Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Азербайджан намерен приблизить пенсионную систему к немецкой модели

  • 20/10/2014 --
  • Просмотров: 3901

Sosial_Mudafie_Fond_070513Азербайджан планирует приблизить свою систему пенсионного обеспечения к пенсионной системе Германии. Для реализации этой цели в стране реализуется специальный твининг проект, направленный на создание условий для реформы пенсионной системы, сообщает FNKAA.Ru со ссылкой на trend.az.
Проект называется «Поддержка Государственного фонда социальной защиты в вопросах введения накопительного элемента в рамках страховой пенсионной системы, создания негосударственных пенсионных фондов и развития нормативно-правовой базы для регулирования их деятельности».

Этот проект позволит вовлечь простых людей в процесс формирования их собственных пенсий и будет способствовать развитию негосударственной пенсионной системы, которая очень широко распространена во многих европейских странах, включая Германию.

Проект реализуется Государственным фондом социальной защиты Азербайджана совместно с министерством благосостояния Латвии и Германской ассоциацией по политике социальной безопасности и научным исследованиям и финансируется ЕС в соответствии с Планом действий ЕС-Азербайджан в рамках Европейской политики соседства. Проект был запущен в мае 2014 и продлится 18 месяцев.

Проект не предусматривает никаких окончательных решений. Эксперты ЕС только поделятся своим опытом, помогут разработать способы внедрения системы негосударственных пенсий, подходящей непосредственно Азербайджану, и покажут преимущества негосударственной пенсионной системы.

«Негосударственная пенсионная система дает каждому человеку возможность добровольно отложить дополнительные сбережения для своей пенсии в частных пенсионных фондах. Таким образом, увеличивается финансовая безопасность людей в пенсионном возрасте,- сказала Trend представитель министерства благосостояния Латвии и советник проекта Агрита Гроза. — С другой стороны, деньги пенсионных фондов, которые составляют важную часть долгосрочных инвестиционных ресурсов, будут способствовать развитию финансовых рынков, рынков капитала и содействовать благосостоянию страны».

Даже если правительство Азербайджана примет решение о введении негосударственной пенсионной системы, потребуется довольно много времени и огромный объем работы, чтобы реализовать эти планы. Например, в Латвии разработка современной устойчивой пенсионной системы заняла двенадцать лет, сказала Агрита Гроза.

На самом деле очень часто можно услышать жалобы азербайджанских пожилых людей, что их пенсии намного ниже по сравнению с пенсиями европейцев. С одной стороны, они правы. В 2014 году средняя пенсия в Азербайджане составила 183 манатов ($ 233). Пенсии в странах ЕС действительно выше. Но с другой стороны, материальное благосостояние европейских и особенно западноевропейских пенсионеров является результатом не только щедрости государств, в которых они живут, но и в первую очередь их собственных усилий, предпринятых в трудоспособном возрасте. Как правило, люди в европейских странах делают регулярные отчисления из своей зарплаты в счет своей будущей пенсии, работают до весьма преклонного возраста и лишь потом получают высокие пенсии.

В то же время те, кто предпочитает более ранний выход на пенсию и делает небольшие пенсионные отчисления или вообще отказываются от них, получают довольно скромную пенсию.

Например, в Германии в целом минимальной пенсии не существует вообще. В случае недостаточного материального дохода лица в возрасте 65 лет и старше, а также лица с ограниченными физическими возможностями получают лишь пособие по нуждаемости.
Пенсии же в Германии формируются из различных источников, и негосударственное финансирование в виде различных форм частных сбережений составляет значительную часть немецких пенсий.

В целом в Германии существуют три уровня пенсионных схем: обязательные схемы как основа пенсионного дохода различных групп населения, профессиональные схемы и частные добровольные механизмы для обеспечения благосостояния в старости.

Наиболее важным элементом обязательной схемы является социальное пенсионное страхование. Раньше она предусматривала установленные в определенном размере выплаты, в то время как финансирование было различным (взносы работодателя и работника и федеральный грант).

Однако начиная с 2001 года характер этой схемы меняется в направлении схемы, предусматривающей не установленные на каком-то уровне пенсионные выплаты, а установленные на определенном уровне взносы. Средства, внесенные вкладчиками (работниками и работодателями) не сохраняются и не инвестируются, а используются для выплаты пенсий сегодняшним пенсионерам.

Возраст выхода на пенсию также влияет на размер пенсии. Начиная с 2012 года по 2029 год возраст выхода на пенсию в Германии будет постепенно увеличен с 65 до 67 лет — с 2012 по 2023 пенсионный возраст будет ежегодно увеличиваться на один месяц и достигнет 66 лет в 2023 году. С 2023-го пенсионный возраст с каждым последующим годом будет расти на два месяца и достигнет 67 лет в 2029 году. Каждый год, вычтенный из пенсионного возраста, приведет к тому, что общий объем выплат, получаемых людьми за годы на пенсии, снизится на 3,6 процента.

Профессиональные пенсии — это в основном пенсии по старости. Они в целом бывают на добровольной основе в частном секторе. Традиционно это были пенсии с точно установленным размером выплат, которые финансировались работодателем, но не обязательно были связаны с рынком капитала. Тем не менее, сейчас эта система пенсий меняется, и в дальнейшем она будет подразумевать такие виды пенсий, которые будут привязаны к рынку капитала, финансироваться в основном непосредственно работниками (а не работодателями) и предусматривать установленные отчисления вместо установленных выплат.

Кроме того, в Германии существует большое разнообразие добровольно финансируемых дополнительных видов сбережений на старость. Некоторые из них страхуются на случай смерти клиента, другие не подразумевают такие страховые элементы, некоторые имеют налоговые льготы.

Немецкая пенсионная система не уникальна. Латвия, например, имеет аналогичную систему с небольшими отличиями.

Между тем в Азербайджане люди очень мало вовлечены в процесс создания пенсии и пенсионных выплат. Пенсионная система в стране состоит из основного компонента, который выплачивается государством в фиксированном размере, независимо от заработной платы или истории взносов, и «страхового» компонента, который начисляется из отчислений в работоспособном возрасте в размере 25 процентов заработной платы (22 процента платится работодателем, три процента самим сотрудником).

После повышения пенсионного возраста в Азербайджане с начала 2015 года возраст выхода на пенсию для женщин составит 60 лет, а для мужчин останется на уровне 63 лет.

Однако есть планы по развитию нового компонента на основе реальных накоплений и взносов с целью развития страховой пенсионной системы. Эти планы не предусматривают отмены государственной накопительной пенсии. Этот новый компонент все лишь позволит людям заранее подумать о пенсии и в дополнение к фиксированным пенсионным выплатам от государства самостоятельно обеспечить некоторые надбавки. И вышеупомянутый проект направлен на достижение этой цели.

«В ходе реализации проекта партнеры по проекту и эксперты будут работать вместе, чтобы разработать законы для создания накопительного компонента в государственной пенсионной системе и создания негосударственных пенсионных учреждений. Также они будут работать над созданием механизма накоплений и управления средствами на индивидуальных накопительных счетах и стратегии для повышения осведомленности общественности о новой накопительной составляющей государственной пенсионной системы», — сказала Trend Агрита Гроза.

Следующая группа экспертов в рамках проекта прибудет из Латвии в Баку в ноябре, сказала советник. Двое из них начнут разработку технико-экономического обоснования (экономических расчетов) проекта, анализируя данные, полученные из Государственного фонда социальной защиты, Государственного комитета по статистике и министерств экономики и промышленности и труда и социальной защиты населения. Они должны подготовить подробные расчеты различных сценариев накопительной пенсионной составляющей в системе государственного социального страхования.

«Результаты технико-экономического обоснования будут использоваться для подготовки семинара в декабре, который положит основу для разработки детального плана накопительной системы и плана создания и регулирования частного, добровольного пенсионного обеспечения», — сказал Гроза.

Третий эксперт исследует существующие ИТ-системы Государственного фонда социальной защиты Азербайджана, посредством которых реализуется основной и «страховой» компонент пенсий, проанализирует их работу и разработает рекомендации, необходимые для усовершенствования их функционирования. Он также разработает технические решения для внедрения накопительного компонента в рамках государственной страховой пенсионной системы, сказала советник проекта.

«Необходимо сотрудничество различных государственных институтов — Государственного фонда социальной защиты и других соответствующих учреждений по ключевым вопросам, требующим решения для развития частного, добровольного пенсионного обеспечения, — сказала она. — Очень важной задачей является обеспечение осведомленности общественности и связь с потенциальными бенефициарами — работодателями, работниками, самозанятыми гражданами, фермерами и с другими группами населения в трудоспособном возрасте».