Пользователь ФЕЙСБУКа Елена Баранчикова на своей страничке так проникновенно описала свое состояние восхищения, настроение и непередаваемые ощущения от знакомства с азербайджанскими мугамами, в особенности, с симфоническим мугамом Ниязи «Раст», что мы не могли не разместить такое восхитительное откровение человека, глубоко проникнувшего в сложный мир мугамного искусства…
Справка: Елена Баранчикова родилась в г. Бийск Алтайского края. Драматург, издатель, член Союза журналистов России. Печаталась в сборниках и литературных журналах «Дон», «Нана», «Петровский мост», «Идель». Автор пьес «Меч Аттилы», «Наводнение» (в 2016 г. пьеса получила приз Международного конкурса драматургов «Свободный театр», поставлена в 2019 г. в Перми, в театре «У Моста», реж. Овлякули Ходжакули, Лондон), «Пещера», «РаневскаяРЭПетиция»,»Облако Чингисхана» (по мотивам легенды Ч.Айтматова, поставлено в 2019 г. в Академическом Башкирском театре им. М. Гафури, реж. Мусалим Кульбаев, Уфа), «Призрак Фриды», «Первая любовь».
«Я никогда не была в Гёйчае (река в Азербайджане — прим.ред), на Синей реке, не видела окружившие ее плотной лесистой стеной горы, эти бугры, косогоры, гладкие камни, что столпились вдоль берега у скалистых круч, и те, что слились уже в безликое серое крошево, на них с шумом падает вода, разбиваясь в брызги, как мимолетное виденье бесследно исчезая в воздухе …
Волна иногда поднимется вверх, размечтавшись о чем-то, она воспарит над суетой и земным круговоротом, неожиданно остановится на взлете, оглянется и замрет, почувствовав вдруг силу и свободу, на мгновение радостно взлетит вверх, зависнув в воздухе прямо над обрывом, а потом вновь прижмется в слезах к каменистому берегу, не желая с ним расставаться. С плачем и причитаниями, уносимая куда-то мощным порывом ветра, вконец обессиленная, она прозрачным бестелесным ангелом полетит безропотно вслед за ним, притихнув, уступит, сдастся его напору, власти и безудержной силе.
Камни безмолвствуют, они ничего не скажут и ничего не попросят, терпеливо примут и боль, и отчаяние, и внезапно пришедшую весну, вобрав в себя солнечное тепло, свет и надежду, это застывшая тайна.
Лишь изредка молчаливо и едва приметно блеснут, засияют, взглянув на яркое солнце, и вновь сольются в безжизненной горке. Провожая одинокого путника, они устелют его долгую дорогу, покорно, со скрежетом лягут ему под ноги. Сотни серых окаменевших зрачков откуда-то из глубины устало, с укором будут смотреть ему вслед, но за ним не пойдут, останутся лежать, словно гвоздями прибитые к пологому угорью. Камни ни о чем не спросят, они никогда не попросят пощады, возьмут на себя боль, скорбь и чужую вину и все простят.
Безмолвные души молчаливо взирают на мир и внемлют всему, что происходит вокруг, но внутренняя борьба, которая замурована где-то в глубине, спрессовывает, побеждает время. Это иная, неведомая и неподвластная никому жизнь, в ней драма и одновременно надежда, трепет, но в ней скрыта какая-то внутренняя радость и жажда жизни. Все реки сливаются, с какой эта Синяя река сольется там, вдали, я никогда не узнаю.
Природа, словно на качелях, раскачивается на шатком мостке над рекой, пробивается былинкой среди камней, лес качается над горной кручей, он весело шелестит над обрывом и поет вместе с птицами. Метаморфозы … рождается симфония звуков. Слушая азербайджанские мугамы, симфонический мугам Ниязи «Раст», мне вдруг кажется, что я чувствую музыку самой природы, этот хор, который летит над Синей рекой, парит, простирается над землей, вбирает в себя весь мир, поднимаясь над мирской суетой и улетая куда-то ввысь, в неведанные зовущие дали, которые тоже поют, влекут к себе и манят.
Звук будто прощается с безбрежным океаном жизни, с солнцем, воздухом, деревьями, водой и камнями, со всем божьим миром, и уже нельзя вернуть, остановить эту летящую и поющую трепетную душу, она ускользает, покидает землю, кажется, навсегда прощается с ней … Словно ощущая рядом чье-то незримое присутствие, будто ведомые кем-то, мы подчиняемся этой силе, которая уже внутри нас самих и рвется оттуда наружу, подчиняемся влекущему нас потоку, этим звукам космоса, этой незримой и бестелесной поющей душе, по наитию мы летим следом за ней, ведь она еще не ушла, не покинула этот мир, и мы еще не ушли, а лишь на середине пути, но все идем туда, чтоб потом возвратиться назад.
Вечный зов, движение к чему-то неизвестному, откуда уже нет возврата, – трагедия, драма? Нет, это состояние полета, гармония, счастье, когда радость переполняет, дух вдруг воспаряет, душа очищается, ты погружаешься в музыку и уже вокруг ничего не замечаешь, только ловишь эти звуки, этот благовест …
Пусть звучит эта музыка, этот гимн жизни … я слышу его, передо мной встает образ Синей реки, я вижу перед собой эту реку, хотя никогда на ней не была, и иду в гору как тот самый одинокий путник, и у меня под ногами серые окаменевшие зрачки, это камни смотрят на меня, я ощущаю, что кто-то идет со мной рядом и за руку ведет меня в гору».
Елена БАРАНЧИКОВА