Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

В Международном центре мугама звучали новые голоса

  • 12/04/2014 --
  • Просмотров: 4323

481747_01Мугам — самая совершенная музыкальная структура и форма, в которой отражены все нюансы, все глубины человеческой души, сообщает FNKAA.RU со ссылкой на на Day.az.

Чтобы вновь почувствовать все тонкости этого великолепного жанра, меломаны собрались вчера в Международном центре мугама. Несколько раз на неделе в этом роскошном здании организуются мугамные концерты. Но в этот раз он отличался от всех предыдущих тем, что на сцену вышли лауреаты 4-го телевизионного конкурса «Мугам-2013».
Этот конкурс проводится с 2005 года каждые два года в целях защиты и сохранения мугама, доведения до грядущих поколений исполнительского искусства, имеющего богатую историю. Он является проектом Азербайджанского фонда культуры и реализуется при поддержке Фонда Гейдара Алиева, а также Министерства культуры и туризма и Азербайджанского телевидения. Жюри, состоящее из самых известных знатоков мугамного искусства, прослушивает около 500 молодых исполнителей со всех уголков Азербайджана и выбирает 20 участников, которые борются за победу. Конкурсы мугама проводились также в 2007, 2009, 2011 и 2013 годах, а победители награждаются Фондом Гейдара Алиева.
В этот раз бакинской публике представилась возможность стать свидетелями профессионального исполнения четырех победителей последнего телевизионного конкурса «Мугам».
Вначале, как и принято, на сцене появились музыканты в национальных нарядах:Камал Нуриев (тар), Тогрул Асадуллаев (каманча), Гюльшан Агаева(канон), Ислам Исламов (уд), Мехман Нуриев (балабан), Хайял Аббасов(нагара). Публика поддержала их аплодисментами.
Первой на сцене в синем наряде появилась обладательница третьего места на конкурсе Гюльнар Гудратли. Ханенде исполнила мугам «Баяты-Шираз», который является одним из семи основных ладов в мугамном искусстве. Эта была потрясающая лирическая музыка, ханенде заставила зал сопереживать и отдаться во власть ее захватывающего голоса. Далее она исполнила чахаргях теснифи.
СПРАВКА. Тесниф — это малый вокальный жанр азербайджанской национальной классической музыки, типа песни, который занимает важное место в репертуарах ханенде. Авторами теснифов часто бывали сами ханенде. Теснифы обычно исполняются до или после мугама. Таким образом, исполнители показывают свое мастерство в обоих жанрах. В XX веке исполнители мугамов (ханенде) стали использовать в теснифах стихи азербайджанских поэтов лирического и гражданственного звучания, таких как Самед Вургун, Сулейман Рустам, Алиага Вахид, Бахтияр Вагабзаде, Ислам Сафарли и других. Особенно мастерски пел их один из самых ярких представителей азербайджанского вокального искусства — Бюльбюль.
Вторым вышел на сцену самый юный исполнитель вечера — 12-летний Мирпаша Шукюров, который был удостоен на конкурсе Гран-при. Зрители были удивлены, увидев у микрофона ребенка. Но все удивление улетучилось и превратилось в восхищение, когда Мирпаша запел. Вначале певец сильно нервничал и никак не мог удобно усесться на стуле. Музыканты же терпеливо ждали его сигнала. В первых нотах еще чувствовалось волнение юного ханенде, однако очень быстро голос окреп и исполнитель вел себя на сцене очень уверенно. Несмотря на свой возраст, Мирпаша профессионально исполнил шур и сегях теснифи. Он вел себя на сцене, как взрослый певец. Восхищенные зрители долго не отпускали юного исполнителя со сцены, отовсюду неслись возгласы «Молодец!», «Браво!».
Далее выступила обладательница второго места на конкурсе Зумруд Мамедова, которая также была в красивом национальном наряде. Она исполнила мугамы шахназ и сегях теснифи. Наверное, она была опытнее своих коллег, потому что вела себя совершенно спокойно.
Молодая певица своим нежным голоском с первых мгновений исполнения нашла путь к сердцу зрителей. В ее голосе не чувствовалось ни капельки волнения, словно она выходит на сцену уже не первый год. Как только Гюльнар окончила петь, из первого ряда поднялась женщина, которая подошла к молодой ханенде и протянула ей что-то в маленьком пакетике. Зрители заинтересованно зашептались, строя предположения относительно содержания подарка.
Самым последним появился Бабек Гулиев, тоже занявший третье место. Ханенде исполнил дилкеш и сегях теснифи. Поразило не только исполнительское мастерство, но также артистичность и энергичность певца. С первых минут он смог полностью притянуть все внимание зрителей на себя. Исполнение, действительно, заслуживало тех аплодисментов, которые не могли затихнуть еще долго. Его исполнение пришлось по душе не только старшему поколению, но и детям. Маленькая зрительница, выйдя на сцену, подарила ему большой букет цветов. Причем с самого начала концерта она все порывалась подарить букет кому-то из исполнителей, но, видимо, голос Бабека понравился ей больше всего, поэтому она остановила свой выбор именно на нем.
В заключение концерта все его участники вышли на сцену и вместе исполнили знаменитую песню «Азербайджан». Молодые певцы подарили публике незабываемый вечер народной музыки.
В зале был полный аншлаг, даже самые последние запасные стулья были заняты. Это еще раз доказывало, что любителей и почитателей мугама у нас становится все больше. Все больше становится ценителей мугамного искусства и среди иностранцев. Причем, иностранные слушатели полностью отдаются музыке, слушают мугам с закрытыми глазами, наслаждаясь музыкой и исполнением, даже не понимая ни единого слова. Я заметила, что после концерта группа иностранных гостей окружила работников Центра, выясняя, когда состоится следующий концерт.
Мы тоже будем с нетерпением ждать очередного праздника музыки, которые дарит нам Международный центр мугама. Потому что мугам — это часть нашей жизни, часть нас самих.