Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Четыре стратегические цели новой экономической модели Азербайджана

  • 11/12/2016 --
  • Просмотров: 3310

bayraq_meydani_120715“Стратегическая дорожная карта по перспективам национальной экономики”, утвержденная недавно Президентом Азербайджана, пролила свет на то, как будет дальше развиваться экономика страны и чего ждать населению в ближайшие несколько лет.

В первую очередь этот фундаментальный документ четко очерчивает роль государства и частного сектора в развитии экономики: правительство станет катализатором инвестиций, а частный сектор — локомотивом экономического развития.

Это в том числе означает, что роль не просто частного сектора, а малого и среднего бизнеса в экономике возрастет. Правительство намерено стимулировать в первую очередь производственные сферы и сектор услуг в таких сферах, как туризм, где у Азербайджана огромный нереализованный потенциал.

Задача “дорожной карты” — сбалансировать экономику Азербайджана, которая долгое время развивалась за счет нефтяного сектора. Для этого правительство планирует сфокусироваться на “авангардных“ секторах экономики и сместить акцент на переработку, а не добычу, на частный, а не государственный бизнес, на работу на высокодоходных, а не низкодоходных рынках, на формирование высококвалифицированной рабочей силы и так далее.

Сам документ охватывает три периода: до 2020 года, до 2025 года и после 2025 года. Помимо 11 секторов экономики, на которых теперь будет фокусироваться страна, правительство выделило четыре стратегические цели, в рамках которых и будут развиваться эти сектора.

В соответствии с первой стратегической целью правительство намерено обеспечить фискальную устойчивость, а монетарная политика будет основана на режиме плавающего курса маната.

Для обеспечения фискальной устойчивости правительство определит рамки фискальной политики и, помимо экономии доходов, полученных от продажи природных ресурсов, усилит контроль над правильным использованием этих самых ресурсов.

Необходимость экономии и эффективного использования природных ресурсов понятна — ведь они не безграничны. Так, по подсчетам самого правительства, нефтегазовые ресурсы страны могут истощиться раньше, чем у Саудовской Аравии, Казахстана или Ирана.

Кроме того, никто не ждет резкого роста стоимости нефти в среднесрочной и даже в долгосрочной перспективе. Все это делает необходимым еще более осторожно использовать нефтяные доходы. Тут на помощь приходит “золотое правило”.

В настоящее время объем средств, которые Государственный нефтяной фонд Азербайджана (SOFAZ) направляет в казну, зависит от стоимости нефти. Применение “золотого правила” позволит стабилизировать этот объем и направлять в бюджет только определенную сумму. При этом ее объем не будет зависеть от цен на “черное золото”. Также это позволит повысить защиту государственных расходов от стоимости нефти. Иными словами, при низких ценах на нефть правительству не обязательно будет сокращать свои расходы. Главное, что подразумевает “золотое правило”, — это стабильность.

“Золотое правило” упростит прогнозирование курса маната, что, в свою очередь, позволит строить более долгосрочные планы, повысит эффективность государственных трат и т.д. Кроме того, SOFAZ сможет совершать более высокодоходные и долгосрочные инвестиции, а ограничение трансфертов позволит увеличить накопления фонда, которые предназначены для будущих поколений.

Что именно означает “золотое правило”? Согласно этому принципу, государственный бюджет сможет расходовать лишь определенный четко оговоренный уровень от нефтяных доходов, весь остальной заработок от продажи нефти будет храниться в SOFAZ. А чтобы SOFAZ не мог влиять на частные инвестиции внутри страны, фонд инвестирует только за рубеж.

Такой метод используют и многие другие страны. Например, нефтяной фонд Норвегии — Государственный пенсионный фонд — может направлять в госбюджет только четыре процента от своих доходов ежегодно. Примечательно, что правительство рассматривает четыре варианта ограничения трансфертов в казну, и норвежский метод является одним из них.

При этом подразумевается, что правительство будет через определенный период времени пересматривать “золотое правило”.

Другим важным моментом в рамках первой цели является создание так называемых среднесрочных рамок расходов. На их основе будет формироваться ежегодный бюджет. Главное, что эти рамки позволят не только правильно распределять средства госбюджета между секторами и внутри секторов, но и повысят ответственность конкретных субъектов, которые используют госсредства, так как среднесрочные рамки расходов подразумевают и формирование механизма контроля за использованием бюджетных средств.

Вторая цель охватывает приватизацию и реформы, связанные с госпредприятиями. Согласно “дорожной карте” в Азербайджане готовится новый закон “О приватизации государственного имущества”. Задача данного закона — снизить государственные расходы путем замены роли правительства в качестве управляющего органа на роль регулятора. То есть правительство должно регулировать рынки, принимая новые законы и правила, а управлять компаниями и предприятиями должны участники частного сектора. Также в рамках этого закона правительство окажет поддержку компаниям, которые приватизировали госпредприятия в рамках I и II государственных программ по приватизации.

В целом в рамках “дорожной карты” при приватизации будет уделено особое внимание двум факторам: во-первых, решение о приватизации или сохранении предприятия в госсобственности должно приниматься с учетом совершенствования его деятельности и повышения рентабельности. Во-вторых, преимущество необходимо отдавать предприятиям в регионах, чья работа может внести значительный вклад в социально-экономическое развитие этого региона.

Другой интересный момент касается государственных нефтегазовых компаний и рынков капитала. Так, “дорожная карта” отмечает пользу финансирования через рынки капитала этих компаний. В этом контексте правительство может рассмотреть выпуск ценных бумаг (облигаций или акций) государственными нефтегазовыми компаниями. При этом первичное размещение акций может затронуть не всю компанию, а часть ее функций — розничную продажу топлива или производство полимера, например.

В рамках третьей цели правительство намерено развивать человеческий капитал. Самое главное, что предусматривает “дорожная карта” в этой сфере, — это повышение качества образования на всех стадиях.

В первую очередь с этой целью дошкольное образование может стать обязательным. Сейчас в Азербайджане доля дошкольного образования очень низкая — среди детей в возрасте от одного до пяти лет только порядка 14 процентов получают дошкольное образование.

Кроме того, правительство намерено создать государственные дошкольные образовательные учреждения и стимулировать создание аналогичных частных учреждений, подготовить необходимую для этого нормативно-правовую базу и, конечно же, подготовить высококвалифицированных педагогов, стимулировать открытие крупными компаниями дошкольных образовательных учреждений. Также важным является создание системы раннего выявления талантов и их дальнейшей поддержки. Для всего этого может быть подготовлена специальная государственная программа.

Что касается среднего и высшего образования, то примечательным здесь является то, что правительство хочет предоставить частным вузам больше свободы. Также в Азербайджане, наконец, будет принят закон “О высшем образовании”

Конечно, получение образования очень важно, но главное, чтобы выпускники вузов могли получить работу. В этом контексте в Азербайджане могут появиться Центры по обеспечению работой. Всего к 2025 году в стране может появиться более 450 тысяч новых рабочих места.

В то же время для создания такого большого числа рабочих мест необходима высокая активность частного сектора. Но чтобы стимулировать создание новых предприятий или привлекать зарубежные компании к работе в Азербайджане необходима благоприятная бизнес-среда. Именно это является четвертой целью, заложенной в “дорожной карте”.

В Азербайджане уже принято достаточно много мер для развития предпринимательства, такие как внедрение документа поощрения инвестиций (который уже получили 79 предпринимателей, а общий объем их инвестиций составит почти один миллиард манатов), приостановка на два года проверок предпринимательской деятельности, создание промышленных парков и кварталов, резиденты которых на семь лет освобождены от различных налогов и таможенных пошлин, и так далее.

Но одним из важных факторов, который способствует развитию предпринимательства, является наличие конкурентоспособной бизнес-среды. Совершенствование конкурентной среды требует здорового и полностью совершенного законодательства по вопросам конкуренции, а также реализации независимым органом этого законодательства, и в целом экономической политики, которая следует принципам конкуренции, устраняет преграды в развитии конкуренции и не допускает монополии.

Для этого одним из шагов правительства может стать создание отдельного независимого органа по вопросам конкуренции, а также, как ожидается, в Азербайджане будет принят Кодекс конкуренции. Для создания соответствующего органа и кодекса будет использован международный опыт, в том числе США, Австрии, Латвии, Литвы, Венгрии, Чехии и других стран.

Азербайджан определил новый вектор развития экономики в постнефтяной период. 27 миллиардов манатов, которые планируется потратить в течение трех лет на достижение целей “дорожных карт”, большая сумма, однако с уверенностью можно сказать — время покажет, что Азербайджан эффективно смог распорядиться этими средствами и построил новую экономику, которая станет моделью для других государств.

Источник: Trend.Az