Как уже сообщалось, постоянный представитель Азербайджанской Республики при ООН Агшин Мехдиев направил письмо генеральному секретарю Организации Объединенных Наций Пан Ги Муну в связи с 22-й годовщиной Ходжалинского геноцида, сообщает FNKAA.RU со ссылкой на 1news.az.
Письмо распространено 4 марта как официальный документ ООН.
АзерТАдж предлагает вниманию текст письма:
Письмо Постоянного представителя Азербайджана при Организации Объединенных Наций от 24 января 2014 года на имя Генерального секретаря
Как известно, продолжающийся вооруженный конфликт между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой начался в конце 1987 года с открытых притязаний Армении на Даглык-Карабагскую (Нагорно-Карабахскую) автономную область Азербайджана.
Эти притязания послужили началом нападений на азербайджанцев и их изгнания как из автономной области, так и из самой Армении. Принудительная депортация более 200 000 азербайджанцев из их домов в Армении сопровождалась убийствами, пытками и другими преступлениями.
Это явно свидетельствует о том, что беспочвенные и незаконные сепаратистские требования с самого начала не являлись «мирными устремлениями», как утверждает армянская пропаганда в тщетных попытках ввести в заблуждение международное сообщество, а были направлены на силовой захват территорий Азербайджана и создание там этнических однородных зон. В конце 1991—начале 1992 годов, когда обе бывшие республики Советского Союза получили независимость, Армения развязала полномасштабную войну против Азербайджана.
В результате значительная часть территории Азербайджана, включая регион Даглык-Карабаг и семь прилегающих районов, была оккупирована Арменией. Этот период характеризовался увеличением масштабов, интенсивности и частоты нападений на мирных азербайджанцев в регионе Даглык-Карабаг и за его пределами.
В ходе этой войны были убиты и ранены тысячи людей, а сотни тысяч стали беженцами и вынужденными переселенцами. Двадцать два года назад была учинена беспрецедентная по своей жестокости расправа над азербайджанскими жителями города Ходжалы.
До конфликта в этом городе Даглык-Карабагского региона Азербайджана проживало 7000 человек. С октября 1991 года город был полностью окружен армянскими силами. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года после массированного артиллерийского обстрела Ходжалы начался штурм города с различных направлений.
В результате нападения на город и его захвата, совершенных армянскими силами при непосредственном участии 366-го гвардейского мотострелкового полка бывшего Союза Советских Социалистических Республик, были уничтожены сотни азербайджанцев, включая женщин, детей и стариков; тысячи мирных жителей были ранены и взяты в заложники, а сам город был стерт с лица земли.
Имеется достаточно оснований для того, чтобы сделать вывод о том, что правительство Республики Армения и подчиняющиеся ему силы, за которые оно отвечает по международному праву, несут ответственность за имевшие место во время конфликта, в том числе в Ходжалы, серьезные нарушения норм международного гуманитарного права и международных стандартов в области прав человека, равносильные преступлениям по международному праву.
Нарушения правил ведения войны армянской стороной включают, в частности, неизбирательные нападения, в том числе убийство мирных граждан, захват и удерживание заложников, а также жестокое обращение с военнопленными и заложниками и их суммарные казни.
То, что произошло в Ходжалы, стало крупнейшим массовым убийством за время конфликта. В своих соответствующих резолюциях, принятых в 1993 году в ответ на незаконное применение силы против Азербайджана и оккупацию его территорий, Совет Безопасности конкретно указал на нарушение норм международного гуманитарного права, включая перемещение значительного числа гражданских лиц в Азербайджане, нападения на мирных граждан и обстрел населенных районов. Ссылаясь на сообщения, полученные из независимых источников, Европейский суд по правам человека отметил, что «… во время захвата Ходжалы в ночь с 25 на 26 февраля 1992 года армянские силы, напавшие на город, убили, ранили или взяли в заложники сотни мирных этнических азербайджанцев, которые пытались бежать из захваченного города…».
Суд квалифицировал зверства, совершенные в Ходжалы, как «деяния особой тяжести, которые равносильны военным преступлениям или преступлениям против человечности» (решение от 22 апреля 2010 года, пункт 87).
Основываясь на результатах своих расследований, организация «Хьюман райтс вотч/Хельсинки» и правозащитный центр «Мемориал» возложили прямую ответственность за гибель гражданских лиц на армянские силы (с материалами можно ознакомиться по адресу:
www.hrw.org/news/1997/03/23/response-armenian-governmentletter-townkhojaly-nagorno-karabakh и http://www.memo.ru/hr/hotpoints/karabah/Hojaly/index.htm .
Действительно, общая оценка причин и последствий войны, развязанной Республикой Армения против Азербайджанской Республики, и все имеющиеся свидетельства трагических событий в Ходжалы однозначно доказывают, что преступления, совершенные в этом азербайджанском городе, были не изолированным или случайным явлением, а частью целенаправленной, широкомасштабной и системной отвратительной политики и практики Армении, в основе которой лежат одиозные идеи расового превосходства, этнического размежевания, ненависти и территориальной экспансии.
Намеренное убийство гражданских лиц в Ходжалы преследовало цель их массового уничтожения только за то, что они являлись азербайджанцами.
В ходе официального расследования, проведенного в Азербайджане, было установлено, что применительно к нападениям на гражданских лиц в Ходжалы имели место следующие элементы преступления геноцида согласно его определению в международном праве: actus reus, представляющий собой убийство и причинение тяжких телесных повреждений или умственного расстройства; наличие защищенной группы, против которой были направлены действия тех, кто совершал преступные деяния; конкретное намерение совершения геноцида, предполагающее полное или частичное уничтожение какой-либо группы, выделяемой по расовому, этническому, национальному или религиозному признаку.
Как следует из результатов расследования, применительно к преступлению, совершенному в Ходжалы, обвинение в геноциде подтверждают следующие элементы: однозначное и убедительное доказательство намерения уничтожить полностью или частично какую-либо группу; тот факт, что уничтожение, имевшее место в Ходжалы, было достаточно «значительным» для того, чтобы иметь последствия для указанной группы в целом; и то, что преступление было совершено в пределах конкретного географического района.
Хорошо известно, что и нынешний, и бывший президенты Армении — Серж Саргсян и Роберт Кочарян — вместе со многими другими высокопоставленными политиками и военными этого государства и лидерами сепаратистского режима, установленного Арменией на оккупированной территории Азербайджана, лично участвовали в захвате азербайджанских земель и в расправах над азербайджанскими гражданскими лицами и военнопленными. Вполне очевидно, что с учетом масштабов и тяжести совершенных ими преступлений неизбежным следствием должно быть уголовное преследование всех ответственных, независимо от их официального или политического статуса.
Безнаказанность, которой до сих пор пользуются в Армении виновные в преступлениях, совершенных в ходе конфликта, включая прославление военных преступников и придание им статуса национальных героев, продолжает препятствовать прогрессу в урегулировании конфликта.
Поэтому борьба с безнаказанностью важна не только для судебного преследования ответственных за преступления и предания их правосудию, что, безусловно, необходимо само по себе, но и для обеспечения устойчивого мира и примирения. Совершенно очевидно, что если Республика Армения не желает предпринять необходимые шаги к тому, чтобы обеспечить привлечение к ответственности, то международное сообщество должно играть более активную роль в том, чтобы покончить с безнаказанностью за преступления, совершенные против гражданского населения Азербайджана во время конфликта.
Мы уверены, что последовательные меры, принимаемые на национальном и международном уровнях, а также существующая международно-правовая база позволят предать виновных суду.
Буду признателен Вам за распространение настоящего письма в качестве документа Генеральной Ассамблеи по пунктам повестки дня 34, 38, 65, 67, 69, 77, 85 и 86 и в качестве документа Совета Безопасности.