещена сразу после предисловия великого лидера. Вместе с тем, есть много нерешенных вопросов, касающихся следов нашего отца Горгуда и племени баят в Дербенте, которые меня беспокоят».

С таким заявлением выступил директор Института истории НАНА, академик Ягуб Махмудов.

Историк сказал, что не сомневается в том, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте: “Путешественники Адам Олеари и Эвлия Челеби в XVII веке в своих трудах отмечали, что могила Деде Горгуда находится в Дербенте. Адам Олеари об этом написал так: «Мы отдалились от Дербента на четыре мили и поселились рядом с виноградником … Здесь мы увидели могилы еще двух мусульманских святош; один из них — Пир Мухтара был на равнине, а другой — Имама Горгуда — на горе. Его могила состоит из большой пещеры, высеченной на скале в горах. Могила покрыта четырьмя досками; в самом конце, из отверстия на высоте двух локтей над землей, эта могила создает очень жалкое зрелище, которое могут все лицезреть. Вчера я зашел туда, все внимательно осмотрел и не увидел никаких украшений. Одна старая женщина охраняла могилу. Она по вечерам держит над могилой лампу… Следующей ночью в нашем лагере мы слышали голоса людей, развлекающихся, танцующих и даже крики плачущих в этом месте захоронения, а также в месте захоронения сорока святых».

А Эвлия Челеби отметил следующее: «Святилище Деде Горгуд в Дербенте: он великий султан. Весь ширванский народ подчиняется этому султану».

Из-за того, что в 60-х годах прошлого века исследования этих двух путешественников глубоко заинтересовали меня, для изучения тесной связи Деде Горгуда и племени баят с историей Дербента, я многажды бывал в этом городе. Я пытался исследовать оставшиеся следы нашего отца Горгуда, а также племени баят в Дербенте. И в своих изысканиях я уделил большое место информации и исследованиям путешественников о Дербенте. И целью моего визита в Дербент с коллегами – доцентом Шахларом Шерифовым, доктором философии по истории Рашадом Мустафой, арабоведом Гюльнур Махмудом было то же самое. Мы с помощью директора Дербентского государственного музея –заповедника Али Ибрагимова и автора книги «Энциклопедия города Дербента» Гусейнбалы Гусейнова смогли предварительно определить местонахождение святилища Имама Горгуда, упомянутого как Адамом Олеари, так и Эвлием Челеби – место, где в скале был похоронен Деде Горгуд. В своих исследованиях Адам Олеари отмечает, что Деде Горгуд дружил с Пророком Мухаммедом. Конечно, позабытое за последние двести лет, но которое в свое время было самым посещаемым святилищем населения всего Дербента – святилище Имама Горгуда, можно сказать, почему-то вычеркнуто из памяти», — подчеркнул академик.

Ученый-историк говорит, что племя баят, к которому относится Деде Горгуд, является одним из древнейших тюркских народов, живших во внутренней крепости древнего Дербента: «Выяснилось, что во внутренней крепости было 9 кварталов (махалов) древних тюрок. В одном из них — в третьем квартале проживало племя баят, называемый кварталом (махалом) баят. В этом махале были святыня под названием Баят и родник Баят. Этот источник и поныне не иссяк. Из этого квартала на юг — в Азербайджан открываются известные «Баятские ворота». Во время нашего визита стало известно, что в квартале Баят существовала отдельная мечеть Баят и напротив «Баятских ворот» – селение Баят. Все это доказывает, что первый очаг племени баят, играющего важную роль в нашей истории, был в Дербенте. Наш отец Горгуд, гений Физули и многие наши мастера слова, великие дипломаты Гусейнали бей Баят и Орудж бей Баят принадлежали к этому племени. Недаром этот край в нашей народной литературе называется «Демиркапы Дербенд».

Академик констатировал, что надгробия в кладбище «Кырхляр» в форме цилиндра и того же типа захоронения, которые обнаружены во время строительства в парке имени Низами Гянджеви в Дербенте, дают пищу для размышления. Во время пятидневного визита мы ознакомились с баятскими семьями древнего Дербента, их бытом, традициями и обычаями, характерными для аристократической городской культуры, кухней, увидели их необычайную любовь к этому городу. Нам было особенно приятно видеть, что его жители приветствовали политику стратегического партнерства с Россией Президента Ильхама Алиева, что положительно сказалось на успехе нашей командировки. Поэтому хотим выразить нашу глубокую благодарность всем нашим дербентским соотечественникам, которые нам помогли, особенно директору Дербентского государственного исторического музея-заповедника, автору книги «Дербент — музей под открытым небом» Али Ибрагимову. На нас большое впечатление произвело чувство глубокого уважения, не угасшее и поныне среди народов Дагестана к Азизу Алиеву. Наша поездка в Самурскую долину, посещение Шалбуздага, визит в Махачкалу, выказываемая забота и любовь наших дагестанских друзей в адрес Азербайджана, теплое отношение произвело на нас глубокое впечатление. Эта научная командировка, в то же время, стала результатом моего желания сделать научный подарок народам Дагестана, которые имеют древние и славные исторические связи с Азербайджаном. К тому же будущие исследования о Дербенте, к которому я привязан всем сердцем, мною в том самом очаге Баята вверены моим последователям — Шахлару Шерифову, Рашаду Мустафе и Гюльнур Махмуду. На самом деле одним из главных причин моей командировки как раз это и было».

Академик Ягуб Махмудов обнародовал общественности свои предложения о Деде Горгуде: «Считаю, что в святилище Деде Горгуда должны быть проведены раскопки и продолжено изучение племени баят, его истории, современного положения, обычаев и традиций. К этим исследованиям должны быть привлечены сотрудники Дербентского государственного музея-заповедника. В Дербенте — крепости дружбы на азербайджано-российской границе, должен быть установлен памятник создателю героического эпоса Деде Горгуду, занимающего особое место в мировой литературе, и этот памятник должен хранителем исторической дружбу между двумя странами».

You might also like...

Мехрибан Садыгова и Фазиль Курбанов обсудили вопросы развития азербайджанской общины России и ее перспективы

Read More →