Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

К 100-летию со дня рождения первой женщины-офицера контрразведки «СМЕРШ», педагога, профессора, член-корреспондента Российской академии образования

  • 03/03/2024 --
  • Просмотров: 1104

В феврале исполнилось 100 лет со дня рождения нашей соотечественницы, первой женщины-офицера контрразведки «СМЕРШ», педагога, профессора, член-корреспондента Российской академии образования Кадрии Салимовой. Легендарная Кадрия Исмаиловна стала образцом храбрости, патриотизма и самоотверженности для всех, кто служит своей стране. Ее история является ярким примером того, как женщина с легкостью смогла справиться с невероятными трудностями и преодолеть преграды на пути к успеху. Ее вклад в борьбу с нацизмом, развитие отечественных силовых структур, уникальное педагогическое наследие навсегда останутся в памяти народа и страны.

 Салимова Кадрия-Улькер Исмаил кызы (14.02.1924 – 2013) прошла длинный и сложный жизненный путь, который является примером для подражания многих поколений.

Родители Кадрии Исмаиловны по национальности турки. Отец – один из создателей турецкой коммунистической партии. После прихода к власти в Турции Ататюрка родители вынуждены были эмигрировать в Советский Азербайджан. Она родилась в Баку и считала себя азербайджанкой.

В годы обучения в школе увлекалась радиоделом, выучила азбуку Морзе. Окончив школу в 1941 году, поступила в Нефтепромысловый институт в Баку, так как собиралась стать инженером-нефтяником.

В ноябре 1941 года, в возрасте 17 лет, она добровольно ушла на фронт. Кадрию ханум, свободно владевшую немецким, турецким языками и «морзянкой», направили служить шифровальщицей в особый отдел 46-й Кавказской армии, а после учреждения контрразведки «СМЕРШ» в 1943 году она служила в этой ответственной структуре.

Кадрия ханум участвовала в освобождении Болгарии, Румынии, Венгрии, Чехословакии, Польши, Югославии. Победу она встретила в Австрии под Веной. Отличаясь несомненными лингвистическими способностями, она выучила языки всех стран, по которым провела ее военная дорога, и до конца жизни могла говорить на любом их них.

Военную службу К. И. Салимова закончила в ноябре 1945 года в 21 год капитаном «СМЕРШа». Она награждена орденом Отечественной войны II степени и 14-ю медалями.

После демобилизации Кадрия ханум поступила в Азербайджанский государственный университет на философский факультет, где выделялась знанием иностранных языков и несомненными исследовательскими способностями.

После окончания Азербайджанского государственного университета поступила в аспирантуру МГУ, которую закончила в 1953 году. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Философские взгляды Джона Толанда».

Во время обучения в аспирантуре познакомилась с мужем — выдающимся отечественным философом Эвальдом Васильевичем Ильенковым и вошла в круг философов и психологов своего времени.

С 1953 года и до конца жизни Кадрия Салимова работала Институте теории и истории педагогики АПН СССР — Российской академии образования.

В 1950–60-х годах она осуществляла исследовательскую деятельность в Секторе всеобщей истории педагогики Института теории и истории педагогики. Преимущественно занималась историей педагогики и образования в Англии. В 1971 году защитила докторскую диссертацию на тему «Проблема трудового воспитания в английской педагогике (1870 -1970)» на соискание ученой степени доктора педагогических наук (1971).

После преобразования АПН РСФСР в Академию педагогических наук СССР с начала 1970-х годов группа историков зарубежной педагогики выделилась в самостоятельное подразделение — лабораторию истории школы и педагогики за рубежом, которой руководила К.И. Салимова.

Тематика, которой занимались в лаборатории, охватывала не только обычные, уже традиционные для исследований исторические периоды и темы, но и новаторские, ранее не звучавшие в советской истории педагогики — Древний Восток, педагогика Индии, Китая и Японии.

К.И. Салимова была действенным членом International Society of History of Education — международного сообщества историков педагогики. Благодаря Кадрие ханум, научные сотрудники проходили длительные стажировки в ведущих научных центрах Европы по истории педагогики и образования и подготовлено свыше 20 аспирантов-специалистов по зарубежной истории образования, успешно защитивших диссертации.

В конце ХХ — начале ХХI веков К.И. Салимовой были подготовлены и изданы фундаментальные учебные пособия по всемирной истории педагогике. Прежде всего, — это выполненное в рамках международного проекта учебное пособие для высших учебных заведений «Педагогика народов мира: история и современность» (2001). Уникальность этому изданию придало то, что впервые главу по истории образования каждой страны написала ученый из этого государства. В этом проекте профессор Салимова К.И. написала главу, посвященную истории образования в Азербайджане.

И, конечно, главная книга К.И. Салимовой «Педагогическое наследие Востока» (2008), по ее любимой теме, изучению которой она посвятила большую часть научной жизни. Монография посвящена теории и практике воспитания и обучения в Китае, Индии, Японии, Иране, Турции, арабских странах и Азербайджане с древнейших времен и вплоть до наших дней. С привлечением новых материалов в книге автором анализируются становление и развитие школьного дела и педагогической теории в каждом из указанных ареалов. Обращение к новому, множественному, разнообразному педагогическому опыту, региональному и национальному, может способствовать диалогу культур.

Созданная школа профессором Салимовой К.И. и сегодня продолжает развиваться, благодаря активной деятельности ее учеников во всех уголках мира.

Кадрия Исмаилова была патриотом своей родины, внесла большой вклад в изучение и популяризацию педагогического наследия Азербайджана. А еще она вошла в историю как первая азербайджанка-разведчица.

Мы, азербайджанцы, гордимся профессором Кадрия ханум Салимовой, которая прославила свою родину.

Мамедов Мехман Ниязиевич, дмн, профессор, иностранный член АМН Республики Таджикистана, Москва

 *В статье использованы материалы из статьи профессора Богуславского М.В.