Азербайджан сыграл значительную роль в обеспечении поставок для оборонных нужд из-за рубежа. Здесь проходил южный маршрут ленд-лиза, ставший жизненно важной артерией для Советского Союза в годы Великой Отечественной войны. Через Баку, этот нефтяной центр, шли эшелоны с техникой, продовольствием и медикаментами, прибывавшие из Ирана и других стран. Азербайджанские нефтяники, работая в невероятно сложных условиях, обеспечивали фронт топливом, а местные заводы переоборудовались для производства военной продукции. Эта самоотверженная работа, часто остававшаяся в тени масштабных сражений, а также эффективное снабжение Красной армии горючим сыграло важнейшую роль в достижении победы Советского Союза над фашистской Германией
Безусловно, львиную долю ГСМ для действующей армии произвела отечественная нефтяная промышленность, но отдельные виды горючего (в частности, высокооктановый авиационный бензин) поставлялись в нашу страну союзниками — США и Великобританией — по системе ленд-лиза. Этот термин американский (закон о ленд-лизе был принят в США еще до начала Великой Отечественной войны, в январе 1941 года), а по своей юридической природе применительно к поставкам авиатоплива ленд-лиз близок к понятию льготного товарного кредита с большой рассрочкой платежа.
По итогам проходившей с 29 сентября по 1 октября 1941 года Московской конференции представителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании — были подписаны протоколы о взаимных поставках на период войны, и система ленд-лиза в полном объеме была распространена на Советский Союз. Первая партия грузов в счет этих поставок прибыла в СССР очень оперативно, уже в конце октября, но значимая помощь западных союзников в 1941–1942 годах существенно отставала от объемов, запланированных московскими протоколами. Заметное увеличение поставок началось с лета 1943 года.
Поставки осуществлялись по нескольким маршрутам: северному (атлантическому), южному (трансиранскому) и восточному (тихоокеанскому). Для перегона американских самолетов на советскую территорию использовалась воздушная трасса Аляска — Чукотка.
По северному, самому короткому маршруту арктические конвои доставляли грузы из Англии в советские порты на Баренцевом и Белом морях — Архангельск, Молотовск (ныне Северодвинск) и Мурманск. В 1941 году по этому маршруту прошло почти 43% всех поставок Советскому Союзу, в 1942 — около 39%. По тихоокеанскому пути в 1941 году направлялось более 53% всех поставок, в 1942 году через советский Дальний Восток прошло почти 30% грузов.
Южное иранское направление поставок по ленд-лизу было обеспечено тем, что северный Иран с августа 1941 года контролировался Красной армией. Штаб советских войск размещался в Тегеране, в здании железнодорожного вокзала. Конвои с грузом шли от портов на Персидском и Оманском заливах (Абадан, Хорремшехр, Бендер-Аббас, Сирик, Джаск) по железным и автомобильным дорогам к портам на Каспии (Энзели, Ноушехр, Чамхале), откуда грузы морем судами Каспийской военной флотилии доставлялись в Баку и Астрахань. До конца 1942 года каспийские конвои подвергались активным атакам немецкой авиации. Основными товарами, поставляемыми по ленд-лизу через Иран, были автомобили и горюче-смазочные материалы. Морской путь от восточного побережья США до иранских берегов занимал около 75 дней.
На начальном этапе использования этого маршрута (с ноября 1941 года) ежемесячно можно было перебрасывать не более 10 тысяч тонн грузов. В результате, по итогам 1941 года, через Иран прошло лишь 3% от общего объема поставок по ленд-лизу. Это объяснялось отсутствием в Иране современной транспортной инфраструктуры.
В связи с этим, британские армейские подразделения, под руководством инженеров и с привлечением местного населения для земляных работ, незамедлительно приступили к реконструкции железной дороги, соединяющей Персидский залив и Тегеран. Кроме того, они построили автомобильную дорогу с твердым покрытием, ведущую на север страны. Англичане также полностью реконструировали порт Бендер-Шахпур, а американцы с нуля построили порт Хорремшехр на Оманском заливе.
Эти меры дали значительный логистический эффект: начиная с мая 1942 года, объемы поставок выросли до 80–90 тысяч тонн в месяц, а со второй половины 1943 года и до конца войны колебались от 100 до 200 тысяч тонн в месяц.
Специально для нужд ленд-лиза, рядом с иранскими портами были в ускоренном темпе построены автомобильные заводы под управлением General Motors. Крупнейшие из них — TAP I (Truck Assembly Plant I) и TAP II — располагались в Андимешке и Хорремшехре соответственно. В 1945 году оба завода были демонтированы и вывезены в СССР. За годы войны с иранских предприятий в Советский Союз было отправлено более 184 тысяч автомобилей, которые перегонялись по маршрутам Тегеран — Ашхабад, Тегеран — Астара — Баку и Джульфа — Орджоникидзе (ныне Владикавказ).
Кроме того, в Абадане была налажена сборка военно-транспортных самолетов Douglas.
В начале декабря 1943 года на базу прибыли военнослужащие, имевшие боевой опыт. В штабе иранской группировки войск в Тегеране с руководителями внешторговых акционерных обществ «ИранСовТранс» и «ИранСовНефть» были согласованы вопросы материально-технического и финансового обеспечения работ, включая выделение и перегон автомобильного транспорта, наем и оплату труда местного населения и т.д..
В середине декабря основной состав базы прибыл к месту дислокации. Сразу же началась прокладка полевого трубопровода к причалу. Трубопровод состоял из двух ниток для подачи горючего из железнодорожных цистерн, двух ниток для перекачки авиатоплива из бочек и еще двух — для подачи алкилата. Также была проложена резервная линия.
На перевалочной базе было организовано несколько погрузочно-разгрузочных площадок: для слива горючего из железнодорожных цистерн и бочек (с использованием мотопомп), для приемки и разгрузки продукции в таре, а также для складирования заполненной и порожней тары.
Иранские рабочие, численностью около 300 человек, занимались разгрузкой, погрузкой и складированием. В начале 1944 года на базу из Тегерана завезли большое количество песка для противопожарной безопасности, что позволило устранить угрозу возгорания.
С прибытием на терминал наливной баржи “Ишимбай”, служившей буферным резервуаром, началась слаженная работа по перекачке горючего в баржи и танкеры для дальнейшей отправки в Советский Союз. Благодаря рационализаторам была разработана технология самотечного слива бензина из бидонов и алкилата из бочек. В случаях, когда из-за жары и перегрузок выходили из строя мотопомпы, применялся ручной способ слива, позволявший перекачивать до 7 тысяч бочек ежедневно! Значительные усилия требовались и для ручной зачистки резервуаров. Фактически, работники базы демонстрировали настоящий трудовой героизм.
В результате, план по переработке тарного авиагорючего был выполнен всего за 4 месяца, вместо запланированных шести. Всего было отправлено около 30 наливных барж с ценным авиационным топливом.
Военно-воздушные силы СССР получили необходимое количество горючего, что позволило в полной мере поддержать наступательные операции Советской армии в 1944 году, которые внесли значительный вклад в победу над фашизмом.
За 3,5 года работы по трансиранскому маршруту было перевезено около 4,2 млн тонн грузов для Красной армии, что составило примерно 24% от общего объема поставок по ленд-лизу.
Не в последнюю очередь благодаря этой помощи и налаженному через Азербайджан каналу поставок, советские войска смогли отстоять Кавказ и выиграть битву за нефтяные месторождения, обеспечив ресурсную базу региона.
Мехман Мамедов