Исконно дальневосточноеОт разнообразия глиняных чаш, масок, кувшинов и статуэток всевозможных калибров в гончарной мастерской, что в подвале старинного дома купца Люббена в Хабаровске, разбегаются глаза.
Сотрудник хабаровского музея археологии Шахназар Шахназаров уверяет – это лишь скромная проба пера. Главная идея — создать собственный стиль керамики на основе традиций, существовавших на Дальнем Востоке тысячи лет назад.
Технологии изготовления глиняных сосудов жителям Дальнего Востока стали известны более 12 тысяч лет назад, задолго до пирамид Египта и загадочной культуры шумеров. Форму всегда диктовал быт: люди начали с простейших изделий в виде глубокой тарелки, а нанесённый на стенки орнамент, как предполагают учёные, выполнял информативную функцию, сообщал хозяину, что именно в этом горшке хранится, и в то же время оберегал содержимое.
Основы народных ремёсел школьнику Шахназару привил дед, мастер — золотые руки, все, за что ни взялся бы, получалось красиво. Мальчик подражал, ошибок было много, а дед только смеялся, мол, научишься, на своей шкуре нужно все испытать, только так понимание придет.
Путём проб и ошибок
В детстве Шахназар хотел стать историком, потом археологом, потом архитектором, но жизнь расставила все по своим местам.
Здесь освоил несколько профессий, в 1996 году закончил колледж искусств по специальности «художественная обработка древесины», а через пару лет устроился на завод керамики, был такой в Хабаровске. В одном из цехов увидел бесхозный гончарный круг. Глины вокруг много, она бесплатная, начал в свободное время осваивать и кое-чему научился. Завод закрылся, а через несколько лет супруга случайно увидела объявление: «в музей археологии требуется гончар». На собеседовании показал, что умеет, и тут же влился в ряды сотрудников. С тех пор только совершенствует искусство.
Плетёнка и спираль друг другу помогают
В хабаровском музее археологии появились курсы, где Шахназар Шахназаров знакомит желающих с основами лепки из глины, работой на гончарном круге и технологиям обжига. За несколько лет обучил более 50 человек, некоторые из них открыли собственные школы мастерства производства керамики, но его это не беспокоит, в профессии еще уйма тайн, всех ученикам не раскроешь, потому что сам чуть ли не каждый день находишь в мастерстве уникальное.
Говорит, что хотел бы изучить мастерство производства фарфоровых изделий, но пока для него это слишком дорогое удовольствие: теоретические знания есть, а особых материалов и оборудования нет.
Материал для своих изделий он нашёл неподалеку от города, два участка — на Красной речке и на Осиновой речке, качество его устраивает. Хватает и для скульптур, и для декоративной керамики, но главное направление творчества всё же гончарное – сосуды, кувшины, чаши. Экспериментирует с традиционными орнаментами древнего Приамурья, что неоднозначно воспринимают профессиональные археологи: как так, «вознесеновская спираль» соседствует с «амурской плетёнкой», это же разные эпохи, между которыми столетия.
Но гончар Шахназаров считает, что вправе использовать в своих узорах те символы, которые за многие века не исчерпали своей значимости. Все они родились на дальневосточной земле, а значит, вполне могут стать элементами особого орнамента, присущего только этой территории. Чтобы человек смог взять в руки вещь с таким рисунком и ему сразу стало ясно – сделано на Дальнем Востоке.