Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

В рамках программы Сетевого университета студенты могут получить два диплома

  • 02/10/2015 --
  • Просмотров: 3227

В рамках программы Сетевого университетаРоссийские и азербайджанские ученые выяснили, что нужно для того, чтобы готовить востребованные кадры для инновационных экономик двух стран.

VI российско-азербайджанский межрегиональный форум, который в эти дни проходил в Екатеринбурге – одна из крупнейших площадок, где политики, бизнесмены, общественники, представители науки и культуры двух стран обсуждали как уже достигнутые успехи, так и новые пути сотрудничества между Россией и Азербайджаном. В формате круглых столов на форуме поднимались самые разные вопросы взаимодействия между двумя государствами. Одна из наиболее интересных дискуссий развернулась во время обсуждения основных направлений гуманитарных связей России и Азербайджана. Как и на всех площадках форума, модераторами здесь были представители от обеих стран: директор Центра российско-азербайджанской дружбы Наталия Красовская и заместитель начальника отдела международного сотрудничества Министерства образования Азербайджана Тамилла Алиева, сообщает FNKAA.Ru со ссылкой Vesti.Az.

«Это был очень заинтересованный разговор, – рассказывает Наталия Красовская. – Особенно отрадным оказалось то, сколько внимания участники нашего разговора уделили научной и образовательной сферам. Надо признать, что сегодня мы уже фактически находимся в едином образовательном пространстве – но на этом не стоит успокаиваться. Еще очень много сил нужно вложить в то, чтобы вузы наших стран готовили квалифицированные кадры, которые будут стопроцентно востребованы в экономике как России, так и Азербайджана».

Влияние русского языка в Республике велико, и так же велико влияние российского университетского образования

Все предпосылки для этого действительно имеются, и прежде всего – отсутствие трудно преодолимого языкового барьера. Как отметил профессор Бакинского Славянского университета Тельман Джафаров, влияние русского языка в Республике велико, и так же велико влияние российского университетского образования. «Вся наша элита обучалась в российских вузах. Есть опыт, традиция, единая модель высшей школы, – говорит ученый. – Это благодатная почва, которая предполагает и наши перспективы в сфере образования». Среди уже работающих форм взаимодействия – открытие филиалов ведущих высших учебных заведений России в Азербайджане и создание культурно-образовательных центров. Один из таких центров работает в Бакинском Славянском университете. А еще один – в Уральском государственном университете. Тельман Джафаров выразил глубокую признательность руководителю этого центра, крупному российскому ученому Александру Нестерову за вклад в развитие межвузовских контактов, подготовку студентов, научные работы по истории и культуре Азербайджана. В ближайших же планах БСУ – открытие аналогичных центров в Пятигорске, Волгограде и Астрахани. «Это весьма эффективный путь взаимоузнавания. А ведь хорошие отношения и сильная экономика всегда поддерживаются образованием и наукой», – подчеркивает профессор.

О подготовке востребованных и квалифицированных кадров горячо говорил глава Уральского государственного экономического университета Михаил Федоров. Он охотно делился с коллегами своим уникальным опытом работы, особо подчеркивая – будущее инновационной экономики, к которой стремятся и Россия, и Азербайджан, в инновационной системе образования. «Я вице-президент Евразийского экономического клуба ученых, в составе которого десяток нобелевских лауреатов. И все не сговариваясь говорят – единственным решением кризисных проблем являются кадры! – рассказывает Михаил Федоров. – На базе экономического университета я сформировал 21 центр компетенций. Мы налаживаем взаимосвязь со средне-специальными учебными заведениями, получаем заказы на кадры. У меня нет факультета, который бы в течение года провел меньше 100 коммуникативных мероприятий.Структуру, которую мы сформировали – невозможно найти больше нигде в России.И вот результат: за 10 лет мы не получали такого количества обращений от работодателей на подготовку кадров, как за последние три года!»

Этот подход вызвал большой интерес у азербайджанской стороны. В ходе заинтересованной дискуссии наметилось немало вопросов, которые требуют разрешения в ближайшее время. Это и совместная разработка новых эффективных программ по обучению русскому языку как иностранному, и формирование крупных производственных площадок при вузах, и расширение программ стажировок студентов. Определенные успехи в этой сфере уже достигнуты. Так, Азербайджан направляет молодых ученых и студентов на обучение в ядерный институт в Дубне, ежегодно растет число научных конференций и съездов, прежде всего молодежных – однако, по мнению участников «круглого стола», здесь еще есть куда двигаться.

Наконец, речь шла и о будущем дистанционного образования. Сейчас Азербайджан активно участвует в работе Сетевого университета – этот проект был создан Российским Университетом Дружбы Народов. В рамках программы на уровне бакалавра и магистра студенты могут получить два диплома – российского и азербайджанского вузов. Но не за горами тот день, когда начнет работу Евразийский сетевой университет, и, как отметил Михаил Федоров, уровень сотрудничества для полноценной работы этой образовательной системы должен быть выше, чем сейчас.

Целый ряд выступлений на круглом столе был посвящен взаимодействию России и Азербайджана в укреплении и сохранении культурных традиций и социальной сферы. Ключевую роль в этом процессе играет Фонд Гейдара Алиева под руководством первой леди Азербайджана Мехрибан Алиевой. Как отмечает Наталия Красовская, вклад этой организации в развитие добрососедских отношений между странами трудно переоценить – и это пункт вошел в резолюцию заседания, с учетом которой будут сформированы итоговые документы Форума. Руководитель же межпарламентской группы дружбы Россия-Азербайджан Дмитрий Савельев полагает, что достигнутые по итогам круглого стола и Форума договоренности в целом позволят двум странам достигнуть нового уровня взаимодействия как в гуманитарной сфере, так и в экономическом сотрудничестве, которое всегда начинается с формирования дружеских связей и единого культурного пространства.