Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

«Смарт Сити»: Баку интересуется внедрением концепции «Умного города»

  • 21/09/2017 --
  • Просмотров: 4940

Баку, переживающий строительный бум, заинтересовался обогащением своей развивающейся городской инфраструктуры элементами «Умного города».

Термин «Смарт Сити» (с английского Smart City – «Умный город») прочно вошел в современный лексикон, обозначая систему комплексного применения высоких технологий для повышения эффективности городских служб и большего удобства горожан.

Чтобы поделиться своими знаниями о глобальных тенденциях в развитии концепции «Смарт Сити» в середине сентября в Баку приехал Флавио Техада (Flavio Tejada), профессор из IE Business School, одной из ведущих бизнес-школ мира.

Флавио Техада, как и многие преподаватели в Мадридской бизнес-школе, является успешным предпринимателем, занимает должность замдиректора в Arup – международной компании инженерного и городского проектирования.

«В современном мире доля городского населения стремительно растет, города становятся центрами экономики и торговли, туристическими- и бизнес-хабами. Чтобы добиться слаженности в работе всех городских служб при такой нагрузке и сделать город действительно удобным для всех его жителей и гостей, необходимы инновационные подходы и решения», — сказал Флавио Техада в интервью 1news.az.

По словам профессора, важно понять, чего необходимо добиться в каждом конкретном городе, опираясь на его сильные стороны.

«Основным аспектом современной экономики является человеческий потенциал. Если не так давно экономика любой страны основывалась на эксплуатации природных ресурсов, то сегодня тенденция двигается в сторону экономики знаний», — говорит он.

«Истинный талант скрыт не в базах данных, не в документах, не в недрах земли. Талант присущ лишь человеческой природе, — говорит Техада. – Потому поистине современным может считаться город, который сумел привлечь мировые таланты и таким образом стать конкурентоспособным».

В качестве примера профессор привел европейский город Копенгаген, который никогда ранее не был лидером среди европейских городов, во многом уступая Парижу, Лондону и другим мегаполисам. Однако, найдя свою сильную сторону, город сумел стать центром знаний и науки. В качестве узкого направления развития Копенгаген выбрал дизайн в его широком понятии – от архитектурного до дизайна одежды.

«Города глобального характера, такие как Нью-Йорк, Лондон или Париж, могут позволить себе развиваться одновременно в нескольких направлениях. Если же город небольшой, то эффективнее было бы сконцентрироваться на чем-то одном, в чем город наиболее силен», — говорит Техада.

К примеру, если в городе сильны традиции нефтегазового промысла (есть специализированные образовательные учреждения, хорошие специалисты на местах и т.д.), стоит развиваться в этом направлении – модернизировать систему управления, привлекать бизнес, создавать передовые специализированные учебные заведения.

Архитектурный дизайн города, по словам профессора Техада, должен также отражать его направленность, делать его уникальным в своем роде.

Среди слушателей профессора Флавио Техада в Баку были представители администрации Ичеришехер, Американской торговой палаты, специалисты профильных ведомств, а также выпускники IE Business School из Азербайджана, которых на сегодня около 10 человек.

По словам Техада, его компания Arup была вовлечена в несколько глобальных проектов в Баку в качестве консультанта. Среди них – проекты строительства нового терминала Бакинского аэропорта, а также некоторых крупных спортивных объектов.

«Баку – город, открытый новым глобальным тенденциям. Многие едут учиться в международные вузы, чтобы узнать больше об этих тенденциях. Сам город, его архитектура и инфраструктура олицетворяют стремление вперед, — говорит Флавио Техада. – Потому я считаю Баку прекрасным местом для дискуссий о современных глобальных тенденциях».

На сегодняшний день, однако, слишком рано говорить о каких-либо действующих проектах в Баку по внедрению концепции «Умного города», говорит профессор.

Концепция «Умного города» получила достаточно широкое распространение: в том или ином объеме элементы «Смарт Сити» реализованы в 2500 городах по всему миру. Лидерами в этом направлении считаются Барселона, Лондон, Сингапур, Тель-Авив.

Яркими примерами концепции «Смарт-Сити» в Барселоне может считаться разработка транспортной системы, которая позволяет добраться до места назначения без пересадок. Лондон же стал первым городом в мире, где внедрена бесконтактная система оплаты в транспорте с помощью банковской карты.

Флавио Техада добавил к «умным подходам» в городах пример Мадрида, где уже несколько лет успешно действует единая система аренды экологичных транспортных средств для передвижения внутри города. Сюда относятся как экомобили, так и экомотоциклы и велосипеды. Арендовать транспорт можно по часам и даже по минутам.

«Вы находите транспорт и оплачиваете аренду с помощью мобильного приложения. Завести машину также поможет смартфон, так как машина узнает устройство после вашей регистрации», — рассказывает профессор.

Этот проект преследует несколько целей. В первую очередь, позволяет людям легко комбинировать необходимые средства для передвижения в городе, исключает проблемы с парковкой. Во-вторых, снижает поток личных автомобилей в городе и, соответственно, сокращает пробки на дорогах, а экологичность арендуемого транспорта благоприятно влияет на качество воздуха в городе.

Другим хорошим примером Флавио Техада назвал проект по внедрению «умных ламп» на улицах Стамбула. Специальные детекторы реагируют на движение на улице: в тот период, пока на улице нет ни машин, ни пешеходов, уровень света снижается до минимального; как только детекторы «чувствуют» движение, лампы загораются сильнее.

По словам Флавио Техада, такое «умное освещение» дает колоссальное сокращение потребляемой электроэнергии – порядка 80% в год.

https://youtu.be/oSBo2KdPKqA

Говоря о проектировании городов будущего, профессор Флавио Техада отмечает один важный, по его словам, элемент. «Реальность такова, что высокие технологии развиваются чрезвычайно быстро: 5-летний цикл развития технологий против 25-летнего цикла городского строительства», — говорит он.

«Сегодня мы не можем знать, какими будут технологии через 15-20 лет. Потому мы пришли к выводу: не нужно стараться прогнозировать будущее, нужно быть открытым к разным вариантам этого будущего, — говорит профессор. – И дизайн наших городов должен быть настолько гибким, чтобы суметь подстроиться к различным сценариям будущего развития».

Источник: 1news.az