Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Сможет ли новый министр образования Азербайджана уволить ректоров?

  • 22/04/2013 --
  • Просмотров: 5359

1367735753_mikayil_cabbarov_20101219 апреля президент АР Ильхам Алиев подписал распоряжение о назначении 37-летнего Микаила Джаббарова на должность министра образования Азербайджана. Скажется ли приход в министерство молодого руководителя на системе образования страны? Воспрянет ли она от «анабиоза»? На эту тему вместе с корреспондентом ИАП AzerRos порассуждал председатель объединения «Центр просвещения XXI век», доктор философии Этибар Алиев:

— Какие решения новый министр должен принять в первую очередь?

— На плечи Джаббарова легла большая ответственность. Сфера образования в стране находится в глубоком кризисе, начиная от дошкольного, профессионального и кончая высшим. Образование в Азербайджане не только не дотягивает до европейского уровня, оно даже хуже африканского. Ему жизненно необходимы программы глубокого реформирования. Могут спросить: разве до сих пор в образовании не было программ реформирования? Они были, но, к сожалению, ни одна не достигла своих целей, не сыграла значительную роль.

Министр должен реформировать управление, в системе образования должна воцариться «прозрачность». Следует перейти к выборам руководства школ и университетов методом коллективного голосования, очистить систему от взяточников, назначать на должности чистых, лояльных и честных людей. Надо проводить мониторинги во всей системе образования, на всех его ступенях, для выявления слабых мест, с обязательной презентацией итогов мониторингов для широкой общественности.[b]

— Не вызывает ли опасения тот факт, что Джаббаров до сих пор никогда не работал в образовании?

—  Отсутствие опыта работы в образовании я не считаю весомым фактором. Мы имеем успешный пример руководства образованием чиновника, не имевшего опыта работы в этой сфере. Лидия Расулова, не имея опыта работы в системе образования и научной степени, успешно руководила азербайджанским образованием в советские годы. И тогда все было замечательно.

Джаббаров молод, он не имеет опыта. Но сам он получил хорошее образование, вполне достаточное для того, чтобы занимать министерское кресло. Перед ним стоит тяжелая задача, так как 30% населения в стране занято в сфере образования. Если он создаст современную управленческую команду компетентных советников, если наберется решимости демократизировать сферу образования и отделить школы и университеты от политики, Джаббаров может достичь успеха. В противном случае застой будет продолжатся.

 — Без увольнения погрязших в коррупции ректоров некоторых вузов исправить ситуацию в этих учебных заведениях невозможно. Не слишком ли сложная выпала роль Джаббарову, если учесть, что этих ректоров назначает руководство страны?

— Интересный вопрос. Для того чтобы избавиться от коррупционеров-ректоров, министр должен провести мониторинг в высших учебных заведениях, проверить работу вузов за последние пять или десять лет. Если при проверке будут выявлены нарушения и факты нецелевого использования финансовых средств, выделенных для приближения вузов к европейским стандартам, то министр, если у него хватит принципиальности, может вынести результаты мониторинга на коллегию министерства, затем составить докладную записку для президента, представив ему свое мнение о необходимости увольнения ректоров. На основе представления министра президент легко освободит ректоров с занимаемых ими должностей.

Но здесь министра ожидает трудность: восемь ректоров являются депутатами Милли Меджлиса. Приведу интересный пример. В Институте иностранных языков были выявлены хищения государственных средств, факты их неправильного расходования и взяточничество. Ну, выявили. И что было следом? Ничего! И ректор этого вуза до сих пор благополучно занимает эту должность, так же как и депутатское кресло.

Дмитрий КИСИЛЕВ