Советский Союз – страна, которую потеряли не кто-то и когда-то, а мы, ныне живущие. Страна Советов – уникальное многонациональное государство, созданное невероятным, полным задора энтузиазмом, скрепленное дружбой. Страна – молодая, до конца не раскрывшая свой потенциал. Да, СССР – это уже аббревиатура, принадлежащая истории. Да, нет более на карте такой страны, границы которой простирались от Белого моря до Дальнего Востока. Но осталась, несмотря ни на что, Дружба между народами, жившими в Советском Союзе, которая теперь объединяет Союз Независимых Государств, осталось многое из того, что было сделано и, конечно, остался БАМ! Величайшая стройка века! Нет такого народа, представитель которого бы не принял участие в строительстве магистрали.
40 лет назад, 8 июля 1974 года, в Советском Союзе был дан старт прокладке Байкало-Амурской магистрали, которую объявили ударной комсомольской стройкой.
Условия были почти невыносимые: тайга, болота и вечная мерзлота, зимой – лютые морозы, летом – невыносимая жара. Поэтому эту великую стройку называли дорогой жизни и трассой мужества. Желающих попасть на эту стройку всегда было предостаточно. Дороги, поселки и станции БАМа строили комсомольцы — представители всех народов великой страны.
За десять лет строительства БАМАа были проложены четыре с лишним тысячи километров рельсов, которые протянулись от Тайшета — городка в Иркутской области, до порта на берегу Татарского пролива — Советской гавани.
Одним из первых, кто формировал отряды бойцов, строителей Байкало-Амурской магистрали, был Гейдар Алиев, первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана. Участие азербайджанцев в строительстве магистрали можно назвать полномасштабным, трудно перечислить объекты, на которых бы они не трудились. Студенческий отряд «Комсомолец Азербайджана», в формировании которого принимал участие Г.Алиев, был одним из первых,
кто отправился в тайгу, построил у подножия горы поселок для строителей, который назвали Улькан, а затем Ангоя.
Азербайджанские строители возводили поселки, вокзальные комплексы. Так поселок Ангоя появился благодаря непосредственному участию Г.Алиева. Кстати, именно он первым из советских руководителей проехал по БАМу. И потому закономерно, что вокзалу Ангои 18 июля 2008 г. было присвоено имя выдающегося деятеля СССР, Общенационального лидера азербайджанского народа Гейдара Алиева. Это событие, − как было отмечено в СМИ, − стало данью уважения не только ему, но и всем строителям магистрали.
И все эти годы Гейдар Алиевич Алиев, будучи уже первым заместителем председателя Совета министров СССР, был рядом со своими земляками. И через 10 лет после начала строительства БАМа 1 октября было уложено «золотое звено», символизирующее окончание строительства. «Золотой костыль» в шпалу БАМа забил член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета министров СССР, выдающийся государственный и общественный деятель Гейдар Алиев.
За десять лет строительства БАМа были проложены четыре с лишним тысячи километров рельсов от Тайшета − городка в Иркутской области, до порта на берегу Татарского пролива − Советской гавани. И эти километры можно назвать километрами дружбы, которую, как часть самого дорогого, что остается у человека, передают отцы своим детям. Потому что по дружбе народов тоскует старшее поколение и потому что в этой дружбе нуждается молодежь.
Оксана КАРПУХИНА