Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Азербайджан и вызовы мировой экономики в 2015 году

  • 02/02/2015 --
  • Просмотров: 4770

АзербайджанЗамедление темпов роста, падение цен на нефть – вот основные вызовы, с которыми мировой экономике пришлось столкнуться на рубеже 2014-2015 гг.

По мнению большинства экспертов, мировые проблемы, которые возникли в 2014 году, не будут исчерпаны в 2015-м. Как результат нестабильные цены на нефть по-прежнему остаются вызовом для целого ряда нефтедобывающих стран, в том числе для Азербайджана.

Резервы есть

Говоря о снижении нефтяных доходов, независимые эксперты и представители госструктур уверенно заявляют: Азербайджану в краткосрочной перспективе ничего не угрожает. У страны есть «подушка безопасности», которая предусмотрительно формировалась в эпоху высоких цен на нефть. Стратегические валютные резервы страны превышают $50 млрд.

По словам доктора экономических наук, председателя Центра экономического и социального развития Вугара Байрамова, стратегические валютные резервы Азербайджана в 8 раз превышают внешний долг страны, и в данной ситуации Азербайджан в определенной степени застрахован от внезапных кризисов и застойных процессов, в том числе в случае сохранения низких цен на нефть в этом году.

Аналогичной точки зрения придерживается и председатель правления Центрального банка Азербайджана (ЦБА) Эльман Рустамов, по словам которого, в период высоких цен на нефть Азербайджан проявил конструктивный экономический подход и создал хорошую «финансовую подушку».

«За счет данной «финансовой подушки» в период низких цен страна сможет обеспечить свою макроэкономическую стабильность. У нас есть масса возможностей для маневров», — уверен Э.Рустамов.

Отметим, что стратегические валютные резервы Азербайджана формируются из резервов Центрального банка, активов Государственного нефтяного фонда (ГНФАР) и казначейских средств Министерства финансов.

То, что в Азербайджане имеется подобный фонд, является отрадным фактом на фоне вызовов, стоящих перед мировой экономикой в целом.

Далеко не каждое государство может похвастаться подобного рода бережным отношением к доходам от реализации углеводородных ресурсов. Сегодня в ГНФАР аккумулируются доходы от реализации нефтегазовых контрактов, в частности, от реализации прибыльной нефти государства, транзитных тарифов за транспортировку нефти и газа по территории страны и пр.

Кроме того, с 2012 года ГНФАР начал инвестировать в новые типы активов — акции, недвижимость, золото. Фондом достаточно активно приобретается ликвидная недвижимость в мировых мегаполисах – Москве, Лондоне, Париже, Сеуле. Исполнительный директор ГНФАР Шахман Мовсумов отмечает, что рынок недвижимости Азии демонстрирует стабильную доходность, поэтому фонд будет продолжать изыскивать подобные инвестиционные возможности в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Как видно, в фонде аккумулируются доходы не только от нефти и газа, но и от управления его активами, причем, управляются эти стратегически важные для страны ресурсы высокопрофессиональными менеджерами.

Как результат, если в 2001 году объем средств ГНФАР составлял $270 млн, то 29 декабря 2014 года этот показатель превысил $37 млрд. Таким образом, за 15 лет активы ГНФАР увеличились в 137 раз (!)

Задел на будущее

Апеллируя к этим цифрам, некоторые читатели полагают, что «в случае чего» средства ГНФАР направляются на заполнение бюджетных пробелов, в частности, на вопросы, связанные с исполнением социальных программ правительства. Например, обеспечение финансирования зарплат бюджетникам, пенсий, пособий и т.д. Действительно, трансферты ГНФАР формируют солидную долю доходной части госбюджета страны.

Так, в 2015 году доходы госбюджета Азербайджана прогнозируются на уровне 19,438 млрд манатов, расходы — 21,1 млрд манатов. При этом поступления по линии ГНФАР должны составить 10,388 млрд манатов, или 53,4% от всех доходов госказны. Однако средства фонда расходуются не столько на решение социальных вопросов, сколько на инфраструктурные проекты, нацеленные, в первую очередь, на будущее.

ГНФАР, как отмечал его руководитель Ш.Мовсумов, «был создан в 1999 году Общенациональным лидером Гейдаром Алиевым с целью сохранения макроэкономической стабильности, аккумуляции нефтяных доходов и управления ими, создания финансовых резервов для будущих поколений». Средства фонда, помимо аккумуляции, идут на решение целого ряда стратегических проблем, ведь без этого невозможно будущее развитие страны. Ведь с реализацией инфраструктурных проектов открываются новые возможности для Азербайджана.

По словам Ш.Мовсумова, такова политика правительства и Президента Азербайджана.

«За короткий период времени мы улучшили дорожную инфраструктуру, и если ранее Азербайджан импортировал электроэнергию, то сегодня страна является ее экспортером. Кроме того, мы построили новые школы, совершенствуем водно-канализационную систему, часть средств фонда будет направлена на реализацию проекта развития широкополосного интернета Fiber to Home, который создаст новые возможности для частного сектора.

В Азербайджане существует долгосрочная стратегия «Превратим «черное золото» в человеческий капитал», и сегодня, к примеру, средства от реализации нефтегазовых проектов расходуются на обучение азербайджанских студентов за рубежом в рамках соответствующей Госпрограммы», — сказал глава ГНФАР.

В этом контексте стоит отметить, что средства ГНФАР направлялись на такие стратегически важные проекты регионального масштаба, как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), железная дорога Баку-Тбилиси-Карс (БТК). Сегодня они направляются на создание спортивной инфраструктуры для проведения в Баку Европейских игр-2015 (1,3 млрд манатов). Кроме того, в текущем году в целях обеспечения деятельности «Южного газового коридора» на проект полномасштабной разработки месторождения «Шах дениз» (Стадия-2 проекта), расширение пропускной способности Южно-Кавказского трубопровода (ЮКТ), реализацию проектов строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического газопроводов (ТАР) из ГНФАР будут выделены средства в размере 997 млн 016,2 тыс. манатов.

Стоит ли говорить, какие дивиденды принес стране тот же БТД, и не только с точки зрения финансовых поступлений? А какие перспективы открываются перед страной с реализацией проекта «Южного газового коридора»?

Благодаря этому проекту «большой газ» из Азербайджана поступит на мировой рынок, что принесет стране огромные экономические и политические дивиденды.

Иными словами, сегодня полученные средства эффективно управляются фондом, в том числе направляются на финансирование важных общенациональных проектов, нацеленных на социально-экономическое развитие страны.

Поэтому разговоры о «разбазаривании» средств фонда для решения вопросов, не носящих стратегический характер, не соответствуют действительности.

Однако необходимо отметить, что в условиях изменившейся мировой конъюнктуры, особую актуальность приобретает и вопрос сохранности и преумножения доходов, аккумулируемых в фонде национального благосостояния. Но как этого добиться? Учитывая, что с падением мировых цен на нефть доходы ГНФАР могут снизиться уже в текущем году?

Кризисов не будет

«Даже если тенденция снижения мировой цены на нефть остановится, международные финансовые институты не прогнозируют в ближайшее время ее значительного роста», — сказал 1news.az доктор экономических наук, председатель Центра экономического и социального развития (ЦЭСР) Вугар Байрамов.

Однако, по его словам, в 2015 году в стране не ожидается серьезных проблем в связи со снижением мировых цен на нефть. «Прогнозируется, что в этом году трансферты ГНФАР в госбюджет составят 10,3 млрд манатов. То есть, перечисления ГНФАР обеспечат 53,4% доходов госбюджета, остальная часть будет сформированы за счет прочих доходов. Это говорит о том, что в 2015 году мы не столкнемся с проблемами с формированием бюджетных доходов», — считает эксперт.

Между тем он отметил, что в 2015 году ГНФАР потратит почти 1 млрд манатов на финансирование работ в рамках «Южного газового коридора». «Это составит почти 12 млрд манатов вместе с трансфертами в госбюджет, тогда как реальные доходы фонда будут ниже этой отметки.

Согласно бюджету ГНФАР доходы прогнозируются на уровне 10 млрд 246 млн манатов, тогда как наши расчеты показывают, что если цены на нефть будут составлять даже $60, доходы ГНФАР будут составят примерно 6,5 млрд манатов. С одной стороны, Центробанк расходует свои резервы, с другой, ГНФАР осуществляет трансферты в госбюджет, что приведет к тому, что к концу 2015 года валютные резервы страны снизятся. Таковы реалии мировой экономики», — сказал В.Байрамов.

По его словам, даже если мы добьемся значительного увеличения доли ненефтяного сектора в ВВП, а также в бюджетных доходах, необходимо признать, что нефтяной сектор по-прежнему доминирует в структуре экспорта страны.

По словам Байрамова, руководство страны все это прекрасно понимает и работает в направлении диверсификации экономики. «Согласно официальной статистике, доля ненефтяного сектора в ВВП увеличилась в 2014 году с 56 до 62%, в бюджетных доходах – с 25 до 34%. Тем не менее, львиную долю экспорта страны составляют нефть и нефтепродукты.

Именно поэтому на последнем совещании Президент Азербайджана Ильхам Алиев отметил необходимость наращивания ненефтяного экспорта и дал в связи с этим конкретные поручения.

Именно поэтому на заседании Кабинета министров, посвященном итогам социально-экономического развития Азербайджана в 2014 году и предстоящим задачам, было привлечено внимание к развитию ненефтяного сектора, в частности, нетрадиционных отраслей экономики, включая металлургическую отрасль.

Государство нацелено на дальнейшую поддержку развития ненефтяного сектора и отраслей, способных производить экспортоориентированную продукцию. То есть, сегодня для того, чтобы сбалансировать потенциальное негативное воздействие цен на нефть, необходимо обязательно повышать экспортный потенциал ненефтяного сектора», — сказал эксперт.

Ставка на аграрный сектор

В.Байрамов отметил, что оценки ЦЭСР показывают: такие сферы, как информационные технологии, сельское хозяйство и туризм могут внести свою лепту в повышение экспортного потенциала Азербайджана и решение задачи диверсификации структуры экспорта. «Туризм, конечно же, является приоритетным сектором. Но для его развития необходимо повышение государственной поддержки и либерализация визовой системы», — сказал он, добавив, что особое значение имеет и развитие сельского хозяйства.

По его словам, выращивание пшеницы и производство зерна – не единственные стратегически важные сферы сельского хозяйства. «В перечень стратегически важной продукции необходимо включить хлопок, а также другую продукцию, напрямую связанную с обеспечением продовольственной безопасности страны.

С этой точки зрения крайне необходимо изменить портфель продукции, имеющей стратегический характер для страны. Он должен расшириться за счет новых видов продовольствия», — сказал В.Байрамов.     Говоря об увеличении удельного веса сектора в ВВП, глава ЦЭСР отметил необходимость пересмотра размеров субсидий и изменения условий предоставления их фермерам.

«Условия предоставления субсидий фермерам очень просты, и они не стимулируют повышение объема производства сельхозпродукции. Практически, фермеры получают финансовую помощь за каждый засеянный гектар, а не за определенный объем производства продукции. Такие условия не создают возможности для субсидирования производства другой продовольственной продукции, требующей гораздо больших усилий и затрат фермеров и приносящей гораздо большую урожайность.

Как видно, назрела необходимость изменения условий предоставления субсидий, чтобы финансовая помощь государства распределялась между фермерами согласно объему производства сельхозпродукции. Это послужит стимулом для наращивания производства продукции.

Таким образом, дотации государства сельскохозяйственной отрасли будут способствовать развитию АПК в целом, что сыграет свою роль в развитии ненефтяного сектора и диверсификации структуры экспорта страны», — считает он.

Ориентация – экспорт

Кроме того, по словам В.Байрамова, целесообразно предоставление фермерам экспортных субсидий (читайте подробнее здесь).

По его убеждению, государство, осуществляющее политику поддержки экспортоориентированных секторов экономики, улучшает показатели внешней торговли, получает больше доходов от экспорта.

Глава ЦЭСР отмечает также необходимость ускорения процесса создания в Азербайджане кооперативов и кластеров. «В то же время, согласно поручению главы государства, должен быть ускорен процесс создания в стране агропарков», — напомнил эксперт. По словам В.Байрамова, определенные доходы Азербайджан может получить и от развития пищевой промышленности.

И для этого отечественные производители должны сконцентрировать внимание на производстве высококачественной экспортоориентированной продукции. «Экспортный потенциал пищевой промышленности Азербайджана широк. И происходящие сегодня процессы показывают, что в ближайшее время Азербайджан должен усилить политику, связанную с развитием ненефтяного сектора.

Президент Азербайджана объявил 2015 год «Годом сельского хозяйства», что является положительным фактором с точки зрения диверсификации экономики и развития ненефтяного сектора», — сказал он.  При этом глава ЦЭСР подчеркнул, что если в некоторых странах только сегодня предпринимаются шаги по снижению зависимости экономик от внешних негативных воздействий, то в Азербайджане уже давно разработаны соответствующие программы. «Во главу угла по-прежнему ставится развитие ненефтяного сектора.

Очевидно, что сегодня, когда мировая экономика проживает далеко не лучшие времена, эта задача еще более актуализируется. Более того, решать ее нужно ускоренными темпами. Как путем развития аграрно-промышленного сектора, информационных технологий, туризма и других секторов экономики, так и предпринимательства. Необходимо также продолжать работы по улучшению инвестиционного и бизнес-климата», — резюмировал эксперт.

Алена Салаева

Источник: 1news.az