Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Жизнь, как импровизация

  • 18/03/2015 --
  • Просмотров: 5112

vagif mustafazade16 марта 2015 г. в офисе ФНКА АзерРос прошел вечер памяти великого азербайджанского джазового композитора и пианиста Вагифа Мустафа-заде, посвященный 75-летию со дня его рождения.

Особенно важно и дорого то, что о музыканте говорили люди, знавшие его не понаслышке. Говорили с любовью и сожалением о его слишком быстром уходе. «Сколько бы он мог еще сделать!..», подобно рефрену невольно повторялась эта фраза. Несмотря на то, что прошло уже почти 40 лет со дня смерти Вагифа Мустафа-заде, его по-прежнему не хватает тем, кто знал и любил его.

Ведущая вечера Тамилла Шихмамедова, бывший преподаватель училища им.Гнесиных, поделилась своими воспоминаниями о В.Мустафа-заде. По ее словам, джаз его увлекал больше, чем классика. Но дирекция музыкальной школы в Баку этого не понимала. Тогда запрещали играть джаз, считая, что он портит вкус. И из-за этого В.Мустафа-заде стал как бы изгоем в школе.

Но, несмотря на огромный интерес молодого музыканта к джазу, Тамилла ханум до сих пор помнит, как он играл Моцарта! «Его звук и темп – что-то бесподобное!»

Тамилла ханум рассказала и об одном из последних концертов В.Мустафа-заде, который проходил в ДК «Москворечье». По ее словам, зал не отпускал музыканта. Он играл до полуночи.

«Джаз – музыка избранных, музыка людей, которые любят свободу, и поэтому Вагиф не мог жить размеренной, однообразной жизнью. Его жизнь, как импровизация!» — говорит Тамилла ханум.

Кто-то из выступающих пытался передать словами впечатление о его музыке, и – получалось красиво: это звук ручьев, звук водопадов, это восхитительная природа Азербайджана. Все отмечали умение музыканта установить связь с каждым слушателем. Даже при воспроизведении записи на диске, возникает ощущение, что он играет именно для тебя.

Вспоминали и о джазовом фестивале, состоявшемся в кинотеатре «Мир» в 2005 г., на который были приглашены многие российские артисты, в том числе и такие известные, как Лариса Долина, Анатолий Кролл.

В воспоминаниях Зары ханум Вагиф остался очень скромным человеком. «Я встречалась с ним в гостях у общих знакомых, — говорит она. — Мы все ждали, когда он сядет за рояль. Но он никогда сам не начинал играть, пока его не просили. При этом он не устраивал настоящего концерта, а слегка наигрывал. Его супруга Эльза ему подпевала.  Это было непередаваемо прекрасно».

Собравшиеся в Москве вышли на связь с двоюродной сестрой В.Мустафа-заде Афой Алиевой, проживающей в Баку.

Она с радостью сообщила, что в Азербайджане широко отмечается 75-летие В.Мустафы-заде.  О нем много вспоминают на телевидение, крупное мероприятие, посвященное памяти музыканта, состоится в зале им. Г.Алиева, а 16 марта, именно в день его рождения, в Джаз центре пройдет  большой концерт.

«Такие люди не умирают! Он был гениальным музыкантом современности», — сказала Афа ханум.

Ибрагим Меликов, доктор философских наук, отметил, что 75-летний юбилей В.Мустафа-заде − знаменательная дата для азербайджанской культуры. И такое событие,  по его мнению, достойно более широкого празднования в Москве. «Культура строится на памяти, без нее она вымирает», – сказал И.Меликов.

Он отметил, что азербайджанская культура в сфере музыки достигла больший высот. И имя В.Мустафы-заде – это уже бренд!

Ценность его творчества − в синтезе мугама с джазом. А Азербайджан и мугам – это единое целое. До него никто не отваживался на такое.

По словам И.Меликова, В.Мустафа-заде − джаз музыкант – бунтарь-созерцатель. Он настолько чувствовал гармонию, что сумел соединить народную музыку, джаз и классику. Таким образом, национальная музыка стала достоянием мировой культуры.

Тиана ВЕСНИНА