Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Помним, изучаем, гордимся

  • 29/03/2024 --
  • Просмотров: 1633

28 марта между Российским государственным социальным университетом и Крымским юридическим институтом (филиалом) Университета Генеральной прокуратуры РФ состоялся телемост «10 лет воссоединения Крыма и России: исторические, политические и юридические аспекты». В диалоге между Москвой и Симферополем приняли участие представители профессуры, органов исполнительной власти федерального центра и Республики Крым, преподаватели, студенты, активисты волонтерского движения, пресса.

Инициатором мероприятия стала Автономная некоммерческая культурно-просветительская организация в поддержку программ ЮНЕСКО (Тула), активно сотрудничающая с РГСУ, поскольку ее директор Олег Кузнецов, являясь доцентом университета, выступил с идеей проведения телемоста, посвященного 10-летию воссоединения Крыма и России.

Для системы российской высшей школы это было эксклюзивное мероприятие: ни в одном другом высшем учебном заведении России не догадались провести нечто подобное, хотя идея, казалось бы, лежала на поверхности. Поэтому не удивительно, что данное мероприятие вызвало повышенный интерес органов исполнительной власти федерального центра и Республики Крым. С приветственными словами к участникам телемоста обратились руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов и председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений Республики Крым А.А. Типпа. И это не удивительно, поскольку «Крымская весна» 2014 года стала следствием реализации воли многонационального населения полуострова уйти из-под юрисдикции Украины и войти в состав России, в том числе и ради сохранения собственного национального, религиозного и культурно-языкового многообразия.

Как следует из названия телемоста, в процессе диалога между Москвой и Симферополем обсуждались актуальные, дискуссионные и отчасти острые не только для российской науки, но и для российского общества в целом, вопросы понимания и интерпретации событий «Крымской весны» 2014 года. Например, спровоцировал ли второй Майдан в Киеве ноября-декабря 2013 года классическую ситуацию революционной ситуации в Крыму? Или: че м и почему события «Крымской весны» принципиально отличаются от сценариев всех прочих «цветных революций», организованных до этого спецслужбами коллективного Запада как в Киеве, так и в других странах не только постсоветского пространства, но и в странах Магриба. И, безусловно, не мог остаться в стороне от детального и заинтересованного обсуждения вопрос о том, как следует интерпретировать, излагать и преподавать тему воссоединения Крыма и России весной 2014 года в курсе отечественной истории для студентов высших учебных заведений.

Теоретическим итогом дискуссии стало вполне четкое и осознанное понимание того, какая есть аргументация против высказываемых геополитическими противниками России идеологических обвинений в адрес ее политического руководства то в оккупации, то в аншлюсе полуострова. Крым вошел в состав России совершенно свободно и легитимно как с политико-правовой, так и с формально-правовой точки зрения. В отличие от событий второго Майдана в Киеве ноября-декабря 2013 года, приведшего к государственному перевороту на Украине в феврале 2014 года, политико-правовые процессы на полуострове развивались по диаметрально противоположному сценарию: «Крымскую весну» инициировал и возглавил Верховный Совет Автономной республики Крым, реализовавший тогда на практике свои конституционные функции по обеспечению и защите суверенитета и безопасности республики. История «Крымской весны» уникальна тем, что в отличие от всех известных в истории человечества революций, в регионе не было проявлении социального антагонизма, наоборот, присутствовало единение населения, элит и власти, что качественно отличает события тех дней в Крыму от всех прочих инспирируемых извне «цветных революций». Именно поэтому сравнивать, а тем более ассоциировать «Крымскую весну» с любой разновидностью «цветной революции. Как это пытаются сегодня делать геополитические противники России, категорически нельзя.

К сожалению, именно в этом аспекте есть существенные недочеты в изложении событий тех дней в учебниках по новейшей истории России для высшей школы. Достаточно сказать, что в целом ряде вузовских учебников отсутствует хронология событий тех дней, хотя она хорошо известна и давно получила свою идеологическую, политическую и юридическую оценку. В связи с чем показателен факт того, что события «Крымской весны» 2014 года в студенческих аудиториях в самом Крыму преподносятся совсем не так, как в материковой России. И эту диспропорцию срочно необходимо устранять, и в этом деле профессура РГСУ и крымского юридического института решила действовать сообща. Главное – было найдено и сформулировано понимание, в каком направлении надо двигаться, чтобы исправить существующие недочеты текстов учебных пособий.

Несмотря на важность и злободневность обсуждаемых вопросов, диалог между Москвой и Симферополем прошел в непринужденной и заинтересованной обстановке. Этому во многом способствовали отсылки к личному опыту вовлеченности в события февраля-марта 2014 года профессоров Крымского юридического института Гафиса Абасова и Рустема Хаяли, которые были не только очевидцами, но и участниками «Крымской весны». Их погруженность в процессы тех дней были важны для аудитории в Москве, так как ее представители могли судить о том времени только по сообщениям телевидения и помнить свои ощущения сначала тревоги, а затем восторга, энтузиазма и ликования, которыми жило наше общество в 2014 году.

Не меньший интерес у студии в Москве вызвали рассуждения студентов Крымского юридического института, которые, по сути, после окончания украинского детского сада сразу же пошли учиться в российскую общеобразовательную школу. «Крымская весна», собственно, оказалась весной их жизни, и судя по тому, как и с какими эмоциями они об этом говорят, молодые крымчане прекрасно понимают, насколько верный выбор сделали их родители 10 лет назад, перейдя всем полуостровом из-под юрисдикции Украины в состав России. В этом, пожалуй, т заключается главный эмоциональный и нравственный результат общения студий в Москве и Симферополе телемоста между Российским государственным социальным университетом и Крымским юридическим институтом Университета Генпрокуратуры России.

Мероприятие завершилось на мажорной ноте, поскольку обе студии – в Москве и Симферополе – стали соревноваться, кто больше назовет преобразований и нововведений в Крыму, которые случились там за последние 10 лет, пока полуостров находится в составе России. Студенты из российской и крымской столиц соревновались в перечислении новостроек, которые им известны из жизни или интернета. Конечно же, в этом импровизированном соревновании победили крымчане, но по его результатам всем стало понятно, насколько глобально и качественно изменилась жизнь Крыма и Севастополя за время их нахождения в составе России.