«Высказывания лидера Либерально-демократической партии России Владимира Жириновского в недавнем интервью журналисту «Комсомольской правды» Роману Голованову об Азербайджане, как всегда, отражают не объективную реальность, а субъективные и сенсационные соображения.
Несомненно, взгляды Владимира Жириновского, далекого от серьезной политики, и выражающие его личные фантазии не отражают позицию Российской Федерации, также не могут считаться относящимися к интересам всего российского народа. К сожалению, очередные его заявления, порождая сенсацию, служат сохранению его личного имиджа и защите интересов проармянских сил.
В своем интервью Владимир Жириновский представил Нахчыван, который является неотъемлемой частью Азербайджанской Республики и одним из старейших поселений
азербайджанцев, как «армянскую территорию», что является ничем иным, как проармянской фантазией, не имеющей под собой никакой научно-исторической основы.
Начиная с древнейших времен, на всех исторических этапах, Нахчыван всегда был неотъемлемой частью нашей Родины. Орудия труда, глиняная и расписная посуда, а также украшения, найденные в первом и втором поселениях Кюлтепе в Нахчыване, которые существовали за тысячелетия до нашей эры, идентичны единой культуре, которая последовательно развивалась в последующие периоды. Земли Азербайджана, включая и территорию Нахчывана, входили в состав Манны — первого государства, основанного предками азербайджанцев в 9-7 веках до нашей эры.
С точки зрения государственности, предшественница современного Азербайджанского государства Кавказская Албания , просуществовавшая более тысячу лет с IV века до
нашей эры к началу VIII века нашей эры‚ также включала в себя части восточных территорий современного Нахчывана. В эпосе «Китаби-Деде Горгуд», зародившемся в VII веке нашей эры и рассказывающем о жизни огузских племен на территориях, граничащих с Дагестаном, Грузией, Восточной Анатолией, Тебриз-Ардебилем и Зянджаном; нет не только ни одного армянского топонима, но и даже слова на армянском.
Вместо этого в книге «Деде Горгуд» содержится около сотни азербайджанских топонимов, в том числе более пятидесяти топонимов, все, из которых имеют исключительно тюркское происхождение и которые до сих пор действуют на территории Нахчывана. Это означает, что в VI-VII веках на Кавказе, в том числе на западе Азербайджана, на территории, граничащей с Восточной Анатолией, и на исторической территории современного Нахчывана не было армянского населения, а в горной части Карабаха жили албаны-христиане.
В ХII веке Нахчыван стал столицей Азербайджанского государства Атабеков-Эльденизов, которое было признано во всем восточном и в тюрко-мусульманском
мире. В этот период в Нахчыване были созданы такие шедевры архитектуры, которые относятся не только к азербайджанской национальной культуре, но к турецко-исламскому возрождению: мавзолей Момине-хатун, мавзолей Юсифа Кусейир оглу, мечеть Джами и др.
Территория Нахчывана была отдельной административно-территориальной единицей (туман) в структуре государств Хулагуидов, Гарагоюнлу и Аггоюнлу в XIII-XV вв. При
Сефевидах Нахчыван был в составе Чухурсаадского бегларбекства. После второй половины XVIII-го века Иреванское и Нахчыванское ханства, существовавшие в 1748-1828 годах, были основаны азербайджанцами и управлялись ими до своего распада. В составе этих ханств армянское население было самым маленьким этническим меньшинством.
В целом, не только в Азербайджане, но и на всем Кавказе до начала ХХ века не существовало политико-географического понятия под названием «армянская территория», армянское государство. Иреванская губерния, образованная в 1849 году в результате захватнической политики царской России, была вовсе не армянским государством, а административно-территориальным делением. Даже в проармянской статистике царской России отмечалось, что до насильственного присоединения данной территории, в нее входили Иреванский, Нахчыванский, Александропольский и Ордубадский районы, проживало очень мало армян, переехавших сюда с Балкан.
Только в соответствии с политикой переселения царской России для создания поддержки себе путем арменизации Кавказа, основанной на условиях Туркменчайского договора, в 1828-1830 годах армянское население было переселено из территории Каджарского Ирана и Османской империи и целенаправленно размещалось в различных регионах Кавказа, включая отдельные города и села Азербайджана, а также на территории нынешней Нахчыванской Автономной Республики. Миграция армян продолжалась на протяжении всего XIX века. Однако, несмотря на это, в конце XIX века количество армян в Нахчыване составляло всего 30% от общей численности населения. Тем не менее, несмотря на гостеприимство, с которым принимали армян на Кавказе, они довольно скоро стали предъявлять в регионе несправедливые территориальные претензии. Как известно, они и по сей день коварно продолжают отстаивать свою несправедливую позицию.
Г-н В.Жириновский не мог не знать, что азербайджанцы также имели большую долю в населении Иреванской губернии, созданной царской Россией в ХХ веке, и Республики
Армения, образованной большевиками в начале ХХ века. Оккупированная Арменией территория Нагорного Карабаха с древних времен была исторической родиной величайших предков современных азербайджанцев.
Всем известно, что нынешняя Республика Армения была создана на исторических землях Азербайджана в результате серьезного вмешательства и давления большевиков. А в Восточной Анатолии армяне смогли занять свое место лишь намного позже.
Все приведенные выше сведения об истории Азербайджана подтверждаются археологическими материалами, образцами фольклора, многочисленными архивными документами и топонимами. Нахчыван на протяжении тысячелетий всегда был землей Азербайджана, и сегодня является неотъемлемой частью независимого азербайджанского государства.
В результате армянской и советско-большевистской политики в начале ХХ века Нахчыванская Автономная Республика была искусственно отделена от основной территории нашей страны в результате оккупации древних азербайджанских земель Зангезура и передачи ее Армянской Советской Республике.
В интервью Жириновского также отмечалось, что слово «Нахчыван» — армянское.
Жириновский, который по специальности является востоковедом, не может до тонкостей знать армянский язык. Скорее всего, такое мнение он выражает на основании источников, написанных и опубликованных на русском языке армянами и проармянскими авторами в ХХ веке.
Слово «Нахчыван» — древнее азербайджанское слово, означающее место, населенное племенами Нахчы или Нухчу. Наука на основе неопровержимых фактов доказала,
что оба племени являются древними предками азербайджанцев, живших в этом регионе. Кроме того, считается, что одним из мест, где легендарный корабль Пророка Ноя после Всемирного потопа достиг суши, является гора Агрыдаг в Турции или пик Гямигая на территории Нахчыванской Автономной Республики. Все, что находится вокруг горы Агрыдаг, все топонимы в Нахчыване: перевал Гапыджыг, земля Гямигая Наби (Земля Пророка), плато Гарангуш, село Кенгерли и другие, все они имеют тюркское происхождение и состоят из общеупотребительных слов на азербайджанском, и на турецком языках.
Поскольку Пророк Ной был зачинателем новой цивилизации, возникшей после Всемирного потопа, то он является предком всего человечества, а не какой-либо одной нации. Учитывая, что нации и религии сформировались в последующие столетия, то утверждение о том, что Пророк Ной относиться к одному конкретному народу ненаучно. Неслучайно имя Пророка Ноя упоминается во всех священных книгах мира, таких, как Коран, Библия и Евангелие.
Слово Нахчыван в этимологическом смысле слова означает место, где остановился легендарный корабль Пророка Ноя. Район, где жил Ной, до сих пор в народе называется
Нухбабан. Нет необходимости доказывать, что слово Нухбабан — азербайджанское слово.
Мудрая и успешная политика, проводимая Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым, полностью гарантирует сохранение и укрепление территориальной целостности нашей страны. Азербайджанский народ твердо уверен, что благодаря целенаправленной политике, проводимой на государственном уровне, и предпринятым решительным шагам все земли Азербайджана, оккупированные Арменией, в
том числе Нагорный Карабах, будут освобождены и справедливость восторжествует.
В то же время мы верим, что Российская Федерация также внесет свой вклад в торжество справедливости, которое в свою очередь будет способствовать восстановлению мира и
безопасности в регионе, установлению и развитию взаимосотрудничества. Дальнейшее развитие многосторонних отношений Азербайджанской Республики с Российской
Федерацией является важным фактором развития в регионе.
Поэтому, говоря о странах на любом уровне, необходимо глубоко задуматься об объективных реалиях и учитывать важность взаимных связей. Нет необходимости создавать ненужную дополнительную напряженность на нашей и без того напряженной планете. Все мы обязаны с уважением относиться к территориальной целостности государств, исторической справедливости, взаимному доверию и реальности.
Иса Габиббейли, первый вице-президент НАНА, академик