Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Культура Азербайджана

  • 12/05/2013 --
  • Просмотров: 5142

publication_4708_0164Разнообразие природных условий Азербайджана способствовали образованию своеобразных традиций народа, которые в ряде случаев сохранилась до настоящего времени. Трудолюбие азербайджанцев в пространстве времени — основные слагаемые этого успеха. 

В горах и предгорьях севера республики, а также в Талыше и Нагорном Карабахе издавна существовало комплексное хозяйство, сочетавшее земледелие с садоводством и животноводством. Совершенно другое развитие в засушливых степи полустепных районах междуречья Куры и Аракса. Здесь преобладало полукочевое отгонное скотоводство с сезонными перегонами скота в летнее время на горные пастбища — в Ширванские и Карабахские горы. На этой полупустынной равнине издревле обитали кочевые и полукочевые пастушеские племена. Земледелие было возможно только в условиях искусственного орошения, которое в Мильской степи известно уже с бронзового века.

От античной поры и раннего средневековья в районах, прилегающих к Араксу, сохранились многочисленные каналы, руины старинных, некогда процветавших городов: Байлакана, Пайтакарана и др. Эти оазисы в степи, основанные на поливном земледелии, представляли собой особый хозяйственно-культурный тип. Густая сеть каналов прорезала Мильскую и Карабахскую степь во всех направлениях. Известный географ древности Страбон (I в.) писал в своей многотомной «Географии», что «вся эта долина орошается реками и водою лучше, чем Вавилония и Египет, так что постоянно имеет зеленый цвет и содержит прекрасные луга. Виноградные лозы плодоносят там уже на второй год после посадки, а зерновые культуры дают по два урожая в год даже при вспашке самым простым деревянным плугом без отвала».

Столь же восторженно о плодородии земли и щедрости природы Азербайджана отзывались и все последующие хронисты и путешественники.

Албанский летописец Моисей Каганкатваци (X в.), перечисляя продукты своей страны (Кавказской Албании — современного Азербайджана), упоминает хлеб, вино, нефть, соль, шелк, хлопок, медь, желтый ладан и другие.

Испанец Клавихо посетивший Азербайджан в XV в., отмечал, что здесь выращивается столько риса, что им кормят лошадей. Но главным товаром страны был шелк-сырец. С целью приобретения его сюда съезжались торговцы из Персии, Турции, Сирии и многих других стран. В изобилии выращивали также хлопок, из которого выделывали, по словам турецкого писателя и путешественника Эвлии Челяби (середина XVII в.), «крашеные ситцы, известные всему миру». Челяби указывает на широкое развитие садоводства, замечая, что в одном селении (Карабаглар) ему на десерт подали одних груш двадцать шесть сортов. Он же отмечает исключительную питательность местных злаковых растений, в частности ячменя.

Скотоводство больше всего было развито в Муганской и Мильской степях, которые в средневековье образно именовались «страной тысячи дымовых отверстий» (Миндунлук) по той причине, что там обитало множество племен и народностей.

Из других видов занятий высокого уровня достигли различного рода домашние ремесла и промыслы, и в первую очередь ковроткачество, производство медной посуды, развитое особенно в селении Лагич; гончарство, резьба по дереву, камню.

Большинство из этих производств сохранилось до наших дней.

Традиционная архитектура Азербайджана полна неповторимого колорита. В городах своеобразный облик ей придают многочисленные памятники старины, средневековые крепостные сооружения и замки, среди которых выделяются замки Апшерона в селениях Мардакянах и Раманах, укрепления Бакинского кремля, уникальная Девичья башня в Баку, дворец шекинских ханов в Нухе, многочисленные старинные восточные бани, караван-сараи (постоялые дворы для купеческих караванов), памятные мавзолеи. Характерный восточный облик придавали городам и жилые дома, сложенные из камня или сырого кирпича, перекрытые плоскими земляными крышами и отгороженные от улицы высокими глухими глинобитными или каменными стенами.

Старые селения Азербайджана были в большинстве своем многодворными. В горах они имели террасообразныий вид и были застроены, как правило, весьма плотно каменными домами с плоскими крышами. Улицы в таких селениях порой были настолько узкими, что на них с трудом могли разъехаться два всадника. Таковы, к примеру, селения на севере республики — Цахур, Хыналуг, Будуг и др., в которых проживают небольшие народности со своими языками, родственными языкам дагестанских народностей. Напротив, на равнине и в предгорьях селения имеют свободную, разбросанную планировку и утопают в зелени садов.

Вместе с тем в ряде селений сохранилось еще немало традиционных типов жилища, что объясняется хорошей приспособленностью народной архитектуры к природно-климатическим условиям и особенностям хозяйства и быта местного населения. Это относится, в частности, к северо-восточным склонам Главного Кавказского хребта и прилегающим к нему предгорьям, где издавна бытовали разнообразные формы многокамерных, преимущественно двухэтажных домов, сложенных из камня или сырого саманного кирпича, с плоскими, как это повсюду было на Востоке, глиняными кровлями. Первый этаж этих домов в прошлом (а иногда и теперь) отводился под помещения для скота и различных хозяйственных нужд, верхний служил жильем. Жилище отапливалось камином, а зимой дополнительно железной печкой или традиционным мангалом (жаровня с горячими углями), па который устанавливали па ночь широкий табурет. Его накрывали одеялом, под которое подсовывали ноги, и таким образом обогревались. Спали обычно на полу, а на день постели убирали в особые ниши и стенах, которые заменяли шкафы. В двухэтажных домах второй этаж иногда строили с некоторым отступом от фасада либо возводили над первым этажом дополнительный навес, который использовали для сушки фруктов и в различных домашних работах.

Своеобразный вариант жилища был распространен на Апшеронском полуострове. Жилище здесь было, как правило, одноэтажным и состояло из ряда жилых и хозяйственных помещений. Главное отличие апшеронского дома состояло в обособленной кухне, в приподнятом полу которой рядом с открытым очагом устраивали углубленный тондир — печь в форме усеченного конуса, обращенного широким основанием вниз. Использовали тондир для выпечки гонко-раскатанного пресного хлеба — чурека. Для вытяжки дыма над кухней возводили две массивные конусообразные трубы.

В Других районах преобладали одно-двухэтажные дома из одной или двух комнат вкопанных в землю. Все оконные и дверные проемы выходили на передний фасад, над которым возводили широкую галерею. И в настоящее время иногда еще строят такие дома, однако их уже не углубляют в землю, а возводят на высоком подпорном цоколе. Изменился и интерьер этого самого распространенного в прошлом жилища в нем полнились современная мебель, нередко деревянные и паркетные полы и т. д.

Особый тип жилища бытовал на юго-западных склонах Большого Кавказа, в Нухинском, Варташенском и Закатальском районах. Основным строительным материалом в этой географической зоне служил камень или сырой (без примеси самана — мелкорубленой соломы) кирпич, так как местная почва отличалась большой вязкостью вследствие высокого содержания в ней алебастра и глины. Обилие осадков и особенности хозяйства (широкое развитие шелководства и садоводства) обусловили устройство над жилищем обширного чердака и высокой скатной крыши, под которой разводили тутового шелкопряда и сушили фрукты.

В районе и прилегающих Талышских горах наряду с наземными двухэтажными домами под скатной кровлей существовали и деревянные жилища — турлучные (плетенные снаружи и внутри обмазанные глиной) и срубные дома. В приморской низменности, так же как и в некоторых других жарких районах, при жилище строили особые вышки для сна и для спасения от комаров и гнуса. Турлучные постройки простейшей формы были распространены также в степных и полустенных районах междуречья Куры и Аракса.

Кочевое население в Мильско-Кара-бахскоб степи летом жило в войлочных шатрах различной формы и конструкции, а зимой и в землянках.

Старая одежда азербайджанцев имеет много общего с общекавказским и отчасти с персидским костюмом. Верхней одеждой мужчине служили широкие шаровары и слегка приталенный кафтан со складками на подоле. Поверх его надевали черкеску, а в горах, где было холоднее, — шубу.

Женская одежда отличалась яркостью расцветок. Поверх рубахи надевали короткий, приталенный, со сборчатым подолом кафтан, а зимой — дополнительно еще стеганую безрукавку. Волосы женщины убирали в узкий прямой чехол, а на голову надевали невысокую шапочку с платком. Выходя со двора, особенно в городе, поверх платка накидывали еще шаль или особую длинную накидку — чадру. Обувью у мужчин служили кожаные постолы, мягкие сапоги и башмаки с загнутыми кверху носами. Женщины носили дома носки собственной вязки, иногда с подшитой кожаной подошвой, а при выходе из дома надевали туфли без задников с небольшим каблуком и острыми, загнутыми кверху носами.

В условиях резкого социального неравенства в одежде разных социальных групп населения наблюдались большие отличия. Зажиточные мужчины носили одежду, сшитую из дорогих материалов — тонкого сукна, шелка; черкеску украшали нагрудными карманчиками, в прошлом служившими патронташами, газырями, и перепоясывали тонким кожаным поясом, отделанным наборными серебряными украшениями. Богатые женщины также шили одежду из дорогих тканей — шелка, парчи, бархата; носили широкий кожаный или бархатный пояс с т вычурными серебряными пряжками и в подвешенными монетами. Костюм их дополняли многочисленные ювелирные украшения — браслеты, монисто, бубенчики, перстни. В настоящее время, как мужчины, так и женщины носят одежду общеевропейского типа., Отдельные элементы национального костюма (папахи у мужчин, а у женщин — широкие юбки, шали, платки) можно встретить только в сельской местности, главным образом среди представителей старших возрастов.

Устойчивее всего национальные традиции сохраняются в пище. Излюбленными хлебными изделиями до сих пор остаются чурек и лаваш, выпекаемые из пресного пшеничного теста. Для выпечки хлеба тондир предварительно протапливают, а затем, очистив от остатков углей и золы, к раскаленным стенкам прилепляют изнутри тонкораска-танные пласты чурека. Лаваш, имеющий форму толстой продолговатой лепешки, в прошлом выпекали на глиняных или железных щитах.

Из числа жидких блюд широко распространены своеобразные густые острые супы из баранины с горохом, картофелем, помидорами и другими продуктами; кисломолочный суп со свежей зеленью, суп-лапша. В качестве вторых блюд готовят род голубцов, завернутых в свежие или соленые виноградные листья; продолговатые котлеты, изготовленные из рубленого бараньего фарша и обжаренные на вертеле; мучное блюдо наподобие пельменей с различного рода начинкой и рисовый плов с мясом, рыбой, овощами или фруктами. Сохраняются также характерные для кухни сладкие блюда — пироги с ореховой начинкой и сахаром, печенье, варенья из различных фруктов и густые сиропы и т. п. Излюбленный национальный напиток азербайджанцем и других народов, прожинающих в республике, — чай, который пьют в любое время дня и даже перед едой.

Семейный быт азербайджанцев отличался большим числом патриархальных отношений. Мужчина — глава семьи — был полновластным распорядителем движимого и недвижимого имущества, исключая приданое жены. Дети воспитывались в строгом повиновении отцу и старшим мужчинам. Жена находилась в беспрекословном подчинении у мужа, а также свекрови и других старших женщин в доме мужа.

Браки заключались и между близкими родственниками — двоюродными и троюродными братьями и сестрами, но браки между молочными братом и сестрой запрещались. В случае преждевременной смерти одного из супругов новый брак старались заключить с представителем той же семьи, откуда был умерший, чтобы не нести дополнительных расходов на свадьбу.

В браки вступали в довольно раннем возрасте. Юношей женили в 18-23 года, девушек выдавали замуж порой в 13-14 лет. Случалось, обручали и раньше, когда дети находились еще в колыбели, а иногда договаривались о заключении брака и не родившихся еще детей.

Браку предшествовали предварительный сговор и обручение. Свадебный цикл завершался торжественным застольем. Обручение сопровождалось уплатой калыма (выкупа за невесту) и другими подарками. С этого времени и вплоть до свадьбы жених не должен был видеть свою невесту. Свадебная церемония происходила в доме жениха и длилась трое суток. Молодые, однако, встречались на ней только к вечеру третьего дня, когда невесту торжественно привозили в дом жениха, а сам жених пробирался домой тайком лишь глубокой ночью.

В настоящее время обряды почитаются. Из праздников, которые празднуются азербайджанцами, широко отмечаются курбан-байрам (праздник жертвоприношения), оруджлук (праздник после поста). Наиболее широко отмечается новруз-байрам. Этот древний народный праздник Нового года и весны. Его отмечают 21 марта — в день весеннего равноденствия. Готовятся к нему с конца зимы: ремонтируют квартиры, шьют новую одежду, но главное выращивают на тарелках пшеницу, проваривая затем её особым способом. Вечером в день праздника накрывают стол с богатыми яствами, чтобы год был богатый и плодородный. Во дворах разжигают маленькие костры, через которые прыгают под надзором старших ребятишки.

Богатство и разнообразие сырьевых ресурсов издавна способствовали развитию в Азербайджане различных ремесел и художественных промыслов. Ремесла народных мастеров гончарное, шорное, кузнечное, оружейное, кустарная выделка бязи, шелка, сукна, активно развиваются в настоящее время. Работы азербайджанцев поражают своим великолепием приезжающих туристов. Выделка ковров, набивных шелковых тканей, ювелирных изделий, инкрустация и резьба по дереву, камню, металлу также развиваться в настоящее время.

Изготовление ковров в республике является одним из традиционных ремесел. Наиболее широко оно было развито в Кубе, Ширвани, Гяндже, Казахе, Карабахе и в пригородных селениях Баку, в местах, где издавна разводили овец, шерсть которых шла на изготовление ковров. Поскольку раньше каноны ислама не позволяли реалистически изображать людей и животных, в орнаменте ковров преобладали геометрические мотивы и стилизованное изображение растений, животных и птиц.

Широко была распространена в Азербайджане резьба по камню и дереву, украшавшая детали жилых домов. Для окон, например, делали специальные изящные решетки — шебеке. Их вырезали из одной доски или собирали без помощи гвоздей и клея из заранее подготовленных тонких деревянных пластинок. В резьбе по камню, так же как и в других видах прикладного искусства, преобладал геометрический орнамент и стилизованное изображение растений. Интерьеры богатых жилых домов тоже украшала резьба, но по алебастру. Резьба и роспись широко используются и в современной архитектуре.

Из художественных промыслов, связанных с обработкой металлов, не утратило своего значения ювелирное дело. Ажурно-филигранные и эмалевые изделия азербайджанских мастеров, особенно женские украшения, пользуются большой популярностью в мире