Ягизаров Шапи Николаевич, доцент кафедры истории, заместитель декана факультета Политического управления Академии Государственного Управления при Президенте Азербайджанской Республики выступил с докладом «Потсдамская конференция и послевоенное устройство мира» на Второй Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов «Общая Победа: история и память». Он предоставил ИАП АЗЕРРОС возможность опубликовать свое выступление в полном объеме.
«XX век стал для всего человечества веком масштабных потрясений, среди которых наиболее значительным по масштабам потрясений и произошедшим последствиям, на наш взгляд, является Вторая мировая война.
Сегодня, в год 70- летия Победы в Великой Отечественной войне, когда нет уже страны победительницы – СССР, когда прошло более 20 лет с момента объединения Германии, когда новые поколения начинают забывать те далекие события, последствия последней мировой войны продолжают влиять на развитие современного человечества. Все это не дает нам право забывать те уроки, которые преподнесла нам эта война.
В этом году исполняется 70 лет со дня проведения Потсдамской конференции.B мировой истории не часто встречаются события оказавшие такое влияние на устройство мира как Потсдамская конференция. Состоявшаяся в период с 17 июля по 2 августа 1945 г. в Потсдаме (дворец Цецилиенгоф) она стала третьей по счету конференцией руководителей СССР, США и Великобритании.
На развалинах гитлеровского «нового порядка» три великие державы — СССР, Соединенные Штаты и Англия — заявили о своей готовности сотрудничать в послевоенном мире. Однако, нарастание антисоветизма в правящих кругах США и Англии не могло не сказаться на всем ходе третьей по счету встречи «большой тройки». В самый канун Потсдамской конференции в США и Англии резко возросли тенденции оттеснить СССР к востоку от «линии Керзона» и даже начать войну против него. Заместитель госсекретаря США Грю утверждал, что такая война неизбежна, а У. Черчилль предлагал США начать ее после разгрома Японии. Он просил американское руководство не спешить с выводом войск США из тех районов Германии, которые должны входить в советскую зону оккупации. Командующий ВВС США генерал Арнольд призывал свое правительство не откладывать подготовку к воздушной войне против СССР, поскольку, как он утверждал «наш следующий враг — Россия». Однако, справедливости ради, необходимо отметить, что некоторые тогдашние американские политики понимали необходимость придерживаться не только духа, но и буквы потсдамских решений.
Государственный секретарь Бирнс в беседе с министром иностранных дел Франции Бидо 15 августа 1945 г., отмечал: «двадцать лет тому назад о войне быстро забыли. Соединенные Штаты предоставили Германии займы для реконструкции, больше того, в них участвовали Франция и Англия. Это была ошибка, и мы никоим образом не должны повторить ее. Если мы окажемся вновь дураками и поступим так же, тогда мы заслужим ту участь, которая неизбежно постигнет нас».
Главное место в работе конференции занял германский вопрос. Политические и экономические принципы, приемлемые при обращении с Германией, были обсуждены на конференции. Проект был представлен американской делегацией. Во время действия Потсдамской конференции было подготовлено Соглашение о дополнительных требованиях к Германии, облегчающее согласование политических и экономических принципов обращения с Германией в начальный — контрольный период.
Хотя Г. Трумэн и У. Черчилль прибыли в Потсдам со своими планами расчленения Германии на ряд самостоятельных единиц, что, по мнению президента США, «будет полезным для будущего мира и безопасности», а на деле для американских монополий. Однако четкая и однозначная позиция СССР в этом вопросе не дала этим планам осуществиться. СССР по-прежнему был против как расчленения, так и уничтожения Германии, о чем И. В. Сталин прямо заявил 9 мая 1945 г. Этой линии советская делегация придерживалась и в Потсдаме. Решение германской проблемы ей виделось в демилитаризации, демократизации и денацификации Германии, что действительно служило бы установлению прочного и длительного мира в Европе.
В конечном итоге конференция во исполнение Крымских соглашений о Германии приняла согласованные политические и экономические принципы обращения трех держав с Германией. Они были направлены на то, чтобы навсегда искоренить германский милитаризм и нацизм, направить развитие этой страны в миролюбивое и демократическое русло.
Правительства — участники Потсдамской конференции согласились, что основные принципы в отношении Германии должны предусматривать проведение важнейших мероприятий по демилитаризации, демократизации и денацификации Германии.
В решениях конференции подчеркивалось, что «в оккупации Германия должна рассматриваться как единое целое», что «во всей Германии должны разрешаться и поощряться все демократические и политические партии».
Союзники провозгласили, что они «не намерены уничтожить» немецкий народ, что они «намериваются дать возможность немецкому народу возможность подготовиться к тому, чтобы в дальнейшем осуществить реконструкцию своей жизни на демократической и мирной основе».
Благодаря твердой и последовательной линии СССР принятые конференцией решения по германскому вопросу носят справедливый характер, отвечают интересам всех народов. Честное выполнение принятых решений всеми великими державами создавало условия для демократического развития Германии.
Конференция согласилась с предложением Советского правительства о передаче СССР города Кенигсберга (ныне Калининград) и прилегающего к нему района.
Было решено наказать нацистских преступников, предав их Международному трибуналу. Германия обязывалась выплачивать репарации и была разделена на четыре оккупационные зоны — советскую, американскую, английскую и французскую.
Потсдамская конференция рассмотрела вопросы, связанные с мирным послевоенным устройством в Европе, в том числе вопрос о порядке подписания мирных договоров с бывшими вражескими государствами. Был обсужден вопрос о подготовке мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии и об отношениях союзных держав с ними до подписания мирных договоров. Делегации США и Англии требовали «реорганизации» правительств Румынии и Болгарии как условия их признания, и в то же время они всячески восхваляли положение в Италии. Советская делегация не согласилась с предвзятым и неодинаковым подходом западных держав к этим странам. Конференция решила для подготовки мирных договоров с Германией и ее бывшими союзниками в войне учредить Совет министров иностранных дел СССР, США, Англии, Китая и Франции. Министры иностранных дел Англии, СССР, США, Франции и Китая вошли в состав Совета Безопасности. Основная задача Совета была — составление мирных договоров для Италии, Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии.
Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел – решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана. Кроме того, на Совет возлагалась задача подготовки «мирного урегулирования для Германии».
Вторым не менее значимым направлением в работе конференции был польский вопрос.
Попытки западных держав навязать Польше свою волю были сорваны советской делегацией. В принятом после длительных и острых дискуссий решении нашла свое отражение советская позиция, которая включала в себя: защиту интересов Польши и предоставление ей возможности строить свою жизнь в рамках исторически справедливых границ в соответствии с волеизъявлением польского народа
По настоянию СССР, США и Англия заявили о своем признании Временного правительства Национального единства Польши, сформированного в соответствии с решениями Крымской конференции, и прекращении признания ими эмигрантского правительства, находившегося в Лондоне. О нем в решениях Потсдамской конференции было сказано, что оно «больше не существует». Был согласован и вопрос о прохождении западной границы Польши по линии Одер — Западная Нейсе, что отвечало вековым чаяниям польского народа.
Третьим важнейшим по своему статусу ,был вопрос о продолжении войны с милитаристской Японией.
Вступив в декабре 1941 г. в войну с Японией, США длительное время не могли добиться перелома морской войны на Тихоокеанском театре военных действий в свою пользу.
США еще на Тегеранской конференции поставили перед СССР вопрос о его вступлении в войну с Японией. Опасаясь огромных людских жертв и материальных утрат, особенно в случае вторжения на японские острова, правящие круги США все чаще стали обращать свои взоры к СССР в расчете переложить на него часть тяжести по разгрому Японии. В Вашингтоне рассчитывали решить сразу две задачи:
во-первых, вступление СССР в войну с Японией должно было сократить американские жертвы и приблизить окончание с ней войны,
во-вторых, добиться как можно большего ослабления СССР в военном и экономическом отношениях, чтобы затем оттеснить его от решения проблем послевоенного устройства мира и обеспечить для США господствующую роль.
Характерно также признание самого президента Г. Трумэна, который в своих мемуарах писал: «Было много причин для моей поездки в Потсдам, но наиболее срочным, с моей точки зрения, являлось то, чтобы получить от Сталина личное подтверждение вступления России в войну против Японии, в чем наши военные руководители были больше всего заинтересованы». После войны в США не раз появлялись высказывания о том, что американцы могли обойтись и без участия СССР в войне с Японией. Но правда неумолима: США добивались вступления СССР в войну с Японией, стремясь при этом извлечь для себя политические и военные выгоды.
Вступление СССР в войну с Японией было продиктовано в первую очередь союзническими обязательствами, взятыми на Крымской конференции руководителей СССР, США и Великобритании. Но необходимо подчеркнуть, что решение Советского правительства о вступлении в войну против Японии отвечало интересам Советского государства и в плане обеспечения безопасности его дальневосточных границ.
Таким образом, вступление СССР в войну против империалистической Японии являлось справедливым актом как с точки зрения международной обстановки, так и в плане советско-японских отношений. В этой связи советско-японская война 1945 г. явилась логическим продолжением Великой Отечественной войны.
Вступление СССР в войну с Японией повергло в крайнее уныние и растерянность ее правящие круги. В Токио не могли не отдавать себе отчета в том, что если Советские Вооруженные Силы сломали хребет немецко-фашистской армии, являвшейся самой сильной в капиталистическом мире, то они тем более справятся с японской армией. Еще в мае 1945 г. Высший совет Японии решил: «Абсолютно необходимо, вне зависимости от дальнейшего хода войны с Англией и Америкой, чтобы Империя предприняла чрезвычайные усилия с целью предотвратить выступление против нас СССР, так как этот удар будет для Империи смертельным».
Именно поэтому японское руководство утром 9 августа приняло принципиальное решение о необходимости капитуляции. Премьер-министр Японии адмирал Судзуки на экстренном заседании Высшего совета по руководству войной откровенно заявил: «Вступление сегодня утром в войну Советского Союза ставит нас окончательно в безвыходное положение и делает невозможным дальнейшее продолжение войны». О потере всякой надежды на победу в войне заявил на этом же заседании и министр иностранных дел Того.
Грубо искажая правду, правящая в нынешней Японии либерально-демократическая партия заявляет, будто вступление СССР в войну против Японии было «актом односторонней агрессии СССР», делая при этом вид, что ей ничего неизвестно, кто был на самом деле агрессором, и что СССР вступил в войну не в одностороннем порядке, а по настойчивым просьбам США и в соответствии с согласованным решением, одобренным Крымской конференцией руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании.
Сегодня, как и в прошлом у буржуазных фальсификаторов нет веских и серьезных доводов для обоснования «безраздельности» победы Соединенных Штатов над Японией. Факты говорят о том, что именно Советский Союз внес основной вклад в достижение победы на завершающем этапе войны с Японией. Вступление СССР в эту войну стало решающим фактором, ускорившим окончание войны в Азии, а вместе с тем и всей второй мировой войны.
Авторы изданной в Японии многотомной «Истории войны на Тихом океане» пишут, что, хотя «главная ставка немедленно отдала приказ начать боевые действия против Советского Союза, однако это были последние судорожные усилия, продиктованные отчаянием».
Таким образом, известие об атомной бомбардировке Нагасаки, поступившее в ставку в середине дня, уже никак не влияло на обстановку: решение о капитуляции стало фактом до этого известия.
Во-вторых, применение атомного оружия не вызывалось военной необходимостью, поскольку поражение Японии, по существу, было предрешено разгромом фашистской Германии и предстоящим вступлением в войну против Японии Советского Союза, о котором американское руководство хорошо знало. Если же принимать всерьез утверждения американской буржуазной историографии, что к началу августа 1945 г. «Япония фактически была уже разбита» и американцам оставалось только «устроить церемонию подписания капитуляции», то в таком случае атомная бомбардировка тем более не являлась необходимой.
В-третьих, численность войск США и Великобритании, находившихся на Дальнем Востоке, была недостаточной для высадки десантов на Японские острова, а для переброски необходимых сил и средств из Европы требовалось значительное время. Американское командование подсчитало, что для указанной десантной операции требуется сосредоточить не менее 5 млн. человек (то есть увеличить имевшуюся группировку сухопутных войск более чем в 2 раза). Завершение военных действий на Японских островах намечалось на конец 1946 г., причем по прогнозу потери американских войск могли достигнуть 1 млн. человек.
Но даже в случае успеха, у военного и политического руководства США не было уверенности, в том, что «могущественная Квантунская армия, находящаяся на почти полном самообеспечении, не будет продолжать борьбу». Поэтому американское военное командование добивалось прямого участия СССР в войне против Японии, настаивало на том, чтобы «изгнанием японской армии с материка занялись русские». Американские войска, считал генерал Макартур, «не должны высаживаться на острова собственно Японии, пока русская армия не начнет военные действия в Маньчжурии». А начальник штаба армии США генерал Маршалл выразился еще определеннее: «Важность вступления России в войну заключается в том, что оно может послужить той решающей акцией, которая вынудит Японию капитулировать».
В самом деле, единственным путем к полному военному разгрому Японии являлось уничтожение ее сухопутных сил в метрополии и на материке. Решить эту задачу без СССР было невозможно.
Такова правда истории. Тем не менее после окончания войны с Японией президент США Г. Трумэн заявил, что «русские не внесли в нее никакого военного вклада». Этот тезис взяли на вооружение многие реакционные историки на Западе, вслед за Трумэном утверждающие, что «действия России не имели большого военного значения, поскольку они начались за пять дней до того, как японское правительство приняло решение о капитуляции», вызванное ядерной бомбардировкой Хиросимы, после которой Советскому Союзу осталось лишь «прибрать к рукам территорию». Некоторые договариваются даже до того, что СССР поспешил начать военные действия под влиянием результатов бомбардировки Хиросимы, так как опасался быстрой капитуляции Японии.
Как справедливо заметили японские историки, «использование атомной бомбы было для Соединенных Штатов скорее не последним военным действием во второй мировой войне, а первым серьезным сражением в «холодной войне», которую они ведут против России». Но как нам всем известно из этого ничего не вышло: Советский Союз вскоре лишил США монополии на ядерное оружие.
США и Великобритания признали законность и справедливость требований СССР относительно передачи Курильских островов, наравне с другими требованиями по Дальнему Востоку, согласившись записать в решениях Крымской конференции, что указанные претензии СССР «должны быть безусловно удовлетворены после победы над Японией».
В период с 18 августа по 1 сентября 1945 г. советские войска во взаимодействии с военными моряками освободили Курильские острова и водрузили на них советский государственный флаг, получив широкий выход в Тихий океан.
В мирном договоре с Японией, разработанном госдепартаментом США и утвержденном на Сан-Францисской мирной конференции в сентябре 1951 г., указывается, что Япония отказывается от всех прав, правооснований и претензий в отношении Южного Сахалина и Курильских островов. Однако, проявляя враждебное отношение к Советскому Союзу и вопреки решениям Крымской конференции руководителей СССР, США и Великобритании, авторы этого мирного договора отказались включить в него положение о принадлежности Южного Сахалина и Курил Советскому Союзу. Советские поправки к договору о признании Японией суверенитета СССР над южной частью Сахалина и Курильскими островами были отклонены. СССР не подписал Сан-Францисский мирный договор.
Сегодня, правящие круги Японии при прямой поддержке США выдвигают ныне претензии на возвращение им четырех островов Малой Курильской гряды, называя их «северными территориями» Японии. Эти претензии носят надуманный, незаконный характер и решительно отвергаются Российским государством.
Опыт и уроки Великой Отечественной войны убедительно свидетельствуют о том, что именно империализм и только империализм является источником военной опасности, виновником развязывания войн современной эпохи. Важнейший социально-политический итог Великой Отечественной войны заключается в том, что в результате разгрома германского фашизма, его сателлитов и японского милитаризма международный империализм потерпел крупное военно-политическое поражение.
Особенность Потсдамской конференции заключается еще и в том, что, хотя по идее она могла увенчать целую серию военных конференций и ознаменоваться триумфом политики держав антигитлеровской коалиции, такая возможность была утрачена еще до начала ее работы. Двое из трех ее участников, а именно делегации из США и Великобритании, отправлялись в Берлин с прямо противоположными целями. Они уже приняли решение похоронить саму идею сотрудничать с Советским Союзом и шли по пути конфронтации с социалистической державой.
Вопреки планам, разрабатывавшимся при Рузвельте, они возвращались к довоенному курсу, направленному на изоляцию СССР, на отстранения его от решения мировых проблем. Они были озабочены приобретением «позиции силы», с которой могли бы диктовать Советскому Союзу свою волю.
Переговоры в Потсдаме показали, что разногласия между союзниками стали проявляться все чаще, и, тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Такой подход, несомненно, отвечал интересам мирного сосуществования государств с различной социально-политической системой в послевоенном мире. Однако здесь же на Потсдамской конференции возник новый фактор, кардинально изменивший само представление о будущей безопасности — успешное испытание американской атомной бомбы.
Большое значение для послевоенного развития Европы имели решения союзных держав по территориальным вопросам. Гитлеровцы перекроили карту континента. Необходимо было восстановить попранную несправедливость. Потсдамская конференция определила новые европейские границы. В частности, признавались включение в состав СССР Прибалтийских стран, установленные с 1939 года границы с Финляндией, Польшей, Румынией. Территория Польши была расширена за счет Германии, и ее границы теперь проходили по рекам Одеру и Нейсе. Между Польшей и СССР была поделена территория Восточной Пруссии, названная в документах конференции “постоянным источником военной опасности в Европе”.
В первых числах августа 1945 г. основные соглашения, принятые в Потсдаме, были направлены Франции, с предложением присоединиться.Французское правительство дало принципиальное согласие. Потсдамские решения были одобрены и поддержаны другими государствами мира.
1 августа 1945 г. подписанием руководителями СССР, США, Англии «Протокола и Сообщения о Потсдамской конференции» трех держав завершилась Потсдамская конференция.
Конечно, согласование позиций трех держав по вопросам послевоенного мира не могло не столкнуться с определенными трудностями. Однако, несмотря на противоречия, разногласия, различные подходы к решаемым проблемам, союзники находили общий язык, видя обширную переписку между собой, организуя встречи министров иностранных дел, личных представителей глав государств, через дипломатические каналы. Наиболее важное место в этом процессе занимали личные встречи руководителей трех союзных держав.
О Второй мировой войне написано много трудов, изучено множество фактов, но не смотря на это у нее осталось множество тайн и секретов, которые предстоит еще раскрыть.
И чтобы не забыть уроки той войны, не повторить уже совершенных однажды ошибок, необходимо как можно четче представлять события тех далеких дней. Особенно это относится к событиям, приведшим к полному разгрому фашисткой Германии, т.к. лавры победителя всегда приносят определенные дивиденды в политическом и социальном плане. И чтобы их получить многие политики и лидеры пытаются перекроить итоги войны в свою пользу.
После войны буржуазные историки предпринимали немало попыток изобразить в кривом зеркале итоги Потсдамской конференции. В разное время они по-разному оценивали их, но всякий раз преднамеренно искажали их содержание. Решения конференции изображали «роковой ошибкой Запада», «трехсторонней декларацией «холодной войны» и т. д.
Особо по поводу Потсдамских решений отличились тогда еще западногерманские реваншистские круги и их идеологи. Они доходили до того, что цинично сравнивали решения Крымской и Потсдамской конференций с грабительским Версальским договором, навязанным Германии в 1919 г. странами — победительницами в первой мировой войне.
Как бы ни изощрялись критики Потсдамских соглашений, им не перечеркнуть их исторического значения. В связи с предстоящим 70-летием Потсдамской конференции нужно еще раз подчеркнуть , что основные принципы Потсдама и поныне являются фундаментом послевоенного мирного устройства в Европе. Их воплощение в жизнь в наши дни означает признание незыблемости нынешних европейских границ, политических реальностей, возникших в результате второй мировой войны и послевоенного развития».