Азербайджан имеет очень выгодное географическое расположение, что открывает перед страной большие возможности для развития торговых отношений с соседними странами и реализации собственного транзитного потенциала. Свой вклад в развитие этого потенциала внесет дальнейшее участие страны в развитии транспортных коридоров, а в частности коридора «Север-Юг», сообщает FNKAA.Ru со ссылкой на news.day.az.
Международный транспортный коридор «Север-Юг» — мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов, общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 километров. Он создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (через Каспийское море), и далее — в Северную и Западную Европу.
Азербайджан в рамках этого коридора сотрудничает с иранской стороной по проекту соединения железнодорожного сообщения двух стран. Чтобы соединение железнодорожных систем Азербайджана и Ирана стало реальностью, иранская сторона должна завершить строительство железной дороги Казвин-Решт-Астара (Иран)-Астара (Азербайджан).
В настоящее время грузовые и пассажирские перевозки между Азербайджаном и Ираном осуществляются автомобильным транспортом. С реализацией данного проекта эти операции можно будет осуществлять по железной дороге, что будет способствовать росту перевозок между двумя соседними странами.
Эта железнодорожная линия имеет большое значение для развития международного транспортного коридора «Север-Юг», товарный рынок которого оценивается в более чем 20 миллионов тонн в год. Значительная часть коридора «Север-Юг» проходит по железным дорогам России.
Строительство участка железной дороги Казвин-Решт протяженностью 205 километров уже завершено. По предварительным оценкам, ее пропускная способность составит 1,4 миллиона пассажиров и от 5 до 7 миллионов тонн грузов в год.
Строительство железной дороги Решт- Астара (Иран) российская и иранская стороны намерены осуществить совместно. Строительные работы будут профинансированы российской стороной на основании договоренности, достигнутой между Ираном и Россией. Строительство и электрофикацию иранской железной дороги в направлении Азербайджана намерено провести ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
Как ранее говорил глава РЖД Владимир Якунин, проект создания железной дороги по восточному побережью Каспия через Казахстан и Туркменистан в рамках транспортного коридора Север-Юг с учетом планов Азербайджана и Ирана сохраняет свою актуальность. Этот проект охватывает три страны [Россия, Азербайджан и Иран] и уже подготовлена дорожная карта по его реализации. Реализация проекта начнется после подписания между Россией и Ираном соответствующего двухстороннего соглашения.
В свою очередь, Азербайджан профинансирует и осуществит строительство пограничного железнодорожного моста между иранской и азербайджанской Астарой, а также прокладку ветки протяженностью восемь километров на территории республики.
Несмотря на то, что в последние годы популярность железнодорожного транспорта снижается, с реализацией новых железнодорожных проектов и развития транспортных коридоров значение этого вида транспорта возрастет.
Железнодорожный транспорт имеет целый ряд достоинств. В частности он характеризуется относительно свободным размещением, надежностью, регулярностью, универсальностью вне зависимости от времени года, суток, условий погоды.
С учетом вышеотмеченного соединение железных дорог Азербайджана и Ирана сулит большие перспективы. В частности, этот проект позволит Азербайджану обеспечить многовекторность маршрутов транспортировки грузов и пассажиров, расширит транзитный потенциал страны, увеличит роль и значение страны в международных транспортных коридорах, а также повысит уровень товарооборота с соседними странами.