Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Новруз без стереотипов

  • 30/03/2015 --
  • Просмотров: 5042

1«Я впервые узнал, что Новруз — это немусульманский и нерелигиозный праздник», — удивленно признался популярный телерадиоведущий Михаил Помидоров в прямом эфире за круглым столом в студии Вечерки ТВ.

В конце марта в редакции «Вечерняя Москва» за круглым столом собрались представители московских общин, отмечающих Новруз – азербайджанцы, казахи, киргизы, таджики и татары. О том, как татары готовятся к Новрузу и встречают его, рассказал заместитель главного редактора газеты «Вечерняя Москва» Гаяз Алимов. Он, на правах тамады круглого стола, любезно предоставлял слово каждому участнику, задавал вопросы и активизировал процесс обсуждения. Литературный и поэтический оттенок встрече придал Ахат Мухамедов – поэт, член Татарского культурного центра. Человек удивительной судьбы, большого обаяния, тонкого юмора, сильнейшей энергетики. В ходе знакомства с гостями, он широко улыбался и с блеском в глазах говорил: мне 24 года, осталось до 100 лет! Я обратил внимание на старую, пожелтевшую записную книжку, которую перелистывай Ахад перед тем, как мы сели за круглый стол. Увидев моё любопытство, аксакал дал мне полистать ветхие странички и рассказал, что эта книжка сопровождает его более полувека, со студенческих лет. В ней записаны телефоны и адреса друзей (многих из которых, увы, уже нет), стихи татарских поэтов и русских классиков, и даже шахматные партии. Эту книжку Ахад брал с собой в дальние походы, когда проходил военную службу на подводной лодке. Я удивился привязанности Ахада к потертой книжке, ставшей для него настоящим другом. Интересно, способна ли современная техника заменить таких технически-устаревших друзей? Думаю, что нет.

А ведь записная книжка татарского поэта может символизировать сам Новруз, точнее традицию его сохранения и передачи от одного поколения к другому. Этот праздник люди пронесли сквозь тысячелетия. Он был вписан в историю разных народов, которые жили задолго до нашей эры. Тогда еще не было ни христиан, ни мусульман, а Новруз уже отмечали народы Закавказья, Прикаспийских стран и Средней Азии.

IVD_2309Редакция «Вечерняя Москва», одна из первых российских СМИ, попыталась снять с Новруза завесу таинственности, избавить зрителей от стереотипов и ложной уверенности в том, что Новруз – сугубо религиозный мусульманский праздник. Из-за этих предубеждений многие россияне считают этот праздник чуждым, его не понимают и удивляются, почему в Новруз красят яйца, как на Пасху, разжигают костры и прыгают через них, пекут сладости, готовят плов, кладут на стол проросшую пшеницу и т.д.

Тема обсуждения: «Московский Навруз-2015: новая традиция в культурной палитре столицы» все-таки вызвала интерес в аудитории. Свои вопросы и мнения, зрители круглого стола публиковали в окне чата, а ведущий Михаил Помидоров, в режиме реального времени, адресовал эти вопросы нам – гостям студии.

Зрителям было интересно: если Новруз – нерелигиозный праздник то, что он из себя представляет? И почему его празднуют не в христианских, а мусульманских странах? Мы попытались ответить на эти вопросы. Ведь Новруз принято считать сельскохозяйственным праздником. Он ознаменует смену сезонов, отступление зимы и приход весны. С наступлением солнечного равноденствия наши предки начинали вспахивать землю и сеять новый урожай. Говоря о предках, мы вспоминаем огнепоклонников-зороастрийцей. Эта удивительная религии возникла задолго до появления христианства и ислама. Древние зороастрийцы поклонялись огню, верили в бога Ахурамазду, а их священной книгой была Авеста. Они жили в VI веке до нашей эры на территории Большого Ирана, Месопотамии и Индии.

Зороастрийцы были предками современных азербайджанцев, рядом с Баку до сих пор сохранились древние храмы огнепоклонников, им более 2000 лет. Азербайджан также называют Страной Огней, на Апшеронском полуострове, богатом нефтяными и газовыми месторождениями, буквально из-под земли вырывается живой огонь, который веками притягивал к себе паломников зороастрийцев. Они считали, что именно на Апшероне находилась божественная обитель Ахурамазды. Вполне возможно, что именно отсюда зороастрийцы и распространили Новруз по Евроазиатскому континенту. Увы, с появлением христианства, Новруз был вытеснен во многих странах, как языческий обряд. Этот праздник также пытались искоренить последователи Ислама, но они оказались более лояльнее к обычаям древних предков, и позволили Новрузу право на существование наравне с мусульманскими праздниками. Видимо, поэтому, Новруз стали впоследствии считать «мусульманским»!

В этом году, редакция «Вечерняя Москва» начала готовиться к Новрузу заранее, еще до наступления праздника, журналисты издания активно освещали данную тему, выпускали статьи и заметки, приглашали в студию гостей, пытаясь погрузиться в атмосферу древнего обряда и привлечь к нему внимание широкой аудитории. Эту миссию вполне можно считать выполненной! Многие москвичи изменили своё отношение к Новрузу, этот праздник стал для них понятнее, интереснее и ближе. У жителей столицы постепенно исчезает настороженность к Новрузу, он перестал быть для них исключительно мусульманской традицией. Появились версии, что Новруз имеет общие корни с русской масленицей, таким же праздником равноденствия.

Значит, в следующем году москвичей, отмечающих Новруз, будет значительно больше! И в этом есть заслуга поэта Ахата Мухамедова, о котором я упомянул ранее, и других участников круглого стола: Хуршеды Хамракуловой, Александра Кадырбаева, Серика Тойгамбаева и автора этих строк.

Анар Гасимов, журналист-обозреватель