Cпектакль Азербайджанского государственного театра юного зрителя «Cəhənnəmdən məktublar» («Письма из ада»), поставленный по повести «Xortdanın cəhənnəm məktubları» («Адские письма страшилища») видного азербайджанского писателя-драматурга Абдуррагим бека Хагвердиева вызвал большой интерес российских СМИ, сообщает FNKAA.Ru со ссылкой на news.day.az.
Спектакль поставлен в рамках международного проекта художественным руководителем калмыцкого театра, заслуженным деятелем искусств РФ, почетным работником культуры Азербайджана Борисом Манджиевым. Спектакль поставлен в форме музыкальной притчи. Главные роли в постановке исполнили заслуженные артисты Кямаля Гусейнова, Гурбан Исмаилов, Шовги Гусейнов, а также молодые актеры театра.
Газета «Калмыцкая правда» опубликовала материал «Вечные истины в постановке Бориса Манджиева».
На протяжении более чем трех лет осуществляется тесная творческая связь между Азербайджанским государственным театром юного зрителя и Национальным драматическим театром Республики Калмыкия. В рамках соглашения о творческом сотрудничестве между директором Азербайджанского государственного театра юного зрителя, заслуженным артистом Азербайджана, заслуженным деятелем искусств Калмыкии Мубаризом Гамидовым и генеральным директором Национального драматического театра Республики Калмыкия, заслуженным работником культуры РК и почетным работником культуры Азербайджана Галиной Шураевой были проведены гастрольные туры.
В 2014 году главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств Азербайджана и Республики Калмыкия Бахрам Османов осуществил постановку спектакля «Любящая женщина» по одноименному роману писателя и драматурга Али Амирли на сцене калмыцкого театра.
Наказание в любви — ад!
«…Вот почему Бог отвернулся от меня. Только Бог может дать наказание за грех. А я счёл себя выше него. Поэтому молча ожидаю его решения. Ну, а ты по-прежнему можешь смыть свои грехи…»
Это говорил невинный, но в то же время виновный Дервиш из пьесы «Письма из Ада». Я не знаю, смог ли он убедить или нет, но спектакль получился отличным. Кроме того, так искусно, как говорится без шума и пыли. Простой, немного классический, немного поверхностный, немного свободный и независимый подход принес ожидаемые результаты. Это можно рассматривать как победу «Писем из Ада», созданного нашим классическим писателем Абдуррагим бек Ахвердиевым, или же плодом режиссерского таланта Бориса Манджиева, который является постановщиком этого спектакля, художественным руководителем Национального драматического театра Калмыкии, заслуженным деятелем искусств России и почетным работником культуры Азербайджана.
Подальше от «нравоучения»
С полной ответственностью можно сказать, что спектакль был абсолютно далек от навязчивых нравоучений, которые так и отталкивают человека от театра. То есть, чтобы ты ни возомнил о себе, мы хотели именно об этом тебе сказать. А теперь смотри и сам выбирай свою дорогу. Естественно, это однозначно успех режиссера Калмыкии. Это настоящая режиссерская работа, где режиссер играл кончиками пальцев, выискивая нужную фигуру, и слепил будто из пластилина актеров, но в то же время отдавал им волю по принципу «вот ты, а вот и сцена», а также укорачивал дистанцию между тем, что происходило на сцене и тем, что происходило в умах зрителей.
У режиссера тоже есть интересные мысли об этой работе и о коллективе: «Я благодарен, что прямо с самого начала коллектив театра мне очень помог. Я получил удовольствие от этого произведения. Я был поражен игрой актеров в процессе подготовки. Ваши актеры необычные. В Азербайджане есть много талантливых актеров. С ними можно подготовить любое произведение. Мне сложно было найти подход к этому спектаклю. Я все думал, поймут ли меня азербайджанские зрители, понравится ли им спектакль? Я верю, что прекрасное исполнение актеров приведет этот спектакль к успеху».
Хвала режиссеру за достойную оценку произведения и игры. Значит, не крича можно донести свой голос до самого конца сцены, не роняя слез можно заставить плакать и не переворачивая сцену вверх дном можно получить трогательный финал.
Все декорации, костюмы и оформление спектакля с легкостью можно собрать в один чемодан и разъезжать по разным городам. Его величество режиссер, который скромными, но в то же время ярко метафоричными декорациями (художник Элыпан Серханоглы) сказал всё, что хотел сказать. То есть, он не стал отрывать зрителя от идеи спектакля ненужными элементами и не создал лишний «груз» под ногами странствующего за кулисами актера, который врывается на сцену в нужную минуту.
После такой похвалы не думайте, что режиссер — гений или великий изобретатель. Нет, он обычный исполнитель, который просто правильно распределил постановку и драматический материал, используя при этом все возможности сцены. Дело совсем не в этом. Он, не изобретая велосипеда, смог донести до человека XXI века на его же доступном языке то, что А. Ахвердиев хотел сказать. Вот и всё.
Спектакль охватывает обычную, простую, немного традиционную тему: все в этом мире ищут справедливость, верят, что найдут её и умирают во имя этого. Или думают, что во имя вечной любви, ломая все табу, можно свободно и жить, и умереть, и если необходимо, то можно и убить.
Обитатели ада
Купец Хаджи Камяб (з.а. Ш.Гусейнов), не сдержавший слово, данное другу, готовый на всё ради того, чтоб стать родственником богатых людей, и ради своей цели пожертвовал дочерью. Он от того момента, как вышел из войны до того, как попал в ад, стал жертвой своих глупых мечтаний -жадной погони за богатством, внутренней трусости. Несмотря на все негативные аспекты, единственными его мыслями были его деньги и несуществующая репутация.
Жадная жена торговца (арт.Земфира Абдульсамедова) — еще одна из невиновных виноватых. Её единственная мечта — выдать дочь за богатого и похвастаться своим зятем, чтобы все ей завидовали. Актриса, ухватив желание режиссера, мастерски сыграла роль жены купца.
Гаджы Мирза Ахмед ага ведет себя как благочестивый религиозный деятель, который даже муху не обидит, ну а на самом деле, он готов на любого рода гадость. Вместо того, чтобы защитить молодых влюблённых, он вынуждает девушку на брак, что и стало её смертным приговором. Артист Элыпан Чарханлы долго работал над образом, дабы правильно выразить проклятую и низкую природу этого героя.
Мирза Мехди (арт. Рашад Сафаров), думающий только о своем благополучии и о еде, хотя его обязанность — давать детям знания, а также довольствующийся богатством Худаяр Хан (арт. Адалат Абдульсамед) не случайно попали в ад.
Великолепная троица
А теперь перейдем к главным героям ада: Страшилищу, Дервишу и Дьяволу. Как бы Дьявол не менял свой лик, не изменяя свою сущность, он везде творит зло. При этом легко достигает своего благодаря гордыне людей. А иногда Дьявол артиста Вюсала Мехралиева (он же автор пластики спектакля) казался очень даже невинным в тени человеческого уродства. Актер дал должное этому образу своим сценическим потенциалом и дикцией, а также искусным умением связывать слова со своими действиями.
Заслуженный артист Курбан Исмаилов в образе Дервиша в своей несчастной любви смог полностью выразить своего героя. Нельзя сказать точно, режиссер ли хотел этого или сам актер видел свой образ таким. А может быть, он сам не хотел выделяться на фоне молодого влюблённого дервиша Фармана (арт. Бахрам Гасанов). В этой игре мы не увидели привычную манеру К. Исмаилова.
Как Страшилище и как призывник финала Манаф Дадашов также оставил неплохое впечатление. Страшилище только в самом конце объяснил свое смущение. Он в этой игре, словно сценарист-режиссер, отлично подчеркнул концовку: развеяв кусочки бумаги (словно адские письма) воскликнул, что это так не может продолжаться. И этим выражая то, к чему он так стремился в течение всего спектакля.
Безумцы любви
Давайте перейдём к двум ангелам и прекрасным влюблённым Фарману и Говхертадж. Их любовь даже без запрета невозможна. Потому, что влюблённый сирота Фарман беден, а Говхертадж — дочь богача. Слишком много тех, кто желают её и тех, кто готовы продать ей душу. Она пылает любовью к Фарману, несмотря на то, что её родители готовы выдать её за любого богача. В конце они проиграли, хотя и прошли все любовные испытания.
И в этом суть спектакля. Боже, неужели человек может стать таким безумцем во имя своей любви? Несмотря на то, что Фарман (арт. Бахрам Гасанов) и Говхертадж (арт. Сабина Мамедова) так молоды, они смогли передать свою любовь так красиво и естественно. И человеку остаётся лишь молчаливо погружаться в эту стихию чувств.
Отдельную точку в игре поставил режиссер с помощью песка посередине сцены. С помощью этого актеры не только приковали всё внимание аудитории, но и выделили ключевые моменты. Они на этом песке то танцевали, то устанавливали могилу, то рисовали свою любовь, а иногда даже восставали.
Одной из трогательных сцен является момент смерти Говхертадж. Она с легкостью приняла смерть от рук Дьявола и его помощников, не отдала свою душу Дьяволу и упорхнула в вечность… Режиссер только с белым кусочком ткани описал смерть и рай любви.
Таким образом, в наших умах не осталось различия между адом и миром, который не в состоянии выдержать такую любовь.
Постановка режиссёра Бориса Манджиева должна рассматриваться как результат плодотворного сотрудничества. Потому что не всегда успешно завершаются работы театра, где сталкиваются различные художественные стили. В этом смысле, два спектакля двух театров достойны лучших слов. И очень надеемся, зрители двух республик высоко оценят эти спектакли на предстоящих в октябре обменных гастролях театров Калмыкии и Азербайджана.