Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Соболезнование от руководства ФНКА АзерРос в связи с кончиной члена Союза художников России Садыха Багирова

  • 18/05/2015 --
  • Просмотров: 3802

Садых Багиров-1От имени Федеральной национально-культурной автономии азербайджанцев России выражаем глубокие и искренние соболезнования родным, близким и друзьям Садыха Багирова.

С горечью узнали о безвременной кончине Садыха Имановича –  удивительного и талантливого человека, прожившего яркую творческую жизнь. Ушел из жизни прекрасный человек, настоящий патриот своей исторической родины — Азербайджана и  второй родины — России, про­светитель и общественный деятель.

Мы будем бережно хранить его наследие как драгоценную часть нашей духовной культуры. Светлая память о талантливом художнике — соотечественнике будет жить в наших сердцах.

Аллах рахмят елясин.

Председатель Совета Старейшин ФНКА АзерРос    Аббас Аббасов

Президент ФНКА АзерРос                                             Мехрибан Садыгова

Председатель Федерального совета ФНКА АзерРос    Фаяз Пашаев

 

Предлагаем вашему вниманию интервью с Садыхом Багировым, которое он дал корреспонденту газеты АЗЕРРОС Мариам Ахундовой несколько лет назад.

 

Садых БагировКалужский бакинец

Замечательный художник России и Азербайджана Садых Иманович Багиров родился в 1940 году в Баку, как он шутит, «по собственному желанию».
С 1978 года живёт в Калуге. Член Союза художников России. В его живописи гармонично сочетаются русские и азербайджанские мотивы, церкви и мечети, виды старого Баку и старой Калуги.

— Садых Иманович, расскажите, как вас занесло в Калугу?

— Начну издалека. В России я провёл в общей сложности 40 лет жизни. Служил на Волге в ракетных войсках, учился в Саратовском художественном училище. Кстати, в Саратовской области в 1962 году у меня была первая персональная выставка. Президент Академии художеств Мыльников приглашал меня учиться в Ленинград, но я отказался из-за тамошнего климата. По окончании Саратовского училища учился в Харькове, затем уехал в Баку…
Не случайно я хотел назвать свою новую выставку «Мой адрес — Советский Союз». Считаю себя настоящим гражданином СССР…

А в Калугу попал по семейным обстоятельствам. В 1978 году родилась моя младшая дочь Лейла. При рождении ей занесли гнойную инфекцию. Тогда такие болезни не лечили. Мне сказали, что жить моей девочке осталось недолго, и посоветовали поменять климатическую зону — иногда это помогает. А моя жена из Калуги, её родные давно нас звали, и квартира там к тому же пустовала. Короче, жена собрала вещи и срочно выехала в Калугу. Всего через четыре дня Лейла почувствовала себя хорошо и вскоре начала выздоравливать. Я решил, что это судьба. С тех пор и живу в Калуге.
Должен сказать, что меня здесь приняли очень хорошо, и не только родственники жены. Мне сразу же дали мастерскую, я начал участвовать в выставках…

— Но Азербайджан вы не забываете…

— Тема родины всегда живёт во мне. Все эти годы я постоянно поддерживал связь с Азербайджаном. Объездил все районы, думаю, немногие азербайджанцы путешествовали по своей стране столько, сколько я. Был в Карабахе, много рисовал Шушу. У меня целая серия работ на тему «Карабах — боль моя». Рисовал Гек-Гель, Шахдаг, Хыналыг. Много ездил по Закатальскому району. Есть картины с видами Илису — уникального села, из которого вышло 16 академиков. Так в Азербайджане издревле повелось — Карабах рождает певцов, Шемаха — поэтов, Илису — учёных.

Конечно, много рисую Баку. Есть у меня картины с видами Ичери-Шехер, старых улочек, из истории города — я вообще тяготею к исторической теме. Самая любимая моя бакинская тема — Девичья башня. Я рисую её и современную, и какая она была в прошлые века. В своё время увидел офорты английского художника 17 века с видами бакинской гавани, и там Девичья башня совсем не такая, как сейчас. На меня эти работы произвели большое впечатление, так родилась серия картин. Полную достоверность не гарантирую, скорее это фантазии на тему, но отзывы были очень хорошие. Кстати, в бакинских музеях таких работ нет.

Меня издавна вдохновляет любовная легенда о Девичьей башне. В своё время посетил музей Низами в Баку. Помню, экскурсовод говорил, что этому красивому преданию посвящены стихи, поэмы, опера, балет, но нет картины. Так у меня родилась идея создания картины на эту тему. Правда, она до сих пор не окончена, есть только эскизы. Я изобразил красавицу, разбившуюся о прибрежные камни и плавающую в волнах Каспия. В другом варианте над её телом с ужасом склонился её любимый. Хотя картина ещё не готова, но в Баку её уже ждут.

— В последние годы часто бываете на родине?

— Увы, нет. Цены на билеты никак не соответствуют моей пенсии. Мои поездки закончились вместе с СССР. Последний раз был пять лет назад — дочка выходила замуж, и мы ездили знакомиться с родственниками будущего зятя. Кстати, Лейла нашла жениха в Калуге — азербайджанца.

— Вы рисуете не только Азербайджан?

— Я часто пишу русские пейзажи. Люблю есенинские мотивы — леса, поля, церквушки. Много рисую старую Калугу — ведь это уникальный старинный город, сохранивший дух старой России. Целая серия работ у меня посвящена Тарусе и окрестностям. Люблю рисовать церкви и монастыри.

— Поддерживаете связь с диаспорой?

— Не только поддерживаю, но и каждое воскресенье провожу в своей мастерской занятия с азербайджанскими детьми. Рассказываю им об азербайджанских поэтах, художниках, музыкантах. Показываю картины, книги, привезённые из Баку музыкальные записи — классику, мугамы, современную музыку. Дети не должны забывать, что в Азербайджане есть прекрасные поэты, художники, музыканты. Надо, чтобы они знали свою культуру и гордились ею.

Мариам Ахундова, газета «АЗЕРРОС»