Директор Малоярославецкого музейно-выставочного центра им. И.А. Солдатенкова Наталья Ячник в интервью рассказала об уникальном талантливом художнике Габибе Багирове, о визитной карточке живописца, который неожиданно появился в ее жизни и так же неожиданно ушел…
— Наталья Евгеньевна, прежде всего расскажите немного о себе.
— В настоящее время являюсь директором Малоярославецкого музейно-выставочного центра им. И.А. Солдатенкова, заслуженный работник Российской Федерации, депутат городской Думы города Малоярославец. Всю жизнь занимаюсь коллекционированием, практически имею тридцатилетний музейный стаж. Всегда с трепетом отношусь к творческим людям, чье искусство выбивается из общей колеи, от общепризнанных канонов, особенно, к тем, кто транслирует свою национальную культуру.
— Как в Вашей жизни появился Габиб Багиров?
— С Габибом Багировым познакомилась в 2013 году в Турции во время своей командировки. И у него тоже была творческая поездка. Увидела его графику. Меня поразил его философский подход к графическому искусству, а также взгляд на живопись, не похожий на академический. Заинтересовалась его творчеством, мы стали переписываться. Он прислал мне в электронном виде свои работы. Меня сразу же покорила его неординарная личность. Пригласила его на пленэр, который почти 17 лет провожу в Малоярославце, куда съезжаются художники из разных городов Российской Федерации и Ближнего зарубежья. Вскоре наше общение переросло в настоящую человеческую дружбу.
Он, будучи глубоко творческой и одухотворенной личностью, принял решение остаться в Малоярославце, и прожил в нашем замечательном историческом городе два года. За это время у нас образовался совместный творческий тандем. Нами были созданы две художественные студии: одна при городской средней общеобразовательной школе, другая — при Малоярославецком музейно-выставочном центре, где он проводил занятия и мастер-классы. Помимо этого он занимался росписями, выполнял заказы, вел реставрационные работы.
В процессе нашего творческого общения, поняла, что он в полном смысле — универсальный художник. Несмотря на то, что он прекрасно владеет академической школой, в его картинах вы обнаружите полное разнообразие стилей. Это и реализм, и импрессионизм, и абстракционизм. Он также прекрасный академист. Его работы легко узнаваемы. Их отличает мощная яркая цветовая палитра, восточный колорит. Абстрактные работы — это наполненная солнцем, жизненной энергией душа художника. Надо сказать, что абстракция — визитная карточка живописца. Это не просто цветовые пятна — это мировосприятие, философия Габиба.
В живописи Габиба Багирова заложен генетический код его родины. Он художник огромного творческого диапазона, профессионально работал в жанре портрета, натюрморта и пейзажа. Искусствоведы высоко оценивают графические работы мастера, наполненные философским смыслом, а также они отмечают его виртуозное владение рисунком. Выставки с участием художника с успехом проходили в Европе: Германии, Бельгии, Чехословакии. Его работы находятся в музейных собраниях и частных коллекциях России, Азербайджана, Германии, Бельгии, Польши, Норвегии.
— Как Вы думаете, кто-то мог повлиять на его мировоззрение, творчество. Кого он считал своим учителем?
— Образцом художника, Человека и Учителя всю жизнь для него был его земляк, азербайджанский художник Саттар Бахлулзаде.
Габиб был его преданным Учеником. Учитель — ученик, какие схожие судьбы, полные драматизма…
— Вы общались с Габибом Багировым чуть больше трех лет. Наверняка Вам известны некоторые факты его биографии. Какой он был в жизни человеком?
— Габиб родился в 1955 году в Азербайджане, городе Кировобаде, теперь Гянджа, где окончил с красным дипломом базовый техникум им. С.А. Дадашева по специальности «архитектура». В 1986 по 1992 годы он обучался в Азербайджанской академии искусств на кафедре станковой живописи в Баку.
Он особенно не любил о себе рассказывать, всегда был сдержан на слова. Его диалогом с миром были его произведения.
Являясь художником необычайного таланта и высокого интеллекта, ярким как кавказское солнце, он мог быть жестким и нежным, имел сложный характер, мог обидеться по любому поводу. Но несмотря на все это, у нас сложился хороший творческий союз. В первое время, когда Багиров начал жить в Малоярославце, он чувствовал себя как-то некомфортно и неуютно. Я старалась, как друг, помочь ему. Как раз в это время готовила выставку на территории Тульской области в Государственном мемориальном историко-художественном музее-заповеднике В.Д. Поленова, где в мае 2014 года его работы выставлялись и были приняты на «ура». Я ввела его в круг художников города и области. Габиб очень много рисовал. Мы планировали подготовить цикл работ, посвященных Азербайджану, но увы, случилась страшная трагедия… В результате инфаркта он ушел из жизни. Ушел так же неожиданно, как и появился в моей жизни. И для меня это невосполнимая потеря.
— Как это случилось?
— Габиб Багиров умер 26 мая 2016 года. Последние полгода он плохо себя чувствовал, так как болел сахарным диабетом, и ему нужно было придерживаться строгой диеты. Так как рядом с ним не было родственников, я помогала ему, ухаживала за ним, делала ему уколы. У него были финансовые проблемы, он находился в состоянии депрессии, а тут еще и его взрывной характер. Он отказывался от помощи, ругался со мной, не хотел выглядеть беспомощным, но меня это не останавливало. И когда он однажды весь вечер не отвечал на мои звонки, я поняла, что случилось что-то непоправимое. Пришлось взламывать дверь в квартире, где он жил…До сих пор эта картина стоит перед моими глазами, когда вошла в комнату и увидела его…
Срочно сообщили близким родственникам, его семье. Приехал сын Габиба, Руслан. Замечательный парень. Было принято решение отправить тело на родину, где он и похоронен. В этом непростом деле нам помогли и оказали содействие мой друг Александр Гейзер, депутат Районного Собрания, также Русская православная церковь в лице протоиерея Александра (Эггерса).
Для меня является огромным подарком установление теплых отношений с семьей Габиба, которая пригласила меня в гости в Азербайджан. Жена и дети Руслана, внуки Габиба, присылают мне свои рисунки. Внучка Габиба переняла дар деда. Память о Багирове нас связала прочно.
Знаете — ничего случайного нет в нашей жизни. После такой трагической потери я познакомилась с представителями азербайджанской общины, в частности, с ее руководителем Адалетом Азизовым, который оказывают мне, самое главное, моральную поддержку. У нас есть совместные планы по популяризации наследия Мастера. Большое спасибо всем, кто не проходит мимо чужой беды.
— Когда планируете поехать в Азербайджан?
— Прежде всего, хочу отметить, что благодаря Габибу я много узнала об Азербайджане, о культуре и традициях его народа, истории страны. Между Россией и Азербайджаном установлены прочные межкультурные связи, и это всегда радовало Габиба. И, конечно же, я мечтаю поехать в Азербайджан, на родину Габиба Багирова, чтобы еще лучше понять и узнать ту землю, которая рождает такие таланты.
И сейчас я работаю над тем, чтобы собрать все материалы, имеющие отношение к творчеству Габиба, чтобы подготовить печатное издание — альбом, посвященный художнику. А для этого мне надо решить ряд вопросов, связанных, прежде всего, с финансами. Я обратилась к родственникам Габиба с просьбой не просто хранить память о нем, а постараться каким-то образом собрать его работы и сохранять их.
Сохранилось более 500 его работ. Он сам говорил, что придет время, когда его работы будут искать. Я это всегда понимала, поэтому скрупулезно сохраняла всего черновые наброски, эскизы, графические работы.
Он достойнейший сын своей страны, и его творчество должно быть известным как на его родине, так и за ее пределами. Для меня как для его близкого друга, в конце концов, просто музейщика, это очень важно. Очень важно, чтобы работы настоящего художника украшали не только чью-то гостиную, но и были бы представлены в музеях и на других выставочных площадках. Габиб Багиров — это уже достояние государства.
— Несомненно Габибу Багирову повезло, что в Вашем лице он нашел единомышленника и друга. И Вы, как искусствовед, понимали его внутреннее состояние и потребности и, скорее всего, как близкий друг, и вдохновляли его, были свидетелем, как создавались последние его работы. Поделитесь своим восприятием творчества Габиба Багирова.
— Прежде всего, мне повезло, что я встретила в своей жизни такого невероятно талантливого и интереснейшего человека, который подпитывал меня своим самобытным искусством и тем, что находился рядом со мной.
К сожалению, так случилось, что у нас в полной мере не оценено его творчество. Безбрежность таланта Габиба наиболее проявилась ни в академическом искусстве, которым он владел в совершенстве, а в его абстрактной живописи. Контрастные пятна на его картинах — это внутреннее восприятие мира.
Одиночество, преследовавшее Габиба, воплотилось в его графических работах. Переплетение тел, корабли, уплывающие вдаль, линии, создающие свой мир — это крик о непонимании и одиночестве, о том сколько может вынести огромное, но больное сердце человека.
Его графические листы — это дневники его сложной и очень разной жизни. Беру в руки очередной лист художника, лица, лица, переплетенные руки, бесконечные дороги, поломанные линии крыш домов, которые на время давали приют мечущейся душе художника.
Создавая очередную свою работу, выплескивая на бумагу душу, он с горечью говорил мне: «Кому это нужно???» Для меня, как для друга, долг перед памятью близкого мне человека показать миру необычное его творчество, с которым меня свел счастливый случай… И перевернул всю мою жизнь.
Если вы всмотритесь в его небольшие живописные «миниатюры», в них увидите все: тоску и огромную любовь к своей родине, мечту о прекрасном вечном, солнце для людей… Небольшие пейзажи,
выполненные в лучших традициях импрессионизма наполнены
его восприятием цвета…
Как-то зайдя в мастерскую к нему, я увидела на мольберте работу, которая меня поразила. Вызвала давящую тревогу. На фоне тревожного желтого неба на пороге дома — силуэт сидящей женщины, наклонившейся над гробом сына, погибшего при выполнении служебного долга… «Возвращение домой»… Эта его работа — пророчество. Также, но в мирное время он вернулся на Родину. Инфаркт… все оборвалось. Остались эскизы, этюды, планы, дневники. Осталась любовь. И память. О нем. О моем Мастере. Моем пилигриме.
Беседовал Вагиф АДЫГЕЗАЛОВ