Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

К Духу Огня из Страны Огней

  • 03/05/2014 --
  • Просмотров: 5208

300317166Ульви Мехти, киновед 

 С 1 по 6 марта  2014 года в городе Ханты-Мансийске (Ханты-Мансийский автономный округ Югра — Российская Федерация) состоялся XII Международный фестиваль кинематографических дебютов «Дух Огня»,сообщает FNKAA.RU со ссылкой на на Novosti.az.
Идея  фестиваля зародилась в начале нулевых годов, когда российский кинорежиссер Сергей Соловьев и  культовый актер театра и кино Александр Абдулов  познакомились с местными  кинозрителями. Под ярким впечатлением от встречи  они совместно с экс-губернатором Федерального округа Югра Александром Филлипенко решили  подарить городу нефтяников праздник кино, организовав кинофестиваль дебютов для поддержки и развития молодого российского кино. Значимость фестиваля росла, и через пару лет  он приобрел новый статус  международного  конкурса дебютного кино.
Двенадцатый   по счету кинофестиваль  решили посвятить  памяти нефтяников, некогда  покоривших суровую природу, лютый климат края. Югра, эта глухая окраина  ещё при Царском режиме Романовых  служила местом последней ссылки всех провинившихся или неугодных политзаключенных, как  например, казнокрада графа Меньшикова.
Личным открытием воочию стало то, что в центре необъятной России, в самой тайге  этот маленький городок с населением 80 тысяч человек  в статусе столичного окружного центра имеет  непосредственное отношение  к Азербайджану. В центре Ханты-Мансийска у музея нефти и газа власти города и округа  установили памятник нашему соотечественнику, геологу-первопроходцу, нефтедобытчику, Герою Социалистического Труда, доктору геолого-минералогических наук, члену-корреспонденту Академии Наук РФ —  Фарману Салманову. Моим экскурсоводом предстал  один из деятелей местной Азербайджанской диаспоры Тейфур Гейбатов.
Тема фестиваля «Нефть» прозвучала и  цитировалась на торжественной церемонии открытия. На экране в кадрах советской черно-белой кинохроники, заглавным героем предстал  всё тот же  наш соотечественник Фараман  Салманов и, кстати, сын репрессированных родителей, которые отбывали срок  в одном из ГУЛАГов  этого крайнего Севера.  Именно его бригады в   1961 году в тайге  зажгли первые нефтяные фитили, а, по словам старожилов-нефтяников Югры, его самого прозвали  нефтяным шаманом  — Духом Огня. На этом кинофестивале  «Дух Огня»  из  «Страны Огней» в  разные годы участвовали и азербайджанские кинематографисты: Эльчин Муса оглы с художественным фильмом «4О-я дверь», Родион Исмайлов с документальным фильмом «Кочевье». В этом году дебютировали соавторским и со-режиссерским кинотандемом  Руфат Гасанов и Эльвин Адигёзал  с фильмом «Хамелеон», конкурсантом элитного кинофестиваля в Локарно в номинации «Режиссеры будущего».
Фильм  Руфата Гасанова вызвал оживленный интерес у местной публики. Зрители с  интересом обсуждали  фильм и задавали вопросы режиссеру Руфату Гасанову  на состоявшемся  брифинге  по окончанию просмотра. Сам фильм «Хамелеон» по сути, является альтер-глобалистким и стоит в контрапункте  к  основной теме фестиваля – теме Нефти. Кинокартина выстроена в жанре психологической драмы о социальном  неравенстве в аграрной среде глубокой провинции Азербайджана, все ещё сохраняющей феодальную иерархию взаимоотношений между начальством и подчиненными  в рабочем процессе, без соблюдения трудового кодекса. Все проблемы на  лицо (ах),  весьма характерных,  все  недовольны, агрессивны, все хотят только одного – урвать деньги. Актеры, условно говоря, это всего лишь исполнители-непрофессионалы,  жители одной, отдельно  взятой деревни Азербайджана, однако, сумели убедительно прожить на экране, а по сути, режиссерам удалось устранить комплекс ментальной скованности, некий  «страх перед камерой». Диалогов немного, и весь акцент идет на визуальный пластический рисунок фильма (тут Руфат, по совместительству ещё и оператор),  очень напоминающий медленное, неторопливое движение камеры в духе традиций турецкого кино Нури-Бильгя Джейлана, а долгоиграющее пребывание действующих лиц в одном плане без монтажных стыков напоминает иранскую киношколу Меджида Меджиди.  Сюжетная фабула фильма укладывается буквально в одном предложении. Герой, нуждаясь в деньгах, продает заброшенный отцовский дом, при этом сталкивается с «морально-этическими» неписанными традициями, которые он успел подзабыть, находясь где-то на чужбине. Стоит особо отметить  и креативное продюсерское чутьё  Руфата на пару с Ирадой Багир-заде, сумевшего  сориентироваться  на веяния  конъектурных кинопроцессов мировых артхаусных кинофестивалей категории «А», коим и является итальянский городок  Локарно у подножья швейцарских Альп. Фильм ознаменовал собою и самую удачную попытку реализовать независимое кино Азербайджана без поддержки минкульта, как когда-то в 90-е  Вагиф Мустафаев сотворил  трагикомедию  «Все к лучшему».  Съёмочный процесс Руфату обошелся в ничтожно малую сумму, которую смешно было озвучивать в СМИ, так как цифры  покажутся неправдоподобными. От российских киноведов и кинокритиков Руфат  самый юный  дебютант  основной конкурсной программы,  получил  положительные отзывы,  и это даёт аванс для его следующей самостоятельной полнометражной  работы,  к которой проявляет интерес  один очень знаковый кинопродюсер Российского кино. Руфат Гасанов за пару лет сделал себе имя в российском кино как режиссер по монтажу, среди множества его работ  арт-хаустный  фильм, лауреат Гран-при «Кинотавра» — «Интимные места».
В этой  номинации главного конкурса  главный приз от гильдии киноведов и кинокритиков достался документально-игровому фильму «Ленинград»  Игоря Вишневецкого, режиссера-дебютанта весьма почтенного возраста,  но успевшего заявить  о себе  как о  филологе-литераторе и музыковеде-композиторе. В своих проектах он  работал с  визуальным искусством в синтезе с музыкой и словом, включая перформансы в contemporary Art&Music на всемирных биенале. «Ленинград» – полнометражный художественный фильм режиссера, в основу которого легла его одноименная повесть о блокадном периоде истории города,  где игровые сцены любовных взаимоотношений  монтажно вписаны в контекст материалов черно-белой кинохроники СССР и Германии. 3акономерно, что диплом автору фильма вручен с формулировкой «За оригинальное совмещение документальной хроники с игровым кино».
Церемония   закрытия завершилась большим праздником  с выходом на сцену представителей коренных малочисленных народов Севера. Национальные костюмы, этнические инструменты, древнетюркские традиции горлового пения и символические танцы югорских аборигенов —  все это ассоциативно напомнило «Дух огня»,  шаманские обряды народов этой самобытной гостеприимной земли —  Югра.
P.S.  Автор этих строк принял участие в составе жюри Гильдии киноведов и кинокритиков РФ.