Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Страсти вокруг хиджабов: Кто более верующий — Чечня или Азербайджан?

  • 24/04/2013 --
  • Просмотров: 4633

1367328881_1366801310_hidzhabПоколение, свободное от атеизма 

Парадокс времен «холодной войны»: большинство мусульман бывшего СССР (азербайджанцы, казахи, узбеки), которые находились под влиянием лозунга КПСС «Бога не существует», любили во время застолий «осушить» на двоих или на троих бутылку «Русской» и не выполняли намаз. Тогда это было вполне логично: после 1917 года атеизм насаждался «огнем и мечом» на 1/6 земной суши, именуемом СССР, а школьникам настрого запрещали даже заходить в мечеть, впрочем, как и в другие храмы.

Но в 1991 году коммунизм оказался на свалке истории. Атеизм также умер, стало модным верить в Бога. За минувшие 20 лет в независимом Азербайджане родилось и выросло новее поколение, которое не пьет водку во время праздников и проявляет интерес к канонам ислама. Эта тенденция усиливается ввиду весьма агрессивной религиозной пропаганды, которую ведет на Северный Азербайджан соседний с ним Иран. Оттуда, с территории Южного Азербайджана, бесплатно переправляются тысячи книг с текстом Корана, одновременно из Ирана ведется теле- и радиотрансляция религиозных передач.

Судебные процессы над «узниками совести»

Все это вызывает беспокойство руководства Азербайджана. Вот почему в преддверии президентских выборов, намеченных на октябрь 2013 года, в стране усилилась борьба против распространения исламистских настроений. На днях в республике был арестован известный теолог Талех Багирзаде. Его обвинили в незаконном хранении наркотиков, однако правозащитники уже причислили его к «узникам совести».

22 апреля в Наримановском районном суде Баку под председательством Аббаса Алиева был вынесен приговор группе верующих, обвиняемых в оказании сопротивления полиции и нарушении общественного порядка. Они были арестованы в связи с акцией протеста 5 октября 2012 года перед Министерством образования, во время которой несколько сот исламистов требовали отменить запрет на ношение хиджаба в школах.

Признали виновными

Суд признал 8 человек виновными и приговорил Давуда Керимова и Тельмана Ширалиева к 6 годам лишения свободы, Тарлана Агададашева, Анара Гасымлы, Ильхама Хатамова и Ровшана Аллахвердиева – к 5,5, Мурада Гулиева и Джейхуна Гулиева – к 5 годам тюремного заключения. Большинство обвиняемых не признали себя виновными. Некоторые частично признали вину. Всего по указанным событиям было арестовано 33 человека. Часть из них также предстала перед судом, другие еще под следствием.

В начале апреля суд по тяжким преступлениям Ленкорани приговорил к 8 годам тюрьмы главного редактора религиозного сетевого издания xeber44.com Араза Гулиева. Его признали виновным по пяти статьям: «Незаконное ношение, хранение и транспортировка огнестрельного оружия», «Организация и участие в действиях, нарушающих общественный порядок», «Разжигание национальной и религиозной розни», «Оказание сопротивления представителям власти» и «Оскорбительные действия против флага и герба Азербайджана».

Дело Гулиева

Гулиев был задержан 8 сентября 2012 года во время акции верующих против выступления полуобнаженных танцовщиц на международном фольклорном фестивале в городе Масаллы. Как заявил брат осужденного Азер Гулиев, данная акция была мирной. Кроме того, Араз Гулиев не был ее участником, а присутствовал на ней в качестве журналиста. По данным же полиции, участники религиозного митинга пытались сорвать одно из мероприятий фестиваля. В результате пострадали двое жителей района и сотрудник полиции, были разбиты стекла служебного автомобиля.

Позднее в доме задержанного был проведен обыск, в ходе которого следователи обнаружили гранату (сам Гулиев утверждал, что она была подброшена). Родственники Гулиева связали уголовное преследование с его профессиональной деятельностью. Его сайт хeber44.com публикует новости о религиозной жизни Азербайджана и основных международных событиях в исламском мире. В частности, это издание активно освещало протесты верующих против запрета на ношение хиджаба в школах.

Молодежь — против!

На днях верующие студентки в Азербайджане вздохнули спокойно: руководство Азербайджанской государственной нефтяной академии (АГНА) сняло запрет на посещение занятий студентками в хиджабах. Конфликт начался после того, как 2 апреля 10 студенток в хиджабах не были допущены на занятия. Служба охраны вуза мотивировало это приказом руководства вуза о запрете на посещение занятий студентками в хиджабе и студентов с длинными бородами. Это вызвало бурный протест верующих и правозащитников, и 3 апреля руководство вуза отменило запрет.

Девушки были удовлетворены разрешением ходить на занятия в хиджабах. «Я учусь на четвертом курсе, скоро у нас дипломная работа, и если бы запрет оставался в силе, то я не смогла бы закончить ВУЗ», — говорит студентка Академии Самира Гулиева.

Еще одна верующая студентка, пожелавшая остаться неназванной, считает несправедливым введение запретов на форму одежды. «Мы ведь совершеннолетние люди, каждый вправе одеваться так, как он хочет и как это соответствует его убеждениям. Запрет объясняли тем, что якобы студентки в хиджабе занимаются религиозной пропагандой. Но это не так. Никто никого не агитирует. Мы находимся в вузе только во время занятий, когда же у нас время бывает для агитации?» — Сказала девушка.

Комментировать отказались

В пресс-службе Министерства образования Азербайджана не стали комментировать вопрос о правомерности запрета на ношение хиджаба в вузах, сославшись на то, что «университеты автономны в принятии решений в вопросах формы одежды».

Ранее, проректор Академии Гасым Мамедов объяснял запрет предполагаемым введением формы одежды в вузе. «Мы не касаемся религиозных убеждений студенток. Не имеет значения, где они совершают намаз или молятся. Просто, возможно, что в будущем в вузах будет применена единая форма одежды. Они должны подумать об этом уже сейчас. Когда создавалась Азербайджанская государственная нефтяная академия, была единая форма одежды», — заявил Мамедов.

Напомню, что в Азербайджане в 2010 году в средних школах введен строгий запрет на ношение хиджаба, в то время как в вузах ограничения носят локальный характер. Запреты вводятся приказами ректоров, но нередко под давлением религиозной общественности отменяются.

Говорят эксперты

По словам теолога Ильгара Ибрагимоглу, во власти существуют группировки, которые за ограничение прав человека, в особенности религиозных свобод, и группы, которые иначе относятся к данным вопросам. «То, что мы видим, как бы проявления доминирования той или иной линии», сказал Ибрагимоглу. Он называет в числе мотивов тех, кто выступает за ограничение хиджаба, «исламофобию и боязнь роста числа верующих».

С ним согласен и конфликтолог, автор книги «Ислам в Азербайджане» Ариф Юнус. «Кампании против верующих являются составной частью общей политики репрессий. Многих верующих преследуют, даже несмотря на то что они не занимаются политикой. У властей Азербайджана такой принцип: все, что есть, должно быть под контролем властей, никакого инакомыслия не должно быть», — заявил он.

Эксперт по религиозным вопросам Тофиг Тюркель считает опасной попытку властей усилить репрессии против сторонников соблюдения канонов Корана. «Власти видят угрозу во всех неконтролируемых ими собраниях, сообществах людей, — считает эксперт. — В этом смысле ислам и провозглашаемые им идеи солидарности мусульман рассматриваются властями как потенциальные источники сопротивления действующей власти».

По мнению Тюркеля, оказывая давления на верующих, власти провоцируют спонтанные протесты, которые сами же жестко подавляют. Таким способом они демонстрируют Западу существование «некоей исламской угрозы в Азербайджане», чтобы оправдать репрессии и в целом подавление прав человека в стране.

«Светская» Чечня вводит нормы шариата

Создается парадоксальная ситуация: в то время как в средних школах Азербайджана хиджабы запрещены, в соседней Чечне Рамзан Кадыров, напротив, своими указами вводит нормы шариата в повседневную жизнь. В Чечне власти активно пропагандируют исламский «дресс-код», причем как в вузах, так и во всех государственных ведомствах. Для женщин обязателен платок, длинное платье с рукавами, закрывающими руки до запястья. Мужчины же и в повседневной жизни, и на работе – свободны в своем выборе, но в пятницу (в день Рузбана — пятничной общей дневной молитвы) они обязаны носить национальную одежду и тюбетейки.

Ранее Рамзан Кадыров также издал распоряжение, согласно которому все женщины, работающие в государственных учреждениях Чечни, должны в служебное время носить головные платки. Нарушение женщинами этого правила грозит им увольнением с работы. «Пускай мне будут говорить и доказывать, что я не прав, что это неправомерно и так далее, но на рабочем месте все должны подчиняться установленным правилам», — заявил Кадыров.

К женщинам — повышенные требования

Напомню, что, еще будучи премьер-министром, Рамзан Кадыров регулярно обращал внимание женщин Чечни на их внешний вид. Кроме того, он призывал девушек Чечни не разговаривать по сотовому телефону, запрещал им употребление спиртного и азартные игры. Напомним также, что с сентября этого года в Чечне действуют новые правила для эстрадных артистов: отныне все исполняемые ими песни и номера, а также их наряды должны соответствовать канонам ислама.

Исполнительницам на сцене запрещено обнажать грудь и плечи, а также носить мини-юбки или короткие платья. Кроме того, Рамзан Кадыров распорядился прекратить прокат и продажу в республике свадебных платьев из Европы. Кадыров считает их чрезмерно открытыми для чеченских невест. Вместо проката и продажи нарядов из Европы владельцы свадебных салонов в Чечне должны, по мнению президента, перейти на продажу национальных свадебных нарядов.

«Невеста — символ скромности»

«Главы администраций, на территории которых находятся свадебные салоны, должны предупредить их владельцев, чтобы они прекратили реализацию и прокат чрезмерно открытых свадебных платьев, — строго предупредил глава Чечни. — Невеста – это символ скромности, а в последнее время у невест стало модным надевать слишком открытые платья. Если так пойдет и дальше, мы вскоре забудем все свои национальные традиции, утратим свою самобытность».

В Чечне, в отличие от Азербайджана, власти не преследуют религиозные организации, пропагандирующие ислам. Так общественная организация «Иман» провела в Чечне акцию «Покорись воле Создателя!» На улицах Грозного активистки бесплатно раздавали женщинам длинные платья и исламские головные платки. За время акции мусульманские комплекты одежды получили все желающие жительницы Грозного. Организаторы акции «Покорись воле Создателя!» рассказали, что все женщины охотно принимали одежду, практически никто не отказывался от подарка.

Региональная общественная организация «Иман», которая проводила акцию, была создана два года назад при поддержке республиканского министерства по делам молодежи. Большинство активистов организации – девушки. «Эту акцию мы проводили в основном в школах и в Чеченском государственном университете, — говорит одна из активисток. — Ученицам и студенткам мы не просто дарили мусульманское платье, платок, но и объясняли правила и смысл ношения этой одежды».

Он вернулся в школы Турции!

В соседней Турции, как и в Чечне, постепенно снимаются запреты на ношение хиджаба. В ноябре 2011 года премьер-министр Реджеп Эрдоган отменил действовавший десятилетиями запрет покрывать голову в исламских школах. «Давайте позволим всем одевать детей по своему желанию и возможностям», – заявил Реджеп Эрдоган.

Напомню, что после военного переворота 1980 года хиджаб в Турции был запрещен в общественных и образовательных учреждениях. В 2008 году партия Справедливости и Развития Реджепа Эрдогана приняла поправку к конституции, снимающую некоторые ограничения на ношение хиджаба в учебных заведениях. Теперь ученицы исламских школ имам-хатиб смогут носить хиджаб, тогда как ученицам обычных общеобразовательных школ разрешили надевать платки на уроки Корана.

В Турции растет также число средних школ с исламским уклоном. В настоящее время в религиозных школах Турции занимаются 240 тысяч из почти четырех миллионов турецких старшеклассников. В марте этого года власти снизили возрастной порог учащихся школ имамов-проповедников с 15 до 11 лет.

Глава Союза демократических работников образования Гуркан Авджы поддержал позицию Эрдогана. «Изменив школьную форму, Турция начала путь к освобождению от наследия военного переворота 1980 года, — заявил он. — Мы не сможем спасти систему образования от пагубных последствий гнета, ритуалов, догм и мышления «холодной войны», пока учителя и ученики не будут освобождены». Но в Турции сильны также позиции противников ношения хиджаба, которые обвинили Эрдогана в покушении на основы светского режима власти в Турции.

Госслужащие турчанки тоже хотят освободиться от наследия «холодной войны»

Однако в государственных учреждениях Турции, в отличие от Чечни, ношение хиджабов все еще под запретом. Недавно турецкий профсоюз госслужащих Memur-Sen собрал более 11 миллионов подписей по всей стране под петицией об отмене запрета на ношение хиджаба сотрудниками госучреждений. Петиция вскоре будет передана премьер-министру Реджепу Эрдогану.

«Турция должна избавиться от таких ограничений по отношению к гражданским служащим, — заявил Гуркан Авджы. — После того как мы представим подписи премьер-министру, настанет очередь правительства, парламента и политических партий заняться своим прямым делом и отменить этот запрет».

 Дмитрий КИСЕЛЕВ, политический обозреватель