Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Энергетическая безопасность: статус Азербайджана поднимается на новый уровень — Newtimes.az

  • 12/04/2014 --
  • Просмотров: 3730

thumb325_20140412022424766Информационно-аналитический портал Newtimes.az опубликовал статью: «Энергетическая безопасность: статус Азербайджана поднимается на новый уровень» Представляем вниманию читателей данный материал без изменений: Kрымские события в глобальном масштабе актуализировали энергетический вопрос, сообщает FNKAA.RU со ссылкой на на 1news.az.

Серьезная зависимость Европы в газообеспечении от России начала обретать в этом аспекте еще более актуальное геополитическое содержание. На фоне этого возросло и значение проекта «Южный коридор». Западные политики и эксперты уже открыто говорят об этом.

Вне сомнения, особый интерес вызывает роль Азербайджана в этом вопросе. Баку с самого начала отмечал важность этого проекта и поддерживал его. Происходящее сейчас подтверждает, насколько официальный Баку был прав. Но эти реалии выводят на первый план другие актуальные в регионе геополитические вопросы.

«Южный коридор»:

дальновидность Азербайджана После вмешательства России в Крыму в плане энергообеспечения Запада возник ряд вопросов. В реальности другой аспект проблемы связан с желанием Вашингтона и Брюсселя обуздать агрессивные действия Москвы в постсоветском пространстве. По этой причине речь идет о вопросе не только экономическо-энергетического характера.

Здесь налицо и роль геополитического момента. В настоящее время западные политики представляют проблему в плоскости создания нового энергетического баланса, который включает в себя два принципа: во-первых, сокращение доли России в газообеспечении Европы; во-вторых, недопущение за счет альтернативных источников энергии впадения Запада в новый кризис. Эти принципы друг с другом связаны. Одновременно они содержат в себе и определенные противоречия. Дело в том, что энергетический фактор в современную эпоху крайне политизировался, и решение той или иной проблемы из этой сферы охватывает все стороны отношений Россия-Запад. Вдобавок к этому богатые природными запасами энергии страны постсоветского пространства вовлекаются в борьбу крупных геополитических сил.

Так, энергетический вопрос оказывается в центре напряженности, вызванной геополитическими интересами. В этом плане курс на создание нового энергетического баланса после крымских событий несет в себе много сложных и неопределенных моментов. На фоне наблюдавшейся в последнее время дипломатической активности можно заметить много признаков, подтверждающих сказанное.

Прежде всего отметим, что Запад переходит к этапу применения новых санкций в отношении России (см.: Евросоюз составил «черные списки» с запасом / «Коммерсантъ», 9 aпреля 2014 г.). Правда, официальные лица Европы характеризуют эти шаги как «промежуточные меры». Но известно, что за этими словами стоит и беспокойство в связи с энергетическим вопросом, так как доля России в обеспечении Запада нефтью и газом составляет 30 процентов. С другой стороны, Москва также принимает ответные меры.

Она тоже может применить определенные санкции. По мнению экспертов, «в аспекте глобального и экономического равновесия самыми интересными моментами данного этапа являются ограниченные возможности Запада для маневрирования и нестабильная энергетическая экономика России» (см.: Hasan Selim Özertem. Kırımın ardına Batı ve Rusyada enerji dengelerini konuşmak / Uluslararası Stratejik Araştırmalar Kurumu (USAK), 4 aпреля 2014 г.).

В этом контексте специалисты отмечают также отсутствие в западных странах единой позиции по поводу того, насколько жестким нужно быть в отношении России.

Так, у Германии, Турции и Италии сильная газовая зависимость от России. Они предпочитают «вести себя мягко» в отношении Москвы. Великобритания же требует более жестких мер (см.: предыдущий источник). В целом же на отношение Запада к России в энергетическом вопросе серьезное влияние оказывает позиция Вашингтона. США уже хотят, чтобы Европа избавилась от энергетической зависимости от Москвы. Госсекретарь Джон Керри после крымских событий заявил о намерении принять решительные меры по поводу энергетической безопасности (см.: предыдущий источник). Сенатор из штата Вирджиния во время выступления 1 апреля в Атлантическом Совете особо отметил, что «Америка должна сделать то, что выпало на ее долю». Сказанное подняло на политико-дипломатической повестке дня Запада вопрос об альтернативных путях энергообеспечения. В этом плане интерес представляют следующие слова министра иностранных дел Великобритании У.Хейга, сказанные им сразу после крымский событий: «…в планах Европы на будущее Турция и Азербайджан играют важную роль» (см.: Gonul Tol, Alex Vatanka. Restoring Energy Security After Crimean / «The National Interest», 4 aпреля 2014 г.).

Альтернативные энергомаршруты:

пути пересекаются в Баку Здесь прежде всего речь идет об энергии. Вашингтон также желает, чтобы роль Азербайджана в обеспечении Европы газом и нефтью возросла. В этом контексте возросла актуальность проекта «Южный коридор». Хотя идея проекта принадлежит Европе, Баку изначально поддерживал его. Азербайджан подчеркивал большую по сравнению с «Nabucco» эффективность этого маршрута. Нынешние же события показывают, что в этом вопросе официальный Баку был абсолютно прав. Вдобавок к этому Азербайджан как инициатор проекта газопровода Транс-Анадолу (TANAP), основное финансирование в рамках которого он взял на себя, предпринял в этом направлении конкретные шаги.

В настоящее время специалисты, оценивая возможности «Южного коридора», анализируют дивиденды, которые он может принести Западу, Турции и Азербайджану (см.: напр.: Gonul Tol, Alex Vatanka. Указанная статья). Они подчеркивают эффективность данного проекта. Но здесь есть важный момент, на который следует обратить внимание. Мы с самого начала учитывали тот факт, что Запад не оценит на должном уровне подобную инициативность Азербайджана. Следует отметить, что подобными шагами Баку никогда не занимал одностороннюю прозападную позицию.

Азербайджан всегда учитывал баланс сил, а в ситуациях, отвечающих его интересам, он действовал в рамках международного права. Поэтому в настоящее время энергетическая политика Баку признается всеми крупными державами. Запад же в этом плане отнюдь не всегда поступал искренне. Обращения Азербайджана с требованием прекращения агрессии Армении фактически остались без ответа. Всевозможными предлогами сопредседатели Минской группы ОБСЕ от США и Франции защищали армян. А сейчас всем своим поведением Ереван демонстрирует свою маргинальность.

Армения решительна в своем намерении вступить в Таможенный Союз. А во время голосования в ООН она проголосовала против территориальной целостности Украины. На фоне этого интерес представляют поправки, которые сделает Запад в своей южно-кавказской политике, так как этап искусственных маневров уже позади. Армения не сможет скрыть свое двуличие. А Азербайджан своими активными действиями вносит свой вклад в безопасность региона. Запад должен все это видеть и извлекать из всего уроки. Здесь уместно было бы отметить, что Азербайджан придает большое значение отношениям с Россией. Сотрудничество между двумя странами развивается во всех областях. И нет сомнения, что этот процесс будет в дальнейшем еще интенсивнее.

Никто не может использовать Азербайджан в антироссийских целях. Но Баку настроен продолжать свою независимую внешнюю политику. В этом плане можно утверждать, что курс на балансирование, проводимый во внешней политике страны, вступает в новый этап. Отрадно, что азербайджанское руководство продолжает осуществлять в этом направлении очень точные и эффективные шаги. Все это показывает, что на Южном Кавказе формируется новое геополитическое равновесие. Азербайджан выходит в этом процессе на ведущие позиции.

В выгодности энергетических проектов, изначально поддерживавшихся Азербайджаном, сейчас убеждается весь западный мир.

Очередь за Вашингтоном и Брюсселем. Если они хотят справедливого мира, взаимовыгодного сотрудничества и реальной интеграции, они должны внести коррективы в политике по данному региону. Двойные стандарты могут привести только к негативным последствиям. Не следует также забывать, что геополитические позиции Азербайджана и Турции в регионе естественным образом укрепляются. А это обусловливает необходимость особого учета такими государствами, как Россия, Иран и Туркменистан, фактора Азербайджана. Одним словом, южно-кавказский вопрос начинает играть в мировой геополитике новую роль.