Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Дальневосточное лицо гончарного искусства — Шахназар Шахназаров

  • 06/01/2020 --
  • Просмотров: 4283
Душевный трепет перед народными ремеслами хабаровчанин Шахназар Шахназаров впитал в прямом смысле с молоком матери.
Та была искусной мастерицей и даже родила его, когда ткала ковёр. Вспоминает, что еще подростком он питал необъяснимую тягу к разного рода черепкам старой посуды, которые часто встречались в окрестностях села в его родном Азербайджане. Часами мог рассматривать осколки с орнаментом, представляя, как выглядел целый сосуд. Не удивительно, что именно гончарное искусство стало в итоге делом его жизни.
Исконно дальневосточноеОт разнообразия глиняных чаш, масок, кувшинов и статуэток всевозможных калибров в гончарной мастерской, что в подвале старинного дома купца Люббена в Хабаровске, разбегаются глаза.

Сотрудник хабаровского музея археологии Шахназар Шахназаров уверяет – это лишь скромная проба пера. Главная идея — создать собственный стиль керамики на основе традиций, существовавших на Дальнем Востоке тысячи лет назад.

— В каждом регионе мира у гончарного искусства есть своё лицо, в России своими оригинальными изделиями из глины гордятся несколько областей, известные уникальные стили имеют азиатская и европейская керамика, а древние традиции народов Дальнего Востока оказались прерваны тысячи лет назад, — рассказал он корреспонденту ИА «Хабаровский край сегодня». – Я хочу совершить скачок во времени, взять оттуда незаслуженно забытые орнаменты – «амурскую плетёнку», спирали, формы и перенести их в настоящее, создать собственный стиль на этой основе.

Технологии изготовления глиняных сосудов жителям Дальнего Востока стали известны более 12 тысяч лет назад, задолго до пирамид Египта и загадочной культуры шумеров. Форму всегда диктовал быт: люди начали с простейших изделий в виде глубокой тарелки, а нанесённый на стенки орнамент, как предполагают учёные, выполнял информативную функцию, сообщал хозяину, что именно в этом горшке хранится, и в то же время оберегал содержимое.

— Рисунки создавались верой человека в кого-то или во что-то, сейчас это больше декоративная функция, моя главная задача сегодня – зафиксировать эту традицию за Дальним Востоком так, чтобы это было узнаваемо и не перекликалось с обычаями других регионов мира. Многие люди пытаются себя реализовать в лепке, но в большинстве идёт либо слепое подражание, либо смешиваются стили, теряется истина, когда на русскую форму наносят азиатские рисунки.

Основы народных ремёсел школьнику Шахназару привил дед, мастер — золотые руки, все, за что ни взялся бы, получалось красиво. Мальчик подражал, ошибок было много, а дед только смеялся, мол, научишься, на своей шкуре нужно все испытать, только так понимание придет.
Путём проб и ошибок

В детстве Шахназар хотел стать историком, потом археологом, потом архитектором, но жизнь расставила все по своим местам.

— После 10-го класса было желание пойти отучиться в профтехучилище на курсы чеканки по меди и резьбе по дереву и камню, родители были против. Отслужил армию, вернулся в деревню, подумал: Родина большая, а поеду-ка я на Дальний Восток, так в 1984 году по комсомольской путёвке оказался в Хабаровске.

Здесь освоил несколько профессий, в 1996 году закончил колледж искусств по специальности «художественная обработка древесины», а через пару лет устроился на завод керамики, был такой в Хабаровске. В одном из цехов увидел бесхозный гончарный круг. Глины вокруг много, она бесплатная, начал в свободное время осваивать и кое-чему научился. Завод закрылся, а через несколько лет супруга случайно увидела объявление: «в музей археологии требуется гончар». На собеседовании показал, что умеет, и тут же влился в ряды сотрудников. С тех пор только совершенствует искусство.
DSC_0028.JPG

— Это ремесло столетиями передавалось естественным образом от учителя к ученику, все секреты шли от поколения к поколению: как размять глину, как сформовать, чтобы не растрескался при сушке, как покрыть глазурью, до большинства вещей пришлось доходить своим умом. Гончарное дело было, как предмет в колледже, но всё в теории и в учебниках, а как своими руками сделать? Были мастера, обращался к ним за наукой, но свои тайны никто не раскрыл. Сказали: зачем самим себе конкурентов готовить. А я считаю, что больше людей надо научить, чтобы ремесло не пропадало.

Плетёнка и спираль друг другу помогают

В хабаровском музее археологии появились курсы, где Шахназар Шахназаров знакомит желающих с основами лепки из глины, работой на гончарном круге и технологиям обжига. За несколько лет обучил более 50 человек, некоторые из них открыли собственные школы мастерства производства керамики, но его это не беспокоит, в профессии еще уйма тайн, всех ученикам не раскроешь, потому что сам чуть ли не каждый день находишь в мастерстве уникальное.

Говорит, что хотел бы изучить мастерство производства фарфоровых изделий, но пока для него это слишком дорогое удовольствие: теоретические знания есть, а особых материалов и оборудования нет.

— Думаю, что ничего особо сложного в этом ремесле нет, нужно уметь пользоваться глиной и создавать форму. Впрочем, чтобы сделать действительно хорошую форму, нужно всё-таки быть неплохим художником, а дальше у каждого свой путь, свои усилия. Нужен творческий импульс, как любому художнику и скульптору, некое осмысление и переработка идеи, а так — практически любого человека максимум за десять занятий можно научить всем основным навыкам.

Материал для своих изделий он нашёл неподалеку от города, два участка — на Красной речке и на Осиновой речке, качество его устраивает. Хватает и для скульптур, и для декоративной керамики, но главное направление творчества всё же гончарное – сосуды, кувшины, чаши. Экспериментирует с традиционными орнаментами древнего Приамурья, что неоднозначно воспринимают профессиональные археологи: как так, «вознесеновская спираль» соседствует с «амурской плетёнкой», это же разные эпохи, между которыми столетия.

Но гончар Шахназаров считает, что вправе использовать в своих узорах те символы, которые за многие века не исчерпали своей значимости. Все они родились на дальневосточной земле, а значит, вполне могут стать элементами особого орнамента, присущего только этой территории. Чтобы человек смог взять в руки вещь с таким рисунком и ему сразу стало ясно – сделано на Дальнем Востоке.

Источник: Todaykhv.Ru