Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Тема патриотизма на 38 ММКФ

  • 30/06/2016 --
  • Просмотров: 4130

DSCF4119В рамках Российских программ 38 ММКФ состоялся традиционный круглый стол по проблемам современного кинопроцесса. Его тема — «Патриотизм в кино: миф или реальность?»

Киновед Андрей Шемякин в полемическом слове, в частности, сказал о том, что со времен фильма «Белое солнце пустыни» практически не было картины с такой болью «за державу». Вопрос «Что с нами происходит?» — задавал Шукшин. А в постсоветском пространстве прозвучал вопрос Алексея Балбановва: «Где твочя Родина, сынок?» Возвращались к этой теме Кончаловский, Тарковский, Климов, Шепитько, Герман, Луцик и Саморядов… Каждый зритель мог себя отождествлять с радеющим за страну. Огромен вклад в тему патриотизма фотохудожника Александра Тягны-Рядно, чья итоговая выставка «Жизнь моя – кинематограф, черно-белое кино» демонстрировалась в дни кинофестиваля. По сути, это документальная кинолетопись за 40 лет творческой деятельности, запечатлевшая судьбы отечественных кинематографистов.

Отсутствие картин на патриотическую тему, самоанализа, глубокой покаянной рефлексии, наличие беспочвенности грозят геополитической катастрофой, автономизацией страны. В то время как в странах Европы и Америки патриотизм все более набирает силу.

Критик Давид Шнейдеров продолжил, что США – страна молодая, без великой истории, но понимает силу патриотизма и огромную роль влияния на массы именно кино. Американцы, даже относясь к себе критически, своими недостатками гордятся, чтут ежедневный ритуал поднятия флага, знают и с гордостью поют гимн – в отличие от нас. В своих поступках трезво расчетливы, не ура-патриотичны. Бездумный фанатизм не повод для подражания.

Юрий Богомолов поддержал эту мысль, что патриотизм под девизом «Раньше думай о Родине, а потом о себе» фальшивый. Патриотизм не нужно воспитывать, это органическое чувство. А такие фильмы, как «Мать», «Комиссар», где нивелируются материнские инстинкты, приводят к истончению человеческого.

В России дефицит образа героя (последний в фильмах «Брат» и «Брат-2»), не было адекватной реакции на распад СССР, войну в Чечне, митинга на Болотной площади… Нет у нас, к сожалению, ощущения, что мы живем в великой стране — и кинематограф этому пока не способствует…

Фильмы, показанные в рамках российских программ 38 ММКФ, так или иначе прослеживают линию патриотики. Так, киноальманах «Первая Мировая война. WW1» Игоря Угольникова (создателя фильмов «Батальон» и «Брестская крепость») стал уникальным сотрудничеством режиссеров стран США, Сербии, Германии, Турции, Англии, Канады, России и Франции. Одни из этих стран были союзниками в той войне, другие воевали друг с другом. Автор каждой новеллы говорит о личном восприятии, но общее то, что война беспощадна для всех, а мирное небо – первейшее условие счастья. Фильм – назидание. А древний лозунг Горация «Сладка и прекрасна за родину смерть» лишь ненужный пафос.

Ретроспектива «30 лет без Тарковского» также отражение глубоко патриотической темы во всех его фильмах, начиная с «Иванова детства», так как родина – это прежде всего семья.

Режиссерский дебют народного артиста России Александра Галибина «Золотая рыбка» стал украшением фестиваля. «Эта картина – это я», — сказал Галибин на пресс-конференции. «Моему отцу посвящается» — слова, предваряющие фильм «Золотая рыбка». Тема послевоенного детства, когда защитником была не столько Родина, сколько, прежде всего, родная мама. Русские и казахские дети жестоко дрались, до тех пор пока им не показали, как можно жить и что делать вместе. Патриотизму, пожалуй, учить нужно, показывая, чем ты хорош и силен.

Фильм «Коробка» Эдуарда Бордукова тоже об этом. В одной хоккейной коробке можно и нужно жить дружно – тогда есть смысл ее вообще строить. Жаль, подобные споры-распри между дворовыми командами на деле легко прекращаются в моменты реальных точечных застроек…

Картина «Двое» (в 60-х годах вышел чудесный фильм с этим названием) тоже о законах общежития. «Жить надо не с кем полагается, а с кем хочется» — хорошая мысль фильма. Два разных человека стали друг другу интересны и необходимы. Актеры Владимир Вдовиченков и Ольга Павловец все полтора часа держат внимание зрителя, находясь, по сути, в одной пространственной мизансцене.

Фильм Веры Сторожевой «Сдается дом со всеми неудобствами» тоже о теме взаимоотношений людей. Лишь пожилая учительница в исполнении прекраснейшей Нины Дворжецкой, мудро поучает, что солнце светит всем одинаково.

«Чистое искусство» — фильм Рената Давлетьярова, недавно снявшего «А зори здесь тихие», очень достойное кино. Актриса Аня Чиповская в фильме всегда убедительна, интересна, красива. Тема совести, которую воплощает ее героиня, также не чужда понятию патриотизм. Как связана с ним тема каждодневного медицинского подвига в фильме Юрия (Гоши) Куценко «Врач».

Фильм «Птичка» Владимира Бека. Тема первой любви в детском оздоровительном лагере продолжает (с большими потерями) фильму Сергея Соловьева «Сто дней после детства». Новая работа большого «Ке-ды» также в своей основе имеет хорошую литературу (рассказ Андрея Геласимова «Paradisefound»). Было очень приятно, когда Сергей Александрович перед показом очень добро отзывался о своих молодых коллегах. Любовь, семья, служба в армии, доброта – ключевые моменты. Но тема «Крым опять наш» выбивается из общей темы.

Праздник жизни подарил фильм «Тэли и Толи». В лучших традициях грузинского кино – с тонким юмором, добротой, радостью бытия, он очень актуален сегодня. Абсурдисткая ситуация установления границы между Грузией и Дагестаном, а точнее, между братскими семьями, природой, общей рекой, общим кладбищем, где покоятся патриоты, воевавшие за общую же Родину, порождает грусть и раздумья. Но выше даже гор – любовь и дружба. Приехавший на премьеру фильма ветеран кинематографа, актер КахиКавсадзе был встречен громом благодарных аплодисментов.

0чень понравился фильм «Огни большой деревни». Да, это патриотизм –желание отстоять старый кинотеатр, где киномехаником трудился всю жизнь твой родственник. Профессиональный патриотизм! Ситуация рифмуется с той, что в картине «Колхоз Интертеймент» 2003 года. Дюжев нов и великолепен!

А вот фильм «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности» длинен, затянут, как и его название. И вообще, антипатриотичен. Ради учебы и проживания в Германии фотограф идет на подлость – в результате неоправданную. Впрочем, цель фотографа будет достигнута. Уедет – туда ему и дорога. В беспочвенность.

Даешь больше фильмов – хороших и разных! А значит, патриотичных.

Елена МАРТЫНЮК

Фото автора и Зои Бадиной