Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Воспоминания о Магомаеве

  • 17/08/2013 --
  • Просмотров: 3873

Муслим МагомаевСегодня, в день рождения выдающегося советского, азербайджанского и российского оперного и эстрадного певца, композитора, Народного артиста СССР Муслима Магомаева мы решили представить вниманию наших читателей воспоминания знаменитых людей – деятелей культуры и искусства – о многогранной личности и неповторимом таланте Муслима Магомаева.

Владислав Пьявко — президент Международного союза музыкальных деятелей, первый вице-президент Фонда Ирины Архиповой, народный артист СССР:

«Муслим Магомаев — выдающийся артист, выдающаяся личность. Рад, что судьба подарила мне возможность музицировать с ним вместе. Мы исполняли народную песню «Ах ты, душечка» и Плач Федерико из оперы «Арлезианка» Чилеа. Я пел, Муслим играл на рояле, он был великолепным пианистом. Магомаев занимал свою особую нишу в исполнении советских, лирических, неаполитанских песен,служил примером для других артистов. Мне очень нравился его сайт, как он общался с поклонниками».

Карина Лисициан — заслуженная артистка РФ, народная артистка Армении, профессор:

«Когда я работала в ансамбле на радио, кто-то из музыкантов сказал, что появился потрясающе талантливый парень и включил запись сильного, красивого голоса 17-летнего Муслима Магомаева. Я просто остолбенела. Это первое впечатление осталось на всю жизнь. Я поняла, что родилась новая звезда. Мы говорили тогда, что Магомаев завоюет Москву, так и случилось. Позже мой отец Павел Лисициан повез в Италию в Ла Скала группу советских певцов. Среди них был и Муслим Магомаев. Он стажировался у маэстро Барра. Стажировка прошла очень удачно. Муслим Магомаев от природы был наделен феноменальными способностями, аристократизмом, он все делал идеально. Его пребывание на сцене стало периодом расцвета отечественного вокального искусства. Магомаеву не было равных».

Олег Галахов — председатель Союза композиторов Москвы:

«Муслим Магомаев — уникальный человек. В 31 год он стал народным артистом СССР. Кто-то говорил, что его поддерживает власть. На самом же деле Магомаев был любимцем публики, а власть — тоже публика. Он добился успеха благодаря колоссальному таланту. Магомаев не захотел ограничиваться академическими рамками, стенами одного коллектива, а предпочел эстраду, потому что любил простор, широту, был свободолюбивым, человеком мира, настоящим бакинцем».

Зураб Соткилава – российский и грузинский оперный певец, Народный артист СССР:

«Его пусть к славе был стремительным, в 19 лет Муслим Магомаев уже был звездой. А звания народного артиста Советского Союза он был удостоен в 31 год. На советской эстраде Магомаеву не было равных. Он ворвался на советскую эстраду, как комета, и царствовал там десятилетиями. Он был одним из самых популярных певцов в нашей стране. Оперный певец с бархатным баритоном покорил и ведущие оперные площадки мира».

Оскар Фельцман — советский и российский композитор. Народный артист РСФСР:

«Голос этого великого певца невозможно забыть. У Магомаева был неподражаемый тембр голоса, по этому тембру его узнавали где угодно. Даже по радио не нужно было объявлять, кто поет. Магомаев звучал не только у нас, но и во всем мире».

Тамара Синявская – вдова Муслима Магомаева, Народная артистка СССР:

«Помнить о Магомаеве будут всегда. Я благодарна тем людям, которые помнят его и любят, я думаю, что любить его будут всегда, все те, кто хоть разочек встретился с ним в жизни через песни, через общение, через всю его жизнь, которую он отдавал людям. Он снится мне каждую ночь. Встаю утром, и кажется, что сейчас попросит кофейку налить… Я сейчас просто заполняю свою жизнь. Но я в неё не вернулась. Раньше у меня был дом, семья и любимая работа. Осталась только работа».

Арас Агаларов — российский предприниматель, президент и владелец группы компаний Crocus Group:

«Муслим был настолько деликатным, гордым и даже застенчивым человеком. Мы с ним познакомились в 70-е, когда я работал в Баку. Он мне как-то сказал: «Понимаешь, Арас, я прожил такую красивую жизнь, что она не может быть долгой». Он и жил как хотел, и пел как хотел. В этом и был весь Магомаев. Я знаю многих артистов. Муслим был тем единственным, который был звездой даже в быту. У него была невероятная требовательность к себе. И он даже не представлял себе, как человек на глазах у своих почитателей стареть на сцене. Он этой мысли не допускал. Он никогда не показывал, что он плохо себя чувствует».

Ильхам Алиев – президент Азербайджана:

«Несмотря на разницу в возрасте, между моим отцом и Муслимом сложились отношения очень близкие. Со стороны моего отца это были отеческие чувства и очень дружественные отношения. Для нас Муслим был членом нашей семьи. Вообще, Муслим всегда был независимым человеком, человеком с очень большим чувством собственного достоинства, самодостаточности. И никогда ни с какими просьбами он не обращался к моему отцу. Мой отец хотел, чтобы он сочинил и исполнил такую песню, которая бы олицетворяла Азербайджан. И до сих пор песня Муслима Магомаева «Азербайджан» воспринимается в Азербайджане примерно так же, как и наш национальный гимн».

Святослав Бэлза — российский литературовед, музыкальный и литературный критик, Народный артист России:

«Он был настоящим королем эстрады, но при этом у него было невероятное достоинство – внутреннее достоинство мастера. С этим достоинством он воспринимал и ту сокрушительную славу, которая на него обрушилась. Он также умел держать дистанцию и вместе с тем был невероятно прост. Скромность была органично присуща ему. Он был многогранно талантлив. Счастливы те, кто слышал его на сцене. Он мечтал остаться в памяти людей таким, каким он был в 25 лет, когда он покорял сразу и наповал. Магомаев – это целая эпоха и эталон. Он был королем, и трон его остался совершенно непоколебимым».

Фархад Бадалбейли — ректор Бакинской музыкальной академии, профессор:

«Я знал многих солистов Большого Театра с прекрасными голосами, но когда они пели, у них во рту была картошка – ни одного слова нельзя было понять, что они поют. Голос хороший, а текста нет. А у Муслима каждая буква четкой, он над каждой буквой и каждой фразой работал самостоятельно. Тут есть фактор и генетического кода. Ведь его дедушка – один из основателей нашей профессиональной азербайджанской музыки. И дедовский код сыграл свою роль. Если бы Муслим остался в опере, то он был бы лучшим баритоном в мире. У него были уникальные актерские способности – ему не нужен был режиссер, он сам создавал себе образ. Тамаре нелегко было принять этот шаг, но совершенно правильно, что Муслим лежит в азербайджанской земле рядом со своим азербайджанским дедом. И за это Тамаре Ильиничне огромное спасибо».

Эльчин Азизов – заслуженный артист Республики Азербайджан, первый азербайджанец, ставший солистом Большого театра:

«Имя Муслима Магомаева для каждого азербайджанца, для каждого человека в постсоветском пространстве является культовым. И для меня, естественно – это культовая личность, человек многогранных талантов. Это великолепный вокалист, замечательный композитор, оригинальный и очень интересный художник и еще многое-многое другое, что осталось за кадром. Не стоит повторять Муслима Магомаева, не стоит искать второго Муслима Магомаева, пародировать, подражать ему. Муслим Магомаев был, и он неповторим. Это великая история».

Подготовил Роман АГАЕВ