Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Караев Кара Абульфаз оглы

  • 20/07/2021 --
  • Просмотров: 5276

загруженноеКараев Кара Абульфаз оглы — советский азербайджанский композитор, педагог и общественный деятель, народный артист СССР (1959), академик АН Азербайджанской ССР (1959). Член КПСС с 1949. Один из крупнейших композиторов в СССР.

Кара Караев родился 5 февраля 1918 года в Баку в семье известного врача-педиатра, знавшего и любившего народную музыку.

После окончания начальной музыкальной школы обучался игре на фортепиано на рабфаке Бакинской консерватории (класс фортепиано Г.Г. Шароева) (1930—1935), с 1935 года учился в той же консерватории по классам композиции у Л.М. Рудольфа и основам народной музыки — у У. Гаджибекова.

К этому времени относятся первые композиторские опыты Караева, в которых заметно сильное влияние азербайджанского народного искусства.

В 1937 году принял участие в фольклорной экспедиции, где изучал и записывал песни ашугов и мугамы.

Через год поступил в Московскую консерваторию им. П.И. Чайковского, где совершенствовал мастерство у А.Н. Александрова (композиция) и С.Н. Василенко (инструментовка). Занятия были прерваны войной и возобновились в 1943 году. В 1946 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции Д.Д. Шостаковича). Дипломной работой Караева стала Вторая симфония, в которой ярко проявился индивидуальный талант композитора.

С 1946 года преподавал в Бакинской консерватории (в 1949—1952 годах — ректор, с 1959 года — профессор). Среди учеников К. Караева — его сын Фарадж, Ариф Мирзоев, Рауф Гаджиев, Ариф Меликов, Хаям Мирзазаде, Васиф Адигёзалов, Тофик Бакиханов, Франгиз Ализаде.

Композиторскую деятельность Караев совмещал с активным участием в музыкальной жизни Азербайджана: был художественным руководителем Бакинской филармонии (1941—1942), заведующим сектором музыки Института искусств АН Азербайджанской ССР (1948—1949).

В 1937 году стал членом Союза композиторов АзССР. С 1953 года — председатель, первый секретарь СК Азербайджанской ССР, с 1962 года — секретарь правления Союз композиторов СССР. Член Союза кинематографистов СССР (с 1957 года).

Член ВКП(б) с 1949 года. Член ЦК КП Азербайджанской ССР (с 1960). Депутат ВС СССР 5-10 созывов и депутат ВС Азербайджанской ССР 4-го созыва. Академик АН Азербайджанской ССР (с 1959 года). Член президиума республиканского Комитета защиты мира.

Кара Караев умер 13 мая 1982 года в Москве в расцвете своего творческого таланта. Похоронен на Аллее почётного захоронения в Баку.

ПАМЯТЬ

Именем Кара Караева названы:

Станция метро в Баку.
Улица в Имишли и проспект в Баку.
Детская музыкальная школа № 75 в Москве.
Детская музыкальная школа № 8 в Баку.

ЗВАНИЯ И НАГРАДЫ

Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1955).
Народный артист Азербайджанской ССР (1958).
Народный артист СССР (1959).
Сталинская премия (1946, 1948).
Ленинская премия (1967).
Герой Социалистического Труда (1978).
Два ордена Ленина (1967, 1978).
Орден Октябрьской Революции (1971).
Орден Трудового Красного Знамени (1961), медали.
Государственная премия Азербайджанской ССР (1965).

ТВОРЧЕСТВО

Творческое наследие Караева охватывает практически все жанры музыкального искусства. Стиль композитора отличается эмоциональностью и сочетанием драматичности и тонкого лиризма. Ряд сочинений конца 1940-х — начала 1950-х годов испытывает влияние выдающегося азербайджанского поэта Низами — симфоническая поэма «Лейли и Меджнун», симфоническая сюита «Семь красавиц», наконец, балет на одноимённую тему, ставший вершиной творчества композитора.

Экспрессивный, романтически-эмоциональный, красочный стиль Караева тесно связан с принципами народной музыки. Её влияние заметно даже в поздний период творчества композитора, когда он обратился к более рациональной технике сочинения и экспериментировал с додекафонией (Третья симфония, Скрипичный концерт).

Караев имеет большое значение как педагог, среди его учеников — его сын Фарадж и Ариф Мирзоев. Он также является автором ряда критических статей, некоторые из которых были опубликованы в Баку в 1988 году.

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

«Родина» (1945, совместно с Д. Гаджиевым)
«Нежность» (монодрама по Анри Барбюсу для женского голоса и камерного оркестра, 1972)
«Семь красавиц» (1952)
«Тропою грома» ( 1958)
«Песня сердца», кантата (1938)
«Песня счастья», кантата (1947)
Три ноктюрна для голоса и джазового оркестра (1958)
«Партия наша», кантата (1959)
«Гимн дружбе» (1972)
Шесть рубаи на стихи Омара Хайяма для голоса и фортепиано (1946)
Романсы на стихи Пушкина для голоса и фортепиано (1949)
Три симфонии (1943, 1946, 1965)
Азербайджанская сюита (1939)
«Лейли и Меджнун», симфоническая поэма (1947)
«Семь красавиц», симфоническая сюита (1949)
Албанская рапсодия (1952)
«Дон Кихот», симфонические эстампы (1960)
Классическая сюита (1966)
«Поэма Радости» для фортепиано с оркестром (1937)
Концерт для скрипки с оркестром (1967)
Два струнных квартета
Квартеттино
Соната для скрипки и фортепиано
Две сонатины для фортепиано (1940, 1943), 24 прелюдии для фортепиано (1951—1963)
Сочинения для духового и эстрадного оркестров, музыка к кинофильмам, театральным постановкам и др.