Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

«Лебединое озеро» на бакинской сцене: волшебное поздравление женщин

  • 09/03/2014 --
  • Просмотров: 4225

lebedinoe_ozero_469563_001Весьма мудрое решение принял Театр оперы и балета, предоставив мужчинам возможность приобрести для своей прекрасной половины в Международный женский день 8 Марта билеты на постановку самого знаменитого и красивого балета из классического репертуара – «Лебединое озеро» П.И.Чайковского. Это тот редкий случай, из определения «in situ» — в нужном месте, в нужное время и в правильном контексте,сообщает FNKAA.RU со ссылкой на News.day.az.

Балет стал замечательным подарком для желающих провести романтический вечер, а «шлейф» зачарованного «Озера», думается, приятным воспоминанием окутает в праздничные дни тех, кому посчастливилось увидеть великолепный дуэт — солистов Национальной оперы Украины, заслуженных артистов Украины, лауреатов международных конкурсов артистов балета, очаровательной Ольги Голицы и Сергея Сидорского.

На «Озере» всегда аншлаг (был заполнен целиком даже верхний ярус зрительного зала). Что и не удивительно, ведь каждая постановка балета на сцене театра — это практически беспроигрышный вариант, гарантированное удовольствие от вечера, чему способствуют все составляющие спектакля: волшебная и хорошо известная музыка Чайковского (танец «Маленьких лебедей» знает даже непосвящённый в тонкости классической музыки человек), великолепные декорации, эффектные костюмы и не менее красивый сказочный сюжет со взрослым «подтекстом» (о любви, коварстве и измене). И на сей раз, в зрительном зале был замечен и местный бомонд, и представители дипмиссий и иностранных организаций, для которых балет Чайковского стал своего рода «брендом» классического балета, и истинные любители академического искусства, которые приходят «просмаковать» любимый спектакль, а заодно сравнить постановку с выступлением предыдущих гастрольных исполнителей.

Что касается непосредственно воплощения сюжетного замысла, то спектакль весьма сложен в исполнительском плане и требует от примы-балерины не только наличия великолепной техники, но и яркого артистического дарования. Ведь в пределах одного спектакля ей нужно создать два равноценных разнохарактерных образа – печально-утончённого Белого лебедя — Одетту и образ её соперницы – коварную соблазнительницу Одиллию — Чёрный лебедь. И оба образа в исполнении фантастически техничной, артистичной, да и просто красавицы О.Голицы были замечательны.

Её Одетта, как белоснежная мечта, своего рода журавль (вернее лебедь) в небе – хрупкая, утончённая. А как был жест мольбы – и как не пожалеть такое беспомощное чудо! А Одиллия – мечта воплотившаяся, своего рода «тёмная» сторона прозы жизни и, возможно, потому и более привлекательная. Высокомерие, гнев, изворотливость, ликующее злобное торжество – полностью передающимся и телом, и взглядом. Ну а после колдовского «Чёрного» Pas d’action в блистательном исполнении Ольги Голицы, даже у зрителей не знакомых с основами психоанализа Фрейда, нашло понимание причина «временной слепоты» Зигфрида, который, судя по либретто, «по ошибке» (а была ли ошибка?) перепутал стервозную Одиллию со слишком уж заколдованной (читай: закомплексованной) Одеттой.

Не только в плане технического, но и в плане драматического исполнения понравился Сергей Сидорский (если не изменяет память, это первый приезд украинского премьера в Баку). Очень элегантный танцор, весьма органично смотрящийся в партии принца, с великолепными высокими «зависающими» прыжками и неслабыми поддержками. Особенно запомнился второй акт, в котором Зигфрид-Сидорский особо не сопротивляясь, даёт «захомутать» себя коварной Одилией. Возможно, не так уж и не прав Ю.Григорович, утверждая, что злой гений Ротбарт — своего рода тень Зигфрида, его «alter ego» (второе Я), воплощающий его далеко не самые скромные тайны желания и мысли.

И отечественные танцоры создали весьма достойную конкуренцию украинскому премьеру — недаром довольно сдержанная в своих проявлениях бакинская публика тепло приветствовала технически непростые номера Анара Тагирова в партии Шута и Анара Микаилова в Па-де-труа. Автору этих строк всегда по душе характерные партии, поэтому нельзя в очередной раз не отметить удивительный артистизм, отточенность каждого взгляда и движения Самира Самедова в партии Ротбарта.

На сей раз, как ни старалась автор строк придраться к ансамблевым номерам, не получилось: великолепная филигранность и синхронность и в исполнении столь любимой публикой в «Танце маленьких лебедей», и в очаровательном квартете невест (К.Гусейнова, Дж.Керимова, Ф.Болгарова, С.Гаджидадаш, Ю.Ферштандт), грациозное лебединое трио с участием Р.Искендеровой, Е.Скоморощенко и Э.Микаиловой и эффектная каскад-сюита национальных танцев во втором акте.

Очень понравился женский кордебалет – всё чинно, аккуратно, без локтей и острых углов. Также внимательно и бережно на сей раз справился со сложной партитурой Чайковского и наш оркестр под руководством любимца бакинской театральной публики маэстро Джаваншира Джафарова, которого зрители тепло приветствовали перед каждым актом.

Тёплым приёмом у публики, видимо, была тронута и сама Ольга Голица. Что же, лучшей подарок для балерины в этот день – это исполнение любимой «коронной» партии и успех у зрителей. И того, и другого в этот вечер оказалось в избытки, и украинская прима, несомненно, запомнит весьма примечательное празднование женского дня на бакинской сцене.

Автора этих строк всегда удивлялась великолепному подтянутому молодцеватому виду ведущего спектакля Юрия Лобачёва, который до сих пор (как и в данной постановке) эпизодически появляется на сцене и очаровательная красота, стройность нашего замечательного хореографа Тамиллы ханым Ширалиевой. На вопрос, как они умудряются столь прекрасно выглядеть и раскрыть секреты молодости, так актуальные для женской половины в эти праздничные дни, Ю.Лобачёв ответил: «Я постоянно среди молодых, мне нельзя стареть», а Тамилла ханым с непередаваемым, присущей только ей апломбом сказала: «Мне болеть некогда, не то, чтобы стареть».

Что же, Театр оперы и балета — это особый виртуальный мир, который живёт в своём ритме, промежуток который отмеряется не только периодами театральных сезонов, но и знаковыми премьерными постановками, гастрольными выступлениями мировых звёзд музыкальной сцены. И, несмотря, на изматывающие репетиции и закулисное волнение, особый «флёр» красоты и чувственности окутывает каждую постановку театр, предоставляя каждому зрителю, хотя бы ненадолго остановить Время, соприкасаясь с Вечным Искусством.
Читать полностью: http://news.day.az/culture/472790.html