Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Муслим Магомаев: «Лёгких песен не бывает…» (из архива «Крымской газеты»)

  • 28/06/2019 --
  • Просмотров: 4108
В связи с приближающимся юбилеем «Крымской газеты» издание публикует интервью и другие материалы об известных людях из архива Татьяны Николаевны Барской, проработавшей в «Газете» 50 лет.
Сегодняшняя статья посвящена Муслиму Магомаеву. Она была опубликована 3 декабря 2008 года и возвращает нас в 70-е годы прошлого века.

Кажется, совсем недавно мировая общественность поздравляла народного артиста СССР Муслима Магомаева с 60-летием, награждением орденом «За заслуги перед Отечеством» и высокой наградой Азербайджана – орденом «Истыглал» («Независимость»). И вот 26 октября, на 66-м году жизни, перестало биться сердце «настоящего баритона», любимца публики, олицетворявшего целую эпоху. Как отметил С. Бэлза, прощаясь с певцом, Магомаев был королём эстрады, и трон его остался непоколебимым. Он был личностью, которые рождаются один раз в век.

Муслим Магомаев неоднократно приезжал в Крым, на гастроли. Первая встреча с крымскими зрителями была летом в 1964 году, спустя год после его стажировки в Италии, в театре «Ла Скала». Своими впечатлениями о ней он делился на страницах нашей газеты (в те годы «Курортная газета», 16 августа 1964 г.).

Следующая наша встреча состоялась в августе 1973 года, когда М. Магомаев был участником Всесоюзного фестиваля «Крымские зори». И наша беседа с ним была опубликована в газете «Советский Крым» (название «Крымской газеты» в 1970-е годы). В память о великом певце мы возвращаем читателей к этой публикации под названием «Лёгких песен не бывает».

Звучит знакомая мелодия. Поёт Муслим Магомаев. Где бы ни услышали мы этот голос, хочется слушать его ещё и ещё раз, переживая судьбу тех, о ком он рассказывает в песнях «Бухенвальдский набат», «Хотят ли русские войны?», «За того парня»…

Муслим Магомаев – представитель поколения тридцатилетних. Он не мог знать войну так, как знали её люди старшего возраста. Но он пережил трагедию тех, кто не дождался своих отцов, погибших в Великую Отечественную. И поэтому в песнях героического плана артист передаёт не только свои переживания, но и драматизм целого поколения людей послевоенного времени.

Я не случайно начала рассказ об этом талантливом певце именно с героической темы в его творчестве. Между первым исполнением «Бухенвальдского набата» и песней «3а того парня» – расстояние более чем в десять лет. Все эти годы мы слушаем его и убеждаемся в том, что высокая гражданская, героическая тема не перестаёт волновать певца. Ещё во время путешествия в страну бельканто, где в 1963 году проходил стажировку в знаменитом миланском театре «Ла Скала», он пел «Бухенвальдский набат» итальянским коммунистам. На глазах у слушателей были слёзы. Песня напоминала людям о трагедии, которую принёс человечеству фашизм, песня стала призывом к миру.

Сейчас, когда певец приехал на Всесоюзный фестиваль «Крымские зори», мы встретились с ним. И в разговоре не могли обойти того, что волнует многих.

– Гражданственность остаётся одной из основных моих тем, – подтвердил он, – но, к сожалению (это упрёк композиторам), не так уж много сейчас появляется произведений на эту тему.

С первых шагов на эстраде обнаружилась у Магомаева одна из самых привлекательных черт его таланта – эмоциональность, умение посредством песни передать слушателям самое главное, самое дорогое. Певец щедро делится с нами всем, что у него есть. А есть многое – красивый, сильный голос, богатство красок, актёрское мастерство.

Сегодня Муслим Магомаев сложнее, искуснее, чем десять лет назад. С каждым годом растёт его требовательность к репертуару. Вкус исполнителя, его эстетическое чутьё, умение отличить подлинную поэзию от подделки имеют громадное значение для творческого облика артиста.

По мнению Магомаева, удачная песня – это сочетание хорошей мелодии с хорошим текстом. Очевидно, поиск хорошей песни привёл к творческому содружеству поэта Роберта Рождественского, композитора Арно Бабаджаняна и исполнителя Муслима Магомаева. Ими создан целый цикл замечательных песен, полюбившихся слушателям.

– Это очень интересная работа – рассказывает М. Магомаев. – Обычно сначала рождается музыка. Так пишет Бабаджанян. У него есть мелодия, но пока ещё без слов. Потом уже к ней и родится текст. Стихи Роберта Рождественского я очень люблю. Поэт настолько музыкален, что его стихи легко ложатся на музыку. Из современных композиторов мне близки и любимы Пахмутова, Бабаджанян, Фельцман. Я с удовольствием пою их песни. Иногда приходится слышать упрёки в мой адрес, почему я не занимаюсь только оперным искусством… Но хочу заметить, что классики, писавшие очень серьёзную музыку, не забывали создавать и «лёгкие» сочинения.

Наш разговор вдруг прервал телефонный звонок. Отвечая на него, М. Магомаев полушутливо обронил фразу: «Лёгких песен не бывает…» Но в каждой шутке, говорят, есть доля правды. И мне подумалось в тот момент, что действительно это так: в искусстве песни лёгких путей не бывает.

У каждой песни, как и у человека, своя судьба. Артист рассказал о том, как пришла к нему песня «Благодарю тебя» на слова Р. Рождественского. Бабаджанян дал прослушать ему две песни «Гордость» и «Благодарю тебя». Больше понравилась первая, но потом ещё и ещё раз прослушал вторую песню и выбрал её.

– Теперь, – признаётся М. Магомаев, – это одна из любимых моих песен. Уже в первой фразе её есть что-то недосказанное. Возможно, вся прелесть этой песни именно в том, что каждый понимает и чувствует её по-своему, вкладывает свой смысл в содержание.

Для репертуара М. Магомаева характерны песни лирические. В каждой из них создаёт он новый образ, яркую, запоминающуюся картину, будь то «Мелодия» Пахмутовой, «История любви» Ф. Лея или «Одинокая» О. Фельцмана.

Диапазон певца широк – опера, камерное пение, эстрада. Талант его многогранен, если вспомнить о том, что он автор таких песен, как «Синяя вечность», «Последний аккорд», патетической «Торжественной песни» которую просят исполнить на многих концертах.

На днях по телевидению закончился показ многосерийного художественного фильма «Семнадцать мгновений весны». Лейтмотивом к нему стала песня М. Таривердиева, написанная на слова Р. Рождественского, в которой есть всё, что открывает дорогу к сердцу слушателей – искренность, мелодичность, содержательность. Мне показалось, что родилась ещё одна песня, которая по всем своим качествам просится в репертуар Муслима Магомаева.

– Да, – подтвердил он. – Эта песня мне нравится.

Закончился фестиваль «Крымские зори», а вместе с ним выступления народного артиста Азербайджанской ССР Муслима Магомаева. Его ждут новые встречи со слушателями у нас в стране и за рубежом потому, что песни этого талантливого певца несут людям радость, щедро приобщая к миру прекрасного.

Татьяна БАРСКАЯ

Источник: «Крымская газета»