С 18 по 24 октября в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского при организации Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» прошёл Второй Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности». В прошедшей встрече наряду приняли участие учёные и носители самобытных музыкальных традиций из Азербайджана, Беларуси, Ирана, Турции, Японии и России.
Работа круглого стола включала научные доклады, а также была насыщена живым звучанием музыки. Участникам и слушателям представилась возможность услышать уникальные в своём роде авторские инструменты азербайджанского исследователя древних традиций Ближнего и Среднего Востока Махмуда Салаха и иранского мастера Сейфоллаха Шокри, а также столь редкие для московской музыкальной среды инструментальные тембры, как голоса турецкой багламы, иранских сантура и тамбура.
21 октября в рамках круглого стола с докладом «Возрождение азербайджанского тара. Реконструкция Махмуда Салаха» выступил учёный из Азербайджана Махмуд Салах Ага Рагим оглы, старший преподаватель, диссертант Азербайджанской Национальной консерватории.
23 октября в концертном зале им. Мясковского состоялся концерт «Азербайджанский мугам: между прошлым и будущим», который стал украшением форума, демонстрируя ошеломляющие звуковые возможности азербайджанского тара, реконструированного Махмудом Салахом, при этом сам мастер играл на древнем ударном инструменте гавале, а тар звучал в руках молодого виртуоза Игбала Маммадзаде.
На концерте прозвучали композиции из таких мугамных десткяхов, как Шур, Сейгях, Махур, Баяты-Шираз. Публика восторженно встретила музыкантов из Азербайджана, концерт прошёл в тёплой уютной обстановке.
Из комментариев Махмуда Салаха об участии в Международном круглом столе:
— После нашего с ансамблем «Гадим Шарг» участия в VII Международном музыкальном фестивале «Собираем друзей» в августе этого года руководитель Научно-творческого центра «Музыкальные культуры мира» Маргарита Ивановна Каратыгина пригласила меня на Международный круглый стол «Звуковые архетипы индоевропейской культурной общности» рассказать и продемонстрировать звучание реконструированного мной азербайджанского тара. Я с удовольствием принял приглашение, и вот уже вновь состоялась наша встреча с благодарной аудиторией Московской государственной консерватории. А общение с моими зарубежными коллегами в научной музыкальной среде, дискуссии, доклады и совместный досуг поистине бесценны и заслуживают отдельной благодарности организаторам. От души хотели бы поблагодарить Маргариту Ивановну Каратыгину и оргкомитет Второго международного круглого стола за приглашение, радушный приём и отличную организацию мероприятий, проведённых в рамках форума.
Немного о специфике реконструированного Махмудом Салахом тара:
— Особенность этого тара заключается в том, что на нём в совершенстве можно исполнять не только азербайджанские мугамы и национальную музыку, но и музыку всего Востока. У нас существует стандартное представление о том, что на национальных инструментах можно исполнять только нашу национальную музыку. Но, исполняя восточную музыку на обычном азербайджанском таре, волей-неволей пробиваются нотки, присущие именно азербайджанской национальной музыке, что не может сполна передать все тонкости оригинального исполнения восточных композиций. Однако на этом таре уже не происходит уподобления, и любая восточная музыка исполняется в точности.
Особенностью этого тара является то, что он передает звук семи восточных музыкальных инструментов одновременно – индийской ситары, турецкого баглама, персидского сетара или сентура, азербайджанского ашугского саза, канона и уда. Поэтому именно этот тар и гавал являются основными «звуками» нашего ансамбля – этого вполне достаточно, чтобы объездить весь мир и передать всю палитру музыки разных восточных народов, в том числе достойно показать азербайджанскую национальную музыку. В этом таре достигнуто одновременное звучание нескольких национальных инструментов восточных народов.
Во внешнем виде тара модернизация не так сильно отражается. Просто добавлены струны, что придает определенный тембр и особенности игре на этом инструменте. Мы этим самым вернули то, что было утрачено в советский период. И сегодня исполнение мугама и национальных композиций ансамблем «Гадим Шарг» имеет своё особенное звучание, свою особенную красоту. С ними проявляются древние формы исполнения того же мугама, которые были, казалось бы, безвозвратно утрачены со временем. Это позволяет нам знакомить и наш народ, и весь мир с особенностями азербайджанской музыки, мугама.