Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Подвешенное состояние в переговорах по Каспию устраивает все стороны?

  • 20/04/2014 --
  • Просмотров: 3228

30013388322 апреля в Москве пройдет встреча глав МИД прикаспийских государств: Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана, которая будет посвящена вопросу определения правового статуса Каспийского моря. Переговорный процесс по этой теме продолжается уже не первый год и конца пока не видно,сообщает FNKAA.RU со ссылкой на на Novosti.az.

Вопрос в том, почему прикаспийским странам сложно договориться о статусе Каспийского моря обсуждали эксперты из Азербайджана, России и Казахстана в ходе видеомоста, РИА Новости.

Сергей МИХЕЕВ, генеральный директор Института каспийского сотрудничества: 

— Нынешнюю ситуацию вокруг статуса Каспия можно определить двумя моментами. Во-первых, отсутствие консенсуса в Южном Каспии между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном. Во-вторых, считаю необходимым разделить проблемные вопросы Каспийского моря на две части — дно и поверхность.

На первом этапе эффективнее было бы начать с более легкого момента и решить вопрос водной поверхности, объявив ее общей. Это приведет к свободному судоходству на Каспии без каких-либо ограничений. Вопрос деления дна, как более сложный, следует отложить на более поздний срок. Ведь не секрет, что основной спор на Каспии между прибрежными государствами идет именно вокруг дележа дна, богатого углеводородными ресурсами. Потому это и самый долгосрочный и трудный спор.
Переговоры идут туго, так как иранцы вообще сложные переговорщики. Как обычно они запрашивают больше, чтобы по ходу переговоров было чем торговаться. В итоге для прекращения всех этих споров должно быть принято политическое решение на уровне глав пяти государств. А многочисленные конференции по проблемным вопросам, длящиеся уже много лет, ни к чему позитивному не приведут.
В ходе всех территориальных споров, и Каспий в этом не исключение, стороны апеллируют к международному праву, доказывая свою правоту. При этом каждая сторона использует в международном праве то, что ему выгодно. Так, покапавшись в библиотеке, можно найти в вопросах межправа все что угодно. Поэтому при желании можно доказать, что Каспий море или озеро, а можно и рекой назвать.
Кроме этого, в такого рода спорах страны зачастую используют принцип исторической справедливости, которого нет в международном праве. В частности, Иран в спорах вокруг дележа Каспия апеллирует к этому принципу, доказывая свое право на больший сектор моря, чем тот, которым владеет сейчас.

Чингиз ИСМАИЛОВ, профессор БГУ, руководитель Центра региональных исследований:

— Несмотря на все споры о том, что же собой представляет каспийский водоем — море или озеро, хочу напомнить, что в реальности здесь не о чем спорить. Уже давно известно, что Каспий — самое большое озеро в мире. Так написано во всех учебниках по географии. И как бы стороны не спорили, ничего не изменится. Ведь сколько бы не называли велосипед «Феррари», от этого он не превратится в «Феррари». В соответствии с этим, Каспий должен делиться на национальные сектора по срединной линии. Россия, Азербайджан и Казахстан уже заключили соглашения между собой и поделили Северную часть Каспия на нацсекторы. Это стало большим шагом вперед. Но с тех пор переговоры дальше не продвигаются по причине позиции, занимаемой Ираном.
Кстати, следует отметить, что по вопросу дележа Каспия Иран всегда выдвигал абсурдные идеи. К примеру, еще в 90-е годы Тегеран предлагал найти срединную точку Каспия и от нее разделить море на национальные сектора. Абсурдность идеи заключалась в том, что уровень Каспия не постоянен и тогда пришлось бы каждый год искать эту срединную точку. Если кто-то сможет определить срединную точку неравномерной геометрической фигуры, то ему надо дать Нобелевскую премию.
В итоге я полагаю, что еще долго невозможно будет договориться с Ираном по причине занимаемой им позиции. Поэтому я считаю важным активнее вовлекать в переговорный процесс Туркменистан и договариваться конкретно с ним. Когда Туркменистан заключит двусторонние соглашения с Азербайджаном и Казахстаном, то Иран останется один в пределах советских границ по линии Астара-Гасанкули. И в конце концов просто вынужден будет присоединиться к уже заключенным соглашениям.

Тофик АББАСОВ, политолог:

— Пока в каспийских недрах еще имеются запасы углеводородов, существующее подвешенное состояние удовлетворяет все стороны. Потому что мы видим, как ни одна из пяти прибрежных стран не торопится форсировать переговорный процесс и проявить политическую волю. Переговоры между экспертами и личными представителями президентов всех пяти стран длятся уже 20 лет, но к особому успеху не привели. Удалось лишь решить вопрос судоходства, а вопросы дна, шельфа, недр остаются в подвешенном состоянии. А это самый важный вопрос, так как касается запасов углеводородов. Именно в этом и заключаются все споры вокруг Каспия.
Правда, Азербайджану, России и Казахстану удалось разделить и дно, что было очень важно. Но при наличии проблемы на юге — отсутствии подобного соглашения с Ираном, Азербайджан оказался в невыгодной ситуации, фактически припертым к российской морской границе. У нас сузилось поле для маневра. Ведь если Иран, будучи самой проблемной стороной в каспийском споре, будет продолжать настаивать на увеличении своей доли Каспия с нынешних 11 до 20%, то нам придется уступать за счет собственного сектора и мы не сможем уже сдвинуть свои морские границы на север, получив компенсацию за счет России и Казахстана. То есть, эти переговоры будут касаться только южно-каспийских государств — Азербайджана, России и Туркменистана. Россия и Казахстан в них участвовать не будут, и потому пересматривать свои прежние договора с Азербайджаном не станут.
Что касается туркменской позиции, то здесь тоже идет процесс дележки бывшего советского имущества – спорное месторождение «Кяпаз» («Сардар»). Тут дилемма заключается еще и в том, от какого места отсчитывать расстояние между азербайджанским берегом Каспия и срединной линией. Наша сторона отсчет начинает от Абшеронского полуострова, далеко вдающегося в море и поэтому месторождение «Кяпаз» остается за нами. Туркменская сторона выступает против, так как у них отсутствуют подобные полуострова. В силу этого Ашгабат предлагает не принимать в расчет Абшеронский полуостров и начинать отсчет от обычной береговой линии. Однако мы можем начать отсчитывать от «Нефтяных камней», которые не являются рукотворным объектом, как кое-кто ошибочно считает. Правда это городок, построенный на сваях, но там имеется и основа — природный остров, принадлежащий Азербайджану. А принимая во внимание тот факт, что «Нефтяные камни» находятся в 100 км. от Баку в сторону моря, тогда в определении срединной линии мы доходим до туркменского побережья и Ашгабат вообще остается без моря.
Защищая позицию Туркменистана, некоторые эксперты утверждают, что права этой страны на месторождение «Кяпаз» подтверждаются тем фактом, что у них оно носит название «Сардар» — в честь прежнего президента страны Сапармурата Ниязова. Но это их проблема. Если туркмены назвали месторождение в честь бывшего президента, то это совсем не означает, что мы должны в связи с этим сложить оружие и согласится на принадлежность спорного месторождения Ашгабату.
По моему глубокому убеждению для решения проблемы Каспия не подходят международные конвенции в полном смысле. К примеру, положение о 200- мильном континентальном шельфе точно не подходит для Каспия, так как наше море маленькое для таких пространств. Здесь допустимо только местное право, которое и будет выработано пятью прибрежными государствами, предусматривающее 12- или 24-мильные прибрежные шельфы, как неотъемлемые части прибрежных государств.
Примеры подобного решения проблем имеются в мировой истории. Так, аналогичным способом была решена в XIX веке дилемма о разграничении между США и Канадой по Великим озерам. В ходе долгих и тяжелых переговоров эксперты подготовили две отличающиеся друг от друга карты границы по озерам, одна из которых удовлетворяла требования Канады, другая США и отдали их сторонам. В итоге оба государства были довольны. То есть, стороны договорились использовать примерные границы, не вдаваясь в подробности, и на этом спыор был разрешен.

Остается надеяться, что на предстоящей встрече глав МИД, а позже — осенью этого года и на саммите глав пяти прикаспийских государств, сторонам удастся еще более сблизить свои позиции и вплотную подойти к заключению рамочной конвенции по статусу Каспия. А уже исходя из конвенции будут решены спорные вопросы и заключены межгосударственные соглашения между Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном о делимитации морских границ.