В последние годы слово диверсификация достаточно прочно вошло в наш лексикон. Особенно часто оно используется применительно к энергетическому сектору. Диверсификация маршрутов поставок нефти и газа является важнейшей составляющей энергетической безопасности страны. Разветвленная система транспортных маршрутов (трубопроводы, железная дорога и другие) позволяет снизить зависимость как покупателей, так и поставщиков энергоресурсов, от одного маршрута, тем самым, ограничить влияние на них внешних факторов.
Вопрос диверсификации источников и маршрутов поставок газа на данном этапе является очень актуальным для Европы. Газовый рычаг достаточно активно используется Россией в отношении Европейского Союза, который поставил перед собой цель снизить возможности российского газового влияния. ЕС сейчас делает ставку на Южный газовый коридор, который должен будет открыть газ с азербайджанского морского месторождения «Шах Дениз».
Если Европа только сейчас получила возможность для диверсификации источников и маршрутов поставок газа, то Азербайджан уже давно обеспечил разветвленную нефте- и газотранспортную систему. Сейчас страна имеет семь экспортных трубопроводов — три нефте- и четыре газопровода. Также республика имеет налаженную транспортную инфраструктуру, которая позволяет транспортировать нефть и нефтепродукты по железной дороге.
Однако, остановимся на маршрутах экспорта нефти из Азербайджана.
Как известно, основная часть нефти в Азербайджане добывается на блоке морских нефтегазовых месторождений «Азери-Чираг-Гюнешли», который разрабатывается SOCAR (Госнефтекомпания Азербайджана) совместно с иностранными компаниями. Основная доля нефти с АЧГ экспортируется по нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД), а оставшаяся часть по трубопроводу Баку-Супса и железной дороге.
Так, по данным BP, которая выступает оператором разработки АЧГ и БТД, по трубопроводу в 2014 году было прокачано 260 миллионов баррелей нефти против 248,7 миллиона баррелей в 2013 году. По западному маршруту Баку-Супса в прошлом году было транспортировано 5,3 миллиона баррелей, а по железной дороге — 1,84 миллиона баррелей. В 2013 году эти показатели составили соответственно 5,7 и 1,9 миллиона баррелей.
Кроме того, что по БТД экспортируется большая часть добываемой в стране нефти, он также выполняет и транзитную функцию. По нему в турецкий Джейхан доставляется нефть производителей из Туркменистана и Казахстана. В 2014 году по трубопроводу было поставлено 5,6 миллиона тонн транзитной центральноазиатской нефти против 3,3 миллиона тонн в позапрошлом году.
Также компания SOCAR осуществляет перевалку нефти, добываемой на собственных месторождениях, а также нефти совместных предприятий и операционных компаний, работающих на сухопутных месторождениях Азербайджана, через нефтепровод Баку-Новороссийк.
Именно этот нефтепровод стал причиной небольшого недопонимания между Госнефтекомпанией и российской «Транснефтью». Из-за того, что российская сторона приняла решение о прекращении действия межправительственного соглашения о поставках нефти по трубопроводу, прокачка нефти по нему в феврале прошлого года была приостановлена, в результате SOCAR перенаправила свою нефть на БТД. Но вскоре стороны договорились и перевели поставки по нефтепроводу в коммерческую плоскость, подписав новое соглашение сроком на один год. Несмотря на подписание нового коммерческого соглашения, компания продолжила прокачку части нефти по нефтепроводу БТД. Соответственно, объемы транспортировки нефти по этому маршруту снизились с 1,75 миллиона тонн в 2013 году до 932,16 тысячи тонн в 2014 году.
Однако, в этом году SOCAR намерена направить по северной трубе 1,7 миллиона тонн нефти (по БТД экспорта нефти SOCAR не предусмотрено). И по данным первого квартала уже можно наблюдать значительный рост. Так, в январе-марте компания экспортировала по северному трубопроводу Баку-Новороссийск 423,79 тысячи тонн нефти, что на 66,6 процента больше показателя (254,33 тысячи тонн) аналогичного периода 2014 года.
«Баку — Новороссийск — это одно из стратегических направлений, определенных Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым, и он [трубопровод] будет продолжать использоваться наряду с трубопроводами Баку-Супса и Баку-Тбилиси-Джейхан, чтобы обеспечить диверсификацию поставок азербайджанской нефти на мировые рынки», — говорил ранее глава SOCAR Ровнаг Абдуллаев.
Разветвленная система нефтетранспортных маршрутов Азербайджана уже показала свою эффективность. То есть, наличие нескольких маршрутов позволяет стране маневрировать и при возникновении каких-либо проблем с одним перенаправлять экспортные объемы на другие. Также было и августе 2008 года, когда в результате взрыва насосной станции БТД, транспортировка нефти по нему была приостановлена, а эти объемы направлены по нефтепроводам Баку-Новороссийск и Баку-Супса. Соответственно, диверсификация экспортных маршрутов позволила Азербайджану свести к минимуму зависимость от одного направления и укрепить собственную энергетическую безопасность.
Эмиль Исмайлов
Источник: Day.Az