Вряд ли найдёшь и сегодня в мире человека, который бы не слышал об этой музыкальной кинокомедии гениального композитора ХХ века Узеира Гаджибекова, съёмки которой начались, (подумать только!), в разгар войны, в 1943 году, и закончились… в победном 45-м. Казалось бы, где война, и где комедия! До комедии ли тогда было! Но… какой же царский подарок преподнесли народу-победителю создатели фильма, сами того не подозревая. Кстати, гений кинематографа Иван Пырьев, тоже ведь в разгар войны, снимал свою комедию «Свинарка и пастух».
Как рассказывали мне потом родители, люди толпами шли тогда в кинотеатр, чтобы хлебнуть свою дозу мирной, счастливой жизни, вот они – «Свинарка и пастух», «Аршин мал алан»! Эти фильмы для народа, только-только пережившего страшнейшую войну, были спасительной отдушиной, благодатным лекарством от того ужаса, что они пережили. А жизнь-то, оказывается, как и прежде, прекрасна и неповторима! Глядя на героев этих кинjкомедий, в этом снова и снова счастливо убеждаешься.
…Главным героем фильма «Аршин мал алан», ставший к тому времени, поистине, национальным героем, а впоследствии и кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, народным артистом СССР, депутатом Верховного Совета СССР, лауреатом Сталинской премии был 30-летний актёр и исполнитель потрясающих ролей и песен о любви Рашид Бейбутов из Баку. Наверняка, у всех в памяти его гениальные песни, как настоящие гимны любви: «Я встретил девушку, полумесяцем бровь, на щёчке родинка, а в глазах любовь! Ах, эта девушка, меня с ума свела, разбила сердце мне, покой взяла…». Помню, на каждом углу Баку, из каждого окна по вечерам звучали любовные песни Рашида. Напомню ещё одну, совершенно незабываемую: «Воды арыка, как живые, переливаясь, журча и звеня. Возле арыка я помню, впервые, глянули эти глаза на меня. В небе блещут звёзды золотые, ярче звёзд очей твоих краса! Только у любимой, могут быть такие, необыкновенные глаза!» Женщины в обморок падали от счастья, слушая эти песни в исполнении Бейбутова. Лично я, ни до, ни после, не слышал ничего подобного, такой потрясающей силы была его любовная лирика. Теперь-то стало всё проще и конкретнее: «Ты отказала мне два раза, вот такая вот зараза!», или: «Муси-пуси, я твоя…». Налетай, бери меня! Уж такая нынче лирика пошла.
…Фильм «Аршин мал алан» долго не сходил с экранов кинотеатров страны и даже мира (телевизоров тогда ещё и в помине не было), 140 стран закупили этот фильм Узеира Гаджибекова и Рашида Бейбутова, продублировали на 86 языков! Кстати, как потом было подсчитано, только за два года проката, прибыль от фильма составила 60 миллиардов рублей, в то время как на съёмки ушло всего лишь 6 миллионов. Во, как работали люди! Цифры, прямо-таки для Книги рекордов Гиннеса. Жаль, сейчас про тот шедевр музыкального творчества не вспоминают и не показывают, а я бы с удовольствием сходил, и друзей бы своих прихватил. Но не по «ящику», а именно в кинотеатре, на большом экране, в зале, с хорошей акустикой.
…А с чего это я вдруг вспомнил об этом «аршине», спросите вы. А вот с чего. Не скрою. Захотел рассказать о своих незабываемых встречах с Рашидом Бейбутовым на стыке 60-70-х годов в родном городе Баку. Это когда в моей любимой газете «Молодёжь Азербайджана» открыли рубрику «Клуб интересных собеседников» и поручили этот участок работы мне. Кстати, на нечто подобное затравил меня и Акшин Кязимзаде в своей газете «Идман-Спорт». Ведь мой герой в равной степени был интересен как музыкальному миру, так и спортивному. Дело в том, что Рашид в молодости занимался… тяжёлой атлетикой! Коллега, стало быть. И впоследствии не расстался с ней, был избран даже председателем федерации тяжёлой атлетики республики. Вот такой знатный у меня был герой, на самом старте журналистской деятельности. Повезло, так повезло!
Тогда, только-только открылся в Баку театр песни Рашида Бейбутова, который, кстати, и по сей день успешно функционирует. Ну, ещё бы, ведь он носит ИМЯ своего создателя. И стал едва ли не академией песни.
Так вот, пришёл я в тот театр песни, встретился с хозяином, представился… Он, в ответ, едва заметно встрепенулся, внимательно посмотрел на меня и, широко улыбнувшись, сказал: «Тот самый? Чемпион? Я же вас знаю!» — и мы крепко пожали друг другу руки.
Вот это да! Я поначалу чуть, было, не упал от волнения, а потом всё понял, и слегка успокоился: «ведь он же наш, родной, председатель тяжелоатлетической федерации, как же он чемпионов-тяжелоатлетов не будет знать?»
Но говорили мы с ним, по моей просьбе, не столько о чемпионах и рекордсменах, сколько об артистах, о музыке и об учениках.
— Об учениках? Замечательно! Вот они мои ученики! – сказал он и повёл меня в зал, где уже шли занятия.
— Тамила, не срывай голос, ниже бери, ниже, ещё ниже! – выдал он, по ходу, ценное указание своей голосистой ученице.
— Какие у вас замечательные ученики, — искренне восхитился я, глядя на юношей и девушек, старательно выполняющих все советы и указания своего наставника.
— А плохих мы и не держим, — сказал маэстро, — ведь у нас же не кружок художественной самодеятельности, у нас… ТЕАТР ПЕСНИ!
— А парочку будущих знатных имён не могли бы для истории озвучить, дорогой Рашид-муаллим? Чтобы я потом мог считать и себя причастным к этому процессу…
— Ну, так давайте, попробуем, — сосредоточился он, — вот, к примеру, Тамилла Агамиева, у неё большое будущее, я её уже включил в свою концертную группу. Прекрасно работает. А рядом с ней, присмотритесь, тоже способная девочка, Ирочка Аллегрова, из артистической семьи, между прочим. Кстати, к ним домой частенько «звёзды» заглядывают: Галина Вишневская со своим супругом Ростроповичем, Зейнаб Ханларова, восходящая звезда Мусик Магомаев… Есть у нас и ребята способные: Эмин Бабаев, например, Джавад Зейналлы…
… Кстати, забегая вперёд, скажу: любимая ученица Рашида Бейбутова Ирочка Аллегрова, на днях отметившая 65-летие, с большой благодарностью по сей день вспоминает своего УЧИТЕЛЯ. Я её как-то об этом даже спросил, и она, Императрица отечественной эстрады, как её теперь называют, слегка, как я заметил, даже прослезилась, от тех трогательных воспоминаний своей юности в театре песни Рашида Бейбутова.
— Это была не школа, и даже не театр, это была АКАДЕМИЯ! – сказала она.
Мне было очень приятно это слышать. И уж тут, как говорится, добавить нечего.
Браво, маэстро!
Валерий ТАТАРИНЦЕВ