Возможность заказать халяльную еду сначала будет доступна на всех видах самолётов «Аэрофлота» с 1 января 2016 года. Халяль востребован не только среди мусульман, но и среди людей, которые ценят «безопасность и чистоту», считают эксперты.
Ассоциация предпринимателей-мусульман (АПМ) России начала поставлять халяльную еду на внутренние и международные рейсы российских авиаперевозчиков; в свою очередь опрошенные РИА Новости эксперты назвали сферу халяльных продуктов «перспективным экспортным направлением».
«Контролировать соблюдение соответствия питания с исламскими нормами будет комитет по стандарту «халяль» Духовного управления мусульман Республики Татарстан», – сказал РИА Новости первый вице-президент АПМ Айдар Шагимарданов.
Он уточнил, что возможность заказать халяльную еду сначала будет доступна «на всех видах самолётов «Аэрофлота» и добавил, что она появится с 1 января 2016 года.
Что такое халяль? Халяль («дозволенное») – всё то, что разрешено у мусульман к употреблению и использованию, в том числе в пищу. Достоверность продукции подтверждается путём соответствующей маркировки, чему предшествует процесс сертификации наёпредмет соответствия стандарту.
В иудаизме имеется родственное сходное понятие – «кошер». Кошерные продукты должны соответствовать нормам иудейского права.
Как отмечают исламские деятели, мусульмане могут употреблять кошерную пищу в случае отсутствия халяльной.
Неосвоенный сегмент Первый вице-президент АПМ заверил РИА Новости, что халяльное питание в России – «очень большой рынок». Хотя сейчас, занимающиеся перевозкой пассажиров компании не включают в свои меню халяльную еду. По его словам, сейчас полностью отсутствует халяльное питание на всех видах морского и речного транспорта.
В свою очередь генеральный директор Международного центра стандартизации и сертификации «халяль» (МЦСиС) Совета муфтиев России (СМР), председатель Евразийского союза стандартизации и сертификации «халяль» Айдар Газизов сказал, что уже много лет делаются попытки включить халяльную пищу в список предоставляемых в общественном транспорте продуктов. Однако, как сказал он, данная инициатива не всегда находит понимания у компаний, занимающихся перевозкой пассажиров.
«Один аппарат (через который можно купить халяльную еду) стоит в бизнес-зале аэропорта «Домодедово», но это узкий сегмент, ведь он даже не в общем зале стоит. В аэропортах уже есть молельные комнаты – это хорошо. Я думаю, что скоро мы подойдём и к питанию» — сказал Газизов, добавив, что работа по включению халяльной продукции в меню перевозчиков активно ведётся и сейчас «всё для этого есть».
Причины популярности халяля в России Первый зампред СМР Рушан хазрат Аббясов сказал, что сейчас «в этом отношении есть востребованность», которую он связывает с двумя причинами. Во-первых, в России сейчас идёт период духовного возрождения, что обуславливает интерес к халялю со стороны мусульман. «Очень часто обращаю внимание на нашу молодёжь, которая воспитана в духовно-нравственных ценностях и конечно же для них это уже нормой стало», – сказал Аббясов.
Вторую причину растущей популярности разрешённых исламом продуктов он видит в том, что стандарт соответствия нормам шариата предусматривает, прежде всего, «безопасность и чистоту». Он обратил внимание на то, что халяль можно покупать не только мусульманам.
Советник СМР по исламской экономике и финансам Мадина Калимуллина привела в беседе с агентством следующие данные: 60 процентов клиентов халяльных магазинов не являются мусульманами. «Если брать крупные сетевые магазины, а именно халяльные прилавки, то, например, курица и мясо не остаётся даже до вечера. Эта продукция пользуется популярностью», – заверила Калимуллина и добавила, что «если сейчас взять данные по рынку, то в целом потребительский спрос упал значительно», но «в отношение халяльной продукции такого нет».
Экспорт по шариату Если рассмотреть объём производства халяльных продуктов в уходящем году, то он, по словам Калимуллиной, «значительно не увеличивался». Тем не менее, несмотря на это в России появляются «новые производства и новые торговые компании». Связано это с тем, что многие из них ориентированы на экспорт. Она считает, «что у экспорта больше перспектив в виду ситуации на валютном рынке».
Мнение советника СМР поддерживает гендиректор МЦСиС, отметив, что «продукция стала привлекательной» не только вследствие «обвала рубля», но и потому, что «она действительно качественная».
Он также сообщил, что над экспортом сейчас работают в основном те предприятия, которые связаны с переработкой птицы. В этом году уже начались «пробные поставки», а в следующем планируется, по словам Газизова, начать «объёмные плановые поставки из России за рубеж». Экспорт будет вестись в Иорданию, Бахрейн, ОАЭ, Катар и Египет, так как, полагает глава МЦ, интерес к российской халяльной продукции обусловлен весьма низкой долей собственного продовольствия. «Они обеспечены своими продуктами только процентов где-то на 30%, а примерно 60-70% они завозят», – сказал он.
Жёсткие правила лицензирования «Российский халяльный экспорт, – как считает Заведующий научно-исследовательской лабораторией исследований международной торговли РАНХиГСАлександр Кнобель – имеет хорошую перспективу, если преодолеет барьер», связанный с получением разрешения той страны, куда собираются направлять экспорт.
Хотя такое препятствие уже, по всей видимости, преодолено. Как сказал председатель Евразийского союза стандартизации и сертификации «халяль», наличие сертификата о присвоении стандарта «халяль» позволяет российским производителем избежать аудита со стороны арабских государств. «Без наличия сертификата «халяль» они даже не разговаривают», – уточнил Газизов.Такое отношение к сертификату связано с правилами его
получения, которое проходит в три этапа. «Первый этап называется анализом заявки. Мы изучаем все документы, вид деятельности – может ли предприятие производить халяльную продукцию или оказывать соответствующие стандарту услуги», – сказал собеседник РИА Новости. Второй этап заключается в непосредственной проверке того, насколько представленная в заявочных документах информация «соответствует действительности». Для этого специалисты центра стандарта «халяль» отправляются на предприятие и проводят необходимые проверки. Там же проходит «экспресс-обучение стандарту». В случае соответствия производства условиям получения лицензии, организации выдаётся сертификат, дающий ей право производить продукцию под маркировкой «халяль».
Газизов обратил внимание на то, что срок действия лицензии составляет один год. Помимо этого, центр сертификации направляет своего эксперта, который постоянно следит за соблюдением халяльных норм при производстве и «выписывает сертификат на партию готовой продукции».
В случае несоблюдения условий лицензии предприятие лишается сертификата, а МЦСиС пытается «воздействовать через СМИ», информируя о таких случаях потребителей.
Вследствие того, что сфера халяльного питания в России только развивается, то, по словам гендиректора МЦСиС, «появляются всякого рода дельцы, старающиеся на этом нажиться». Тем не менее, как считает он, «в общей своей массе производители достаточно дисциплинированны».
Источник: РИА Новости