Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Хороший учитель – искренний учитель. Чему участник всероссийского «Учителя года» из Магнитки учит детей

  • 22/10/2017 --
  • Просмотров: 4682

Магнитогорск. Гость редакции «МР» − Гамат Гасанов, преподаватель географии магнитогорской школы №10 – абсолютный победитель областного конкурса «Учитель года».

Недавно он вернулся из Москвы со всероссийского этапа педагогического состязания. Молодой учитель рассказал о своем отношении к профессии.

− Гамат, как вам удалось попасть на всероссийский этап конкурса «Учитель года»?

− Конкурс состоит из муниципального, регионального и всероссийского этапов. Участие в «первом круге» я собирался принять позже, возможно, в следующем году. Однако на собрании большая часть моих коллег проголосовала за мою кандидатуру, и я понял, что пути назад нет – нужно достойно представить школу на городском уровне. С такими мыслями, без больших амбиций я и готовился к конкурсу, на котором все прошло успешно, наш труд оценили, и дальше был уже областной тур. На нем я стал абсолютным победителем. Благодаря этой победе следующий областной конкурс «Учитель года» пройдет в нашем городе, что очень приятно.

− Какое место вы заняли на всероссийском уровне?

− Мне совсем чуть-чуть не хватило для того, чтобы попасть в число 15 лучших. Поэтому я оказался в числе «шестнадцатых». Так называют участников конкурса, которые не попали в 15 лучших учителей страны. Ежегодно на состязании проводится «мастер-класс шестнадцатых», на него меня порекомендовал один из членов жюри, увидевший мою работу на конкурсе прежде.

Позже я общался с другими представителями жюри, которые высказывали сожаление по поводу того, что меня не оказалось в числе 15 лучших учителей.

Они планируют рекомендовать меня для проведения областных мероприятий, где я буду делиться опытом с южноуральскими учителями.

− Какими были испытания на всероссийском уровне?
− Были очный и заочный этапы. На заочном жюри оценивает работу сайта, насколько он «живой», активный, какие на нем ведутся обсуждения. По итогам этого тура мы получили достойные баллы. На очном туре первым испытанием был метод-семинар. На городском и региональном конкурсе этот процесс называется «представлением педагогического опыта». На всероссийском конкурсе формат аналогичен – красиво презентуемый отчет о приемах, которыми мы пользуемся на своих уроках, о результатах, которых достигаем. Я рассказывал о мотивации учащихся через рефлексивную деятельность, то есть понимание того, зачем они все это делают. Результатом своей работы я назвал высокий процент девятиклассников, сдающих экзамен по географии. На заочном этапе, проходившем в Москве, мы писали эссе на тему «Человек, благодаря которому я стал учителем». Я упомянул в нем учителей из многопрофильного лицея и из 49-ой школы, в которых имел честь учиться. Но начал свой рассказ с воспоминаний о своей учительнице русского языка Наталье Викторовне Трифоновой. Она и сейчас работает в лицее.

Был в моей ученической биографии и такой момент – я часто давал списывать одноклассникам, оказывая учителям «медвежью услугу», вот они и пытались пресечь эту деятельность тем, что специально занижали мне оценки. Я изменил форму помощи ребятам, стал объяснять им то, что они не понимали в учебном процессе. Именно тогда у меня появились мысли о том, чтобы посвятить себя учительству.

− Мне всегда казалось, что география – не самый популярный предмет…

− Главная проблема – мотивировать старшеклассника к изучению географии. Этот предмет среди экзаменов по выбору занимает второе место после обществознания. А вот после 11-го класса в нашем городе географию сдают шесть-восемь человек. Казалось бы, наш предмет должен быть основным при поступлении на такие специальности, как «экология», «туризм». К сожалению, нет… Я убежден – география предмет абсолютно «некабинетный». Сложно по картинкам в книжке донести до ребенка красоту Родины. Мы с ребятами совершаем автобусные экскурсии по городу, ходим в мини-походы, иногда делаем полевые работы, составляем план территории, прорабатываем маршруты от дома до школы. В общем, стараемся заниматься активной деятельностью. Это всего лишь начальный уровень, но даже он помогает заинтересовать ребенка.

− Как вы пришли к тому, чтобы начать учить детей географии?

− Несколько факторов повлияло на мой выбор. В нашей стране все связано с географией. Взять хотя бы спорт: по названиям команд можно понять, какой деятельностью занят регион, какой географический объект имеет отношение к городу, который представляет команда.

Конечно, русский язык и математика – главные предметы, по ним обязательно сдаются экзамены, но география незаслуженно отодвинута на второй план. География – это мир. Иностранные языки, биология, история, политика, химия − все так или иначе переплетается с географией!

Часовые пояса, погодные явления − весь окружающий мир изучается этой комплексной наукой. Еще одна причина моего увлечения географией − страсть к путешествиям. В детстве мы с отцом ездили на машине на мою Родину – в Азербайджан. Три тысячи километров в дороге! Тогда еще не было навигаторов, и мы прокладывали маршрут по атласу.

− Вернемся к конкурсу. Каким образом удается вызвать у учеников рефлексивную деятельность?

− Существует комплекс приемов, направленных на осознание себя, своей деятельности. Я стараюсь научить ребят задумываться о смысле их поступков, воспитывать в них толерантность, привязывать любой вопрос к «здесь и сейчас», чтобы ребенок на практике понимал, для чего он это делает. Конечно, это огромная подготовительная работа, но я стараюсь. Пользуюсь тем, что придумано нашими, советскими и российскими, учеными. Моей задачей на конкурсе было показать все эти приемы через призму своих предметов, оригинально подать.

− Как изменилась ваша жизнь после участия в «Учителе года»?

− Конкурс – это некий трамплин, после него ты ощущаешь внутренний рост, понимаешь, что нет предела совершенству, пересматриваешь свой взгляд на многие вещи. Для меня конкурс – огромный прыжок вперед!

− Хороший учитель – это…

− Искренний учитель!

Дети чувствуют фальшь, их невозможно обмануть, поэтому нужно быть честным. В первую очередь, с самим собой. Если ты искренне веришь в свои идеи, тогда и дети в них поверят.

Только тогда ты сможешь привить любовь к окружающему миру, к своей Родине. Моим жизненным девизом является фраза: «Идущий от сердца – проникает в сердце». В девяностые годы прошлого века многие мои старшие коллеги работали за идею. В прямом смысле. Однако они остались, потому что верили.

− Много таких людей было на конкурсе?

− Огромное количество! И очень приятно, что мы с ними подружились. Это люди с общими интересами, расположенные друг к другу. Уникальные люди! Мне было интересно общаться, перенять приемы. Теперь я, рассказывая ученикам о том или ином регионе России, мысленно привязываю его к конкретному человеку – своему коллеге.

− С кем-то из знаменитостей удалось пообщаться?

− Мне удалось лично пообщаться со столпом российской педагогики – Шалвой Амонашвили! Эта встреча навсегда останется в моей памяти! Шалву Александровича очень интересовала география участников конкурса, узнав, что я родом из Азербайджана, но вырос и работаю в Магнитогорске, он в шутливой форме провел параллель, что сам он родился Грузии, но как личность состоялся тоже в России. Не скрою, мне это было очень приятно! Побеседовал я и с победителями двух предыдущих конкурсов. Удивительные педагоги и замечательные люди!

− Не планируете повторить участие в конкурсе?

− Для этого снова нужно проходить городской и областной отборы. А они в некотором смысле даже тяжелее, чем всероссийский этап. На областном к общему формату конкурса прибавляется «общественное выступление». Весь этот марафон занимает год. Год жизни. А это значит, время от времени нужно отрываться от детей. А мне этого не хочется.

− Что бы вы изменили в современной системе российского образования?

− Я бы сделал упор на практикоориентированность. И не только в географии.

В наших учебных процессах много теоретического базиса, но катастрофически не хватает практики. Нужно, чтобы дети научились применять знания, полученные на уроках, в реальной жизни. Химию − в фармацевтике, физику − в бытовых вещах. Ребенок должен понимать, как и чем ему могут в жизни помочь школьные знания.

Взять ту же проблему экологии. Нужно, чтобы в школах объясняли, что такое окружающая среда, почему нельзя ее загрязнять, как можно ее облагородить. Мы в своей школе тщательно подошли к этому вопросу – ребята сдают макулатуру, высаживают деревья, ходят на субботники. А если подытожить, скажу: учительство – это творчество!