Мир Теймур Мамедов – известный азербайджанский скульптор и художник, способный заворожить своими знаниями о национальной культуре и истории настолько, что человек, однажды услышавший его рассказы, готов приехать в Азербайджан, чтобы увидеть все своими глазами. Для нашей беседы Мир Теймур муаллим пригласил меня в свою мастерскую в Ичеришехер. Мне повезло, — как раз в этот день художник проводил мастер-класс для школьников, желающих познакомиться с искусством, и, так сказать, прочувствовать его своими руками. Скульптор с удовольствием делился с ребятами своими знаниями, раскрывая секреты глины. В детских глазах я увидела восторг и восхищение, а значит, художник сумел подобрать ключик к сердцам каждого из них, своим мастерством и добротой, сообщает FNKAA.Ru со ссылкой на news.day.az.
— В одной из ваших статей, «Феномен человека», вы пишете о законе Древнего Вавилона, по которому архитекторов казнили в случае разрушения построенных ими сооружений. Как, по-вашему, сегодня человечеству нужны такие законы, или мы достигли совершенства во всем?
— Законы царя Хаммурапи в чем-то жестоки, но, в то же время, они справедливы! Закон должен быть суров и справедлив. Человек, который строит какие-то дороги или сооружения, должен головой отвечать за свою работу. Раньше, перед тем, как испытать, к примеру, построенный мост, под ним должны были встать архитекторы и прочие мастера, работающие над тем или иным сооружением, вместе со всей своей семьей. По нему пускали сильно нагруженные телеги и колесницы. Ибо, если сооружение не выдержит и рухнет, то в первую очередь погибнут те, кто создавал этот мост. Я считаю, что в сегодняшнем мире людям не хватает чувства ответственности. Каждый, кто работает над созданием чего-либо, начиная от правительства, заканчивая простым рабочим, несет ответственность за свою работу, и обязан ответить, если что-то было сделано не так!
(В тот день, когда делалось интервью, в Баку произошел кошмарный пожар, в результате которого погибли люди. И слова художника в этом свете прозвучали как предостережение.
— Вы как-то говорили, что применяете в своей работе методы Леонардо да Винчи…
— Многие! Я, вообще, поклонник Леонардо, я преклоняюсь перед его гением. И многое из того, что он создал, что открыл для человечества, и сегодня является тайной, которую нужно разгадать. Его методология постановки глаза художника, то же самое, что поставить руки пианиста. Если художник научится правильно видеть, то он сможет и правильно мыслить. Я, как ученик Леонардо да Винчи, считаю, что человека необходимо научить мыслить, учить, как создавать рисунок. Не просто взять и срисовать что-либо. Художник должен все прочувствовать.
По его трудам учатся не только художники, но и врачи: как надо лечить людей, как оперировать, как входить в человеческое тело со всеми этими инструментами… Его знания и в других отраслях еще не полностью раскрыты человечеством. Я стараюсь использовать именно его методологию, когда работаю или обучаю своих учеников.
— Как вы думаете, почему такому гению, как Леонардо да Винчи, было суждено родиться в эпоху, когда всяческие знания пресекались, а не в наши дни?
— Всегда в тяжелые и смутные времена появлялись такие люди – пророки. Это неспроста. Пророки веры и пророки мысли должны были появляться. Они были посланниками, чтобы вытащить человека из тьмы.
— Как вы считаете, если бы варвары своими завоеваниями не уничтожили тогда достижения александрийских ученых, как бы сложилась судьба научного и технического прогресса?
— Это довольно спорный вопрос, кто на самом деле уничтожил эту библиотеку. Были ли вообще эти варвары? Вот междоусобные войны были, в том числе и у нас, в Азербайджане почти 2000 лет шла борьба между ханами и беками, во время которых и уничтожались книги и прочие культурные ценности. То же самое происходило и в Европе, а потом просто все эти потери легко можно было свалить на гуннов. Но нельзя называть все эти племена варварами, ведь те же римские завоеватели, захватив свои колонии в Греции, уничтожали статуи и прочие достижения эллинского мира, то есть вели себя варварски. Скифов тоже называли варварами, но всем известно о созданных ими великолепных ювелирных изделиях. Разве варвары могут такое сотворить?
— Когда вы работаете с глиной или занимаетесь графическим рисунком, испытываете разные творческие чувства?
— Нет, это не так. Если я работаю, то уже не важно, с каким материалом. Когда я работаю, я мыслю, будь то камень, глина, мрамор, бумага, не важно. Для меня нет какого-то особого материала, если я хочу работать. Главное выразить то, что у меня внутри, чтобы зритель увидел мою мысль. Мой девиз – стремлюсь я быть, а не казаться, т.е. у человека должны быть определенные жизненные критерии, которые нельзя нарушать.
Как вы считаете, что необходимо человеку для счастья?
— Необходимо радоваться, когда работаешь, и радовать своей работой. Если ты писатель, пиши, твори, создавай роскошные вещи; если ты инженер — будь ведущим работником в своей отрасли; если ты депутат — будь честным до конца!
— В июне этого года в нашей стране пройдут первые Евроигры. Что они принесут Азербайджану, с вашей точки зрения?
— Вообще, все, что приносит положительный имидж Азербайджану, я приветствую. В этом же русле я и сам работаю во всем мире. Все мои лекции и мастер-классы посвящены искусству, истории, социальному, экономическому и политическому положению нашей страны. И после моих лекций, люди приезжают в Азербайджан, чтобы увидеть все своими глазами.