Азербайджанцы − потомки всех племён и народностей, обитавших с древности на территории Азербайджана, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.
С каждой новой формацией история предстает в новом прочтении, обрастает новыми подробностями и становится предметом бурного научного, а порой и общественного обсуждения. Как сделать предмет истории для подрастающего поколения интересным, чтобы они поняли и полюбили ее, чтобы гордились своим многообразным цельным прошлым. На эту тему и тему далекого прошлого, по которому в обществе возникает больше всего вопросов, поговорим с доктором философии по истории, ведущим научным сотрудником отдела «Древняя история Азербайджана» Института истории им. А.А.Бакиханова Национальной Академии Наук Азербайджана, заведующим редакцией «Всеобщая история, история Азербайджана и археология» Научного центра НАНА, заслуженным деятелем культуры Рауфом Меликовым.
— Рауф муаллим, сколько лет вы преподаете?
— В данный момент я не преподаю, но работал преподавателем в средней школе, нескольких лицеях и ВУЗах около 17 лет.
— А вы можете сказать, почему учебники пишутся таким скучным языком? Почему не учитываются психологические факторы возраста?
— Можно сказать, что учебники по истории, в частности по истории Азербайджана в данный момент переживают стадию становления. Необходимость в преподавании полноценной истории Азербайджана появилась лишь с созданием независимой Азербайджанской Республики. В первые годы независимости составление этих учебников поручалось именитым профессорам и учёным, многие из которых никогда не видели перед собой школьников. Это привело к тому, что эти учебники были написаны скорее научным языком, недоступным для понимания учащимися. Кроме того, они несли в себе огромный объём информации, трудный для усвоения детьми. Эти учебники больше были похожи на конспекты лекций для студентов ВУЗов. Однако затем учебники несколько раз переиздавались и сокращались, менялись авторы, к авторству в учебниках стали привлекать школьных преподавателей. Стали проводиться конкурсы на составление учебников, что положительно сказалось на их качестве.
— У вас как ученого не было желания дать совет составителям школьных учебников сделать его менее академичным и более популярным, чтобы детям было интереснее читать и лучше запоминать?
— У меня как учёного, и, как отмечено выше, школьного преподавателя истории было такое желание. Я хотел бы отметить, что в пору написания первых учебников по истории Азербайджана, несколько единомышленников – учёных и преподавателей – создали общественную организацию «Учителя истории Азербайджана». Постепенно эта организация расширилась и стала принимать участие в конкурсах по написанию учебников истории. Члены нашей организации несколько раз побеждали на этих конкурсах, ими были написаны учебники по всеобщей истории и истории Азербайджана для 5-х и 6-х классов, различные методические пособия для учителей, в том числе, по интерактивному обучению истории, составлены рабочие тетради для школьников, а также «Исторический словарь школьника». Пожалуй, впервые в нашей республике эти учебники были богато иллюстрированы, в них появились цветные карты, цитаты из источников и т.п. К сожалению, эти учебники были утверждены Министерством образования в качестве альтернативных, а не обязательных учебников для средних школ.
Для того чтобы сделать учебники более доступными и интересными для детей, в первую очередь, следует ещё более упростить их. Упростить их можно и нужно. Следует сократить количество фактов (например, названий периодов каменного века), уменьшить число имён собственных и названий местностей в каждом параграфе учебника, и, самое главное, не нужно учащимся запоминать столько исторических дат. Объём параграфов должен соответствовать возрасту учащегося (например, в 5-м классе не более двух страниц, в 6–8-м классах не более трёх страниц, в 9–11-м классах три-четыре страницы). Я уверен, что, в конце концов, авторы учебников на опыте и на практике достигнут этих стандартов и тогда наши учебники по истории станут легко понятны и интересны для школьников.
— Если заглянуть в историю, то мы увидим, что у каждого государства есть периоды создания, процветания и развала. Насколько это связано с конкретными историческими личностями?
— Проблема соотношения личности и общества в истории интересует исследователей, можно сказать, с древних времён. Следует отметить, что личность и общество взаимосвязаны. Нельзя также не отметить влияния на возникновение, расцвет и падение конкретного государства общего уровня развития страны и внешне- и внутриполитической ситуации. Естественно, в истории мы видим как яркие, сильные, созидательные личности, так и безвольных, неумелых правителей. К примеру, в истории Азербайджана можно отметить такие яркие личности как Атропат, Джаваншир, Бабек, шах Исмаил I, Джавад хан и другие. С именами одних связано возникновение государств, с именами других – борьба против иноземных завоевателей, а некоторые известны как талантливые полководцы и искусные дипломаты.
— Можете рассказать популярно о стране Атропатене, как стране зороастрийцев, которую мы считаем прародительницей Азербайджана?
— Конечно же, Атропатена сыграла огромную роль в истории Азербайджана. Само название Азербайджан происходит от Атропатены. Однако азербайджанская государственность зародилась более 3 тысяч лет назад. Ещё до Атропатены на территории Азербайджана существовали различные государства и государственные образования.
На территории Атропатены обитали анариаки, кадусии, каспии, марды, мантиены, мюки, утии и другие племена. В источниках того времени население Южного Азербайджана в целом именуется «мидийцами» или «атропатенцами», это свидетельствует о том, что в период эллинизма сложился новый этнос – атропатенцы.
По сведениям античных авторов, Атропатиды (династия царей, авт.) «не допускали» в страну македонян, что подразумевает сохранение независимости.
В середине II в. до н.э. сложились союзнические отношения Атропатены с усиливавшейся Парфией. Важную роль в этом сыграло то, что атропатенцы и парфяне исповедовали одну религию – зороастризм.
Вторая половина II в. до н.э. была временем формирования в Атропатене эллинистической культуры, основанной на местных традициях. В то же время была довольно сильна парфянизация в быту, архитектуре и других областях жизни Атропатены. Культура Атропатены также оказывала влияние на Парфию. Во время сближения Атропатены с Парфией зороастризм стал их знаменем в борьбе против чужеземного влияния.
— Что это была за религия и почему зороастрийцев называют то огнепоклонниками, то маздаяснийцами, что вызывает некоторую путаницу в головах.
— Зороастризмом в научной литературе именуется религия, созданная Зороастром (авестийское имя Заратуштра, пехлевийское Зардушт). Сами зороастрийцы называют себя маздаяснийцами (то есть «поклоняющиеся Мазде»), так как верховным богом в этой религии является Ахура Мазда. Воплощением Ахура Мазды они считают огонь, поклоняясь ему, они почитают не сам огонь, а Мазду. По этой причине в народе их ошибочно называют огнепоклонниками. Огнепоклонники почитают сам огонь, и огнепоклонничество резко отличается от зороастризма.
— В какой местности обитали зороастрийцы? Их поселения были на Абшероне?
— Ареал распространения зороастризма весьма обширен – от Малой Азии до Дальнего Востока. Элементы зороастризма на территории Азербайджана были распространены ещё в древности (например, у каспиев). Сасаниды провозгласили зороастризм государственной религией. В зороастрийской традиции Атропатена занимала особое место. Она была одним из главных оплотов зороастрийского жречества. В Шизе (городище Тахт-и Сулейман) находилась одна из главных святынь зороастрийцев – храм огня Адургушнасп. Здесь имелось многочисленное и влиятельное зороастрийское духовенство. При Сасанидах зороастризм насильно насаждался и в Албании. Тогда здесь строились многочисленные храмы огня (атешгяхи). В основном, зороастризм был распространён среди ираноязычного населения, которое Сасаниды переселяли в Албанию из Ирана для создания опоры своей власти. Естественно, что зороастрийцы не обошли своим вниманием Абшеронский полуостров, где имелись многочисленные горящие выходы природного газа. Здесь они также построили храмы огня.
— Мы имеем так мало сведений о периоде зороастризма, что в последнее время слышны заявления с высокой трибуны о том, что мы никак не может считаться потомками зороастрийцев. Что скажете по этому поводу?
— Основная проблема в изучении зороастризма заключается в том, что до сих пор среди учёных идут споры о времени и месте возникновения этой религии. Большинство учёных склоняется к мнению о том, что зороастризм возник в начале I тысячелетия до нашей эры на территории, охватывавшей восточную часть Мидии и страны Средней Азии.
По поводу того, являются ли азербайджанцы потомками зороастрийцев, хотелось бы отметить, что это некорректная постановка вопроса. В принципе, азербайджанцы − потомки всех племён и народностей, обитавших с древности на территории Азербайджана, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности.
Однако зороастризм оказал довольно сильное влияние на азербайджанскую культуры. Элементы зороастризма, в том числе праздник Новруз байрамы, личные имена с зороастрийской этимологией (Джамшид, Зардушт, Пери и др.), названия некоторых местностей и географических объектов, отдельные обычаи, отголоски в фольклоре, сохранились в Азербайджане до наших дней.
— Некоторые говорят, что эту религию когда-то занесли в эти края индусы, построили же они поселение в Атешгях с храмом в центре. Расскажите об этом периоде.
— На месте, где стоит нынешний храм Атешгях в Сураханы существовали древние зороастрийские храмы огня. О развалинах древних храмов огня сообщают путешественники второй половины XVIII – начала XIX века: Э.Кемпфер, Дж.Ханвей, С.Г.Гмелин, С.М.Броневский, А.И.Ахвердов и другие. Существование древних храмов подтвердили и недавно проводившиеся археологические раскопки на комплексе Атешгях. С XVI–XVII веков у государства Ширваншахов установились тесные торговые связи с Индией. Прибывавшие в Баку индийские купцы, узнав о горящих выходах природного газа, сообщили об этом на своей родине, и в конце XVII – начале XVIII века сюда стали прибывать индийские паломники – огнепоклонники. В начале XVIII века на развалинах древних храмов появились первые постройки индийских огнепоклонников вокруг выхода огня, постепенно здесь возник комплекс зданий. На отдельных зданиях сохранились надписи, сделанные индийскими письменами. Это и есть современный Атешгях. Однако, как мы уже отмечали выше, огнепоклонники не являются зороастрийцами и их не следует путать друг с другом.
— О Девичьей башне ходит много слухов. Исследователи выдвигают самые невероятные версии, одна из которых – что Башня не что иное, как зороастрийский храм. Есть предположения, что Девичья башня – маяк, зороастрийский храм, где покоятся мощи основателя религии – Зороастра, что это астрологическая обсерватория – на связь ее с космосом указывают параметры и 9 неравномерно расположенных окон (по числу планет Солнечной системы) и др. К какой версии склоняетесь вы лично и к какой наш ученый мир?
— Девичья башня, которая связана с известной легендой о девушке, бросившейся в море, хотя и содержащей элементы зороастризма, вовсе не является зороастрийским сооружением. Некоторые исследователи полагают, что это храм огня или дахма (погребальное сооружение зороастрийцев). Однако ни один зороастрийский храм огня или дахма не похожи на Девичью башню. Зороастрийские храмы огня намного меньше размерами и имеют совершенно другую архитектуру. А дахмы, на которых зороастрийцы выставляли умерших на съедение диким зверям и птицам, сооружали лишь не намного выше уровня земли, которую они почитали священной и которую нельзя было осквернять трупом.
Среди учёных до сих пор ведутся споры о целевом назначении Девичьей башни. Лично я склоняюсь к мнению, что она была средневековым оборонительным сооружением.
— В «Деяниях апостола» описывается казнь апостола Варфоломея, одного из 12 апостолов Христа, который прибыл в эти края проповедовать новую зародившуюся религию – христианство. Там описывается, как «у подножия капища Арты» с него содрали кожу и повесили вниз головой, он истек кровью − «и умолкли благочестивые уста апостола», написано в «Деяниях Апостола Андрея». Известно, что мощи апостола Варфоломея хранятся в бакинском соборе. У этой земли настолько богатая и колоритная история, но, как мне кажется, не все имеют понятие о том, что происходило в доисламский период.
— В «Деяниях апостола Андрея» действительно описывается смерть Варфоломея. Согласно преданию, когда Варфоломей проповедовал христианство в Армении, по наущению языческих жрецов брат армянского царя Санатрук (или Астиаг) «схватил святого апостола и в городе Альбане». Варфоломея распяли вниз головой, но он продолжал свою проповедь, тогда его сняли с креста, сняли кожу, а затем обезглавили. Верующие взяли «его тело, главу и кожу, положили их в оловянную раку и предали погребению в том же городе, Альбане, что в Большой Армении». Как видно, здесь ясно написано, что событие произошло в Армении. Неизвестно, на каком основании это событие христианами и некоторыми исследователями приписывается к Баку. Название города Альбана лишь с большой натяжкой можно отождествлять с Баку, который никогда не был в составе Армении. Да, действительно, во время раскопок возле Девичьей башни археологи обнаружили остатки древнего храма. Но всё остальное лишь домыслы, ссылающиеся на указанное предание.
— А что вы скажете по поводу Кишского храма в Шеки? Говорят, древние историки называли его Праматерью всех христианских церквей на Востоке. И что именно отсюда эта религия стала распространяться далее – помимо соседних республик в Россию.
— Албанский историк Муса Каланкатлы (Моисей Каланкатуйский) в своём труде «История Албании» писал: «… святой патриарх Елисей… прибыв в Гис (совр. Киш), построил там церковь… Это место считается началом всех церквей и городов на Востоке». Под термином «Восток» или «Восточный край» имеется в виду Албания, которая была восточным краем распространения христианства. Некоторые исследователи относят строительство церкви в Кише к I веку нашей эры.
— Вам не кажется, что Азербайджан в целом – некое сакральное место мирового масштаба?
— Нет, мне так не кажется. Зато могу уверенно сказать, что Азербайджан − это страна с очень древней историей и богатой культурой.
— Сегодняшняя молодежь, студенты активно интересуются древней историей? Есть энтузиасты, влюбленные в ваш предмет?
— Этого нельзя сказать обо всех, но есть отдельные молодые люди, которые хотели бы посвятить себя изучению древней истории Азербайджана. Правда, следует отметить, что в этом деле имеется немало трудностей. Для исследования древней истории, прежде всего, надо изучать древние языки.
— Нашей историей часто интересуются иностранные ученые? Есть плоды сотрудничества?
— Не скажу, что очень часто и очень многие, но всё же проявляют интерес к нашей истории. Правда, некоторые из этих учёных искажают, фальсифицируют нашу историю. Особенно преуспели в этом деле армянские псевдоисторики. Они преследует одну цель – доказать всему миру, что азербайджанцы − пришлый народ, что государство Албания входила в состав Армении и была её «восточным краем» и вообще вся территория Азербайджана это бывшая так называемая «Великая Армения». Нужно отметить, что и в других соседних странах время от времени появляются «исторические» произведения, авторы которых пытаются присвоить себе нашу историю и территорию. В последнее время у нас в республике печатается большое количество книг, разоблачающих эти фальсификации.
Более плодотворное сотрудничество с иностранными учёными имеется в области археологии. На территории Азербайджана ведутся археологические раскопки с международным участием. Так, в археологических раскопках на территории Азербайджана принимают участие археологи из Германии, Японии, Южной Кореи, Грузии и других стран. Совместные археологические исследования позволяют наладить обмен опытом наших археологов с иностранными исследователями, усвоить современные технологии раскопок и т.п.
— На ваш взгляд, насколько успешно развивается наша наука в целом и историческая в частности?
— Мне кажется, что в отдельных областях фундаментальной науки Азербайджан развивается более или менее успешно, хотя я не являюсь специалистом в этой сфере. А историческая наука в последнее время переживает бурное развитие, в первую очередь, связанное с деятельностью Института истории имени А.А.Бакиханова, в котором в последние годы издаётся большое количество исторической литературы. Однако вместе с тем следует сказать, что появилось и много дилетантов, публикующих свои опусы, не имеющие никакого отношения к исторической науке.
— Чего хотели бы пожелать в преддверии Нового года себе, своим сослуживцам и всем гражданам Азербайджана?
— В первую очередь, хотел бы пожелать скорейшего разрешения нагорно-карабахского конфликта и восстановления территориальной целостности Азербайджана. А всем гражданам нашей страны − благоденствия!
Марина МУРСАЛОВА