Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Заседание Общественного совета ГБУ «МДН», посвященное 20-летию принятия Федерального закона N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

  • 16/06/2016 --
  • Просмотров: 4730

1466090825_document47299Заседание открыл председатель ОС ГБУ «МДН» В.Ю. Зорин, который представил собравшимся повестку дня: и отметил важность принятия Федерального закона «О национально-культурной автономии» для развития нашей страны, становления институтов гражданского общества, стабилизации внутриполитического положения в государстве, укрепления межэтнического мира и согласия.

Сегодня в нашей стране создано около 1600 НКА, в том числе 19 федеральных и около 250 региональных, и их число продолжает возрастать, что свидетельствует о том, что эта форма этнической самоорганизации оказалась в нашей стране востребованной.

С приветственным словом к участникам расширенного заседания обратились: начальник Департамента национальной политики Управления Президента Российской Федерации по внутренней политике Администрации Президента Российской Федерации Т.В. Вагина; заместитель руководителя Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма г. Москвы В.И. Сучков; консультант аппарата Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по делам национальностей К.В. Нерсесян; заместитель начальника Управления по укреплению общенационального единства и профилактике экстремизма на национальной и религиозной почве Федерального агентства по делам национальностей А.Н. Ненашев; председатель национально-культурной автономии казахов Республики Татарстана, член Совета Ассамблеи народов Татарстана С.И. Джаксыбаев.

Они подчеркнули, что институты гражданского общества в нашей стране принимают активное участие в реализации государственной национальной политики, направленной на гармонизацию межэтнических отношений, развитие межкультурного диалога, упрочение единства российской гражданской нации. 20 лет назад Федеральным Собранием Российской Федерации был принят Федеральный закон N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии», который 17 июня 1996 г. был подписан Президентом РФ. Институт национально-культурной автономии стал эффективным инструментом в реализации прав и свобод граждан в их национально-культурном развитии. Принятие Федерального закона «О национально-культурной автономии» сыграло значимую роль в деле гармонизации межнациональных отношений, укреплении и развитии межнационального диалога. Федеральный закон доказал свою действенность и результативность. Национально-культурные автономии стали равноправными партнерами федеральных и региональных властей, принимая активное участие в выработке и реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

Своими воспоминаниями о разработке и принятии Федерального закона N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» поделились депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ первого, второго и третьего созывов, член фракции КПРФ В.И. Никитин (в 1996 г. занимал пост председателя Комитета по делам национальностей Государственной Думы РФ) и почётный Председатель Общественного совета ГБУ «МДН», заведующий кафедрой национальных и федеративных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ В.А. Михайлов (в 1996 г. занимал пост министра Российской Федерации по делам национальностей и федеративным отношениям).

С докладом «Национально-культурные автономии в Российской Федерации: возникновение, современное состояние, перспективы развития» выступили ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, к.и.н. В.В. Степанов и ученый секретарь Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, председатель РОО «Национально-культурная автономия «Белорусы Москвы», к.и.н., доцент О.В. Солопова.

Они отметили, что национально-культурные автономии успешно функционируют в нашей стране. Потенциал НКА очень велик: они участвуют в урегулировании и профилактике конфликтов н национальной почве; способствуют развитию межкультурного диалога; содействуют интеграции российских граждан, укреплению дружбы народов.

Само появление национально-культурных автономий стало результатом этно-политических процессов, развернувшихся в нашей стране после распада СССР. Страна переживала процесс этнического возрождения, возникновения национальных общественных организаций, подъема этнического самосознания народов России. В то же время возникала угроза территориальной целостности и национальной безопасности нашей страны. Возникшие национально-культурные автономии стали площадкой для развития общественных инициатив, самоорганизации представителей этнических групп. Государство поддерживало создававшиеся НКА.

Однако около трети всех НКА объединяют представителей всего трех народов нашей страны (татаров, евреев, немцев); еще треть образованы представителям 15 других крупных национальностей. Большинство получают спонсорскую помощь из стран СНГ или российских национальных республик, в то же время НКА, созданные малочисленными народами, испытывают значительные трудности с финансированием.

В то же время процесс создания новых НКА продолжается. За последнее время национально-культурные автономии демонстрируют тенденции сближения друг с другом, расширяют контакты в области гуманитарного сотрудничества, проводят совместные мероприятия. Они выполняют позитивную, созидающую функцию в общественной и культурной жизни Москвы и России в целом.

В ходе расширенного заседания с сообщениями, посвященными опыту практической работы российских НКА, выступили: президент Федеральной еврейской национально-культурной автономии, член ОС ГБУ «МДН» Е.А. Михалева; председатель правления Общероссийской общественной организации «Федеральная национально-культурная автономия «Украинцы России» Б.А. Безпалько; председатель координационного совета Региональной общественной организации содействия сохранению этнокультурных традиций женщин «Форум женщин ЕврАзии» Р.М. Канапьянова; президент РОО «Общество азербайджанской культуры «Очаг», член ОС ГБУ «МДН» Т.Д. Меликов; президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии А.П. Керимов; председатель Федеральной польской национально-культурной автономии «Конгресс поляков в России» Г.Б. Романова; доцент кафедры национальных, федеративных и международных отношений Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ С.А. Пистрякова; председатель Совета Федеральной национально-культурной автономии «Белорусы России», член ОС ГБУ «МДН» С.Л. Кандыбович; председатель Высшего Совета Общероссийского общественного движения «Российский конгресс народов Кавказа», член ОС ГБУ «МДН» А.Б. Паскачев; президент Федеральной Грузинской национально-культурной автономии в России Г.Г. Цурцумия.

Выступающие рассказали об истории возникновения и функционирования национально-культурных автономий, их современном состоянии, реализуемых проектах и возникающих вопросах. Все докладчики оценили позитивную роль закона «О национально-культурной автономии» в деле укрепления межнациональной ситуации в России. Они подчеркнули, что институт национально-культурной автономии позволил российским гражданам разных национальностей удовлетворять свои этнокультурные запросы, в том числе в области культуры и образования. Национально-культурные автономии сегодня принимают активное участие в решении задач государственной национальной и миграционной политики, в том числе адаптации и интеграции трудовых мигрантов.

В то же время НКА сталкиваются с определенными трудностями при осуществлении своей деятельности; они нуждаются в поддержке со стороны властей (в том числе финансовой); должен быть в полной степени отлажен механизм эффективного и равноправного сотрудничества власти и гражданского общества. Докладчики выразили надежду, что органы государственной власти окажут необходимую практическую помощь российским НКА.

Т.В. Вагина отметила важность развития партнерских взаимоотношений между органами государственной власти и национально-культурных автономий. В то же время НКА должны повышать эффективность своей работы, развивать взаимодействие с другими национальными общественными организациями, принимать участие в реализации социально значимых проектов. Необходимо уделить внимание развитию региональных и местных отделений федеральных НКА, вести правильный статистический учет и мониторинг положения дел в национально-культурных автономиях. Со своей стороны, органы государственной власти открыты к диалогу с гражданским обществом и готовы оказать необходимую поддержку.

А.Н. Ненашев подчеркнул, что Федеральное агентство по делам национальностей в своей практической деятельности руководствуется Федеральным законом «О национально-культурной автономии», развивает тесные взаимоотношения с национально-культурными автономиями, организует совместные мероприятия, целью которых является укрепление единства нашей страны.

Подводя итоги заседания, В.Ю. Зорин поблагодарил докладчиков, подчеркнул, что закон «О национально-культурной автономии» сыграл выдающуюся роль в гармонизации межнациональных отношений и внес значительный вклад в формирование единой российской гражданской нации; содействовал налаживанию конструктивного взаимодействия между властью и институтами гражданского общества. Сегодня перед нашей страной встают новые задачи и вызовы, требующие своевременного решения. Национально-культурные автономии должны принимать активное участие в реализации государственной национальной политики, принимать участие в социально значимых мероприятиях, что послужит залогом дальнейшего плодотворного развития этого этнокультурного института.

Г.В. Бурова, начальник МЦИ – начальник отдела методического обеспечения
и взаимодействия с НОО и ТОИВ
Фото: Пресс-службы ГБУ МДН