Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Война за Карабах 2020 года: истоки, причины, итоги

  • 27/09/2021 --
  • Просмотров: 1391

Эта статья была написана большим другом азербайджанского народа, давнишним партнером ФНКА АзерРос, известным российским историком и политическим аналитиком, профессором Олегом Кузнецовым практически сразу по окончании армяно-азербайджанской войны за Карабах осенью 2020 года. И до сегодняшнего дня она не потеряла своей актуальности.

Утром 27 сентября 2020 года наш друг Олег Кузнецов оказался первым и единственным на тот момент времени не только российским, но и вообще мировым политологом и военным экспертом, кто смело и бескомпромиссно назвал начавшуюся войну «отечественной и освободительной для азербайджанского народа» и пожелал победы азербайджанскому оружию, и этот его прогноз сбылся буквально через 44 дня боев, лишений, потерь и побед. Он был также в числе первых иностранцев, кому было разрешено посетить освобожденные от армянской оккупации территории, и его смелый фотоотчеты об этой поездке, в которых были запечатлены стертые с лица Земли за годы оккупации азербайджанские города и деревни, также оказались в числе первых, благодаря которым цивилизованный мир узнал о варварстве и непроходимом невежестве армянской военщины.

Мы благодарим нашего большого друга за предоставленную им возможность еще раз опубликовать его статью, в которой нашел свое отражение его взгляд опытного профессионала и очень большого гуманиста.

Война за Карабах 2020 года: истоки, причины, итоги

10 ноября 2020 года закончилась очередная – четвертая по счету в двух последних столетиях – армяно-азербайджанская война, которая уже вошла в новейшую историю независимой азербайджанской государственности как Отечественная. Первая из них, получившая с легкой руки царского наместника на Кавказе графа И.И. Воронцова-Дашкова название «армяно-татарской резни», случилась еще в 1905-1906 гг. Во второй – 1918-1920 гг. –воевали за Гянджу и Нахичевань армии дашнакской Республики Армении и Азербайджанской Демократической Республики, боевые действия и геноцид гражданского населения далось прекратить лишь к концу 1920 года после установления Советской власти в Азербайджане и. Третья по счету война между Азербайджаном и Арменией, вошедшая в историю как «Карабахская», была в 1988-1994 гг., началась она с азербайджанских погромов в армянском городе Кафан и закончилась подписанием Бишкекского протокола по прекращению вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него, ее итогом стала гибель до 10 тыс. мирных жителей с обеих сторон, оккупация Арменией территории бывшей Нагорно-Карабахской автономной области и семи прилегающих к ней административных районов Азербайджана, изгнание из родных домов 1,2 миллионов этнических азербайджанцев (500 тыс. – из Армении, 700 тыс. – с оккупированных территорий). Так что армяно-азербайджанский конфликт начался далеко не вчера, имеет более чем вековую историю, и недавние события вокруг Нагорного Карабаха, которые в последнее время привлекают к себе внимание мировой общественности, – это лишь малая его часть.

Армения, оккупировав азербайджанские территории вокруг Нагорного Карабаха и объявив их «буферной зоной безопасности» (Агдам, Губадлы, Джебраил, Зангелан, Физули) совершенно не вела и вообще не предполагала вести на этих землях какой бы то ни было хозяйственной деятельности. Более того, вся промышленно-хозяйственная и социально-бытовая инфраструктура этих административных районов Азербайджана целенаправленно разграблялась и уничтожалась – имущество жителей за бесценок продавалось в Армению, Грузию и Иран, промышленное оборудование демонтировалось и продавалось как металлолом, все здания и сооружения, построенные из кирпича или пиленого камня разбирались на строительные материалы, которые также продавались чаще всего в Иран. Материальный ущерб, причиненный народу Азербайджана армянской оккупацией, исчисляется десятками миллиардов долларов.

В связи с этим следует придать гласности одно немаловажное обстоятельство: гонениям со стороны армян подверглись не только одни азербайджанцы, как это пытаются сегодня представить пропагандисты из Еревана, интерпретирующие армяно-азербайджанский конфликт вокруг Карабаха как сугубо национальный или национально-религиозный. Наряду с этническими азербайджанцами из своих родных домов были изгнаны русские, евреи, украинцы, турки-месхетинцы. Иными словами, будучи не в состоянии принести на захваченные земли что-то свое, исконно армянское, оккупанты стремились на этих территориях уничтожить все неармянское, и им было безразлично, что именно уничтожать. Наиболее ярко это проявилось в целенаправленном уничтожении объектов культурного наследия: в Карабахе были разобраны на камень 63 из 67 мусульманских мечетей, а остальные четыре – серьезно повреждены; такая же судьба была уготована и православному храму во имя Преображения Господня в Ходжавендском районе, который в годы оккупации был полностью разграблен и частично разрушен, даже несмотря на то, что Русская Православная церковь и Армяно-григорианская церковь все это время поддерживали между собой экуменические связи, а верховные иерархи двух церквей не раз встречались друг с другом.

В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: а с какой целью оккупационные власти Армении целенаправленно разрушали захваченные города и остальные населенные пункты Азербайджана, хотя те же гитлеровцы, оккупировавшие в 1939-1942 гг. пол-Европы, всегда стремились сохранять промышленный потенциал и инфраструктуру в завоеванных странах или областях, чтобы использовать их в своих интересах? Думаю, что ими двигали те же резоны, которыми руководствуются сегодня западные лидеры, ввергая европейские страны постсоветского пространства в экономический хаос и коллапс. Большинство бывших советских республик сами по себе никому не нужны, их видят как буферную зону «выжженной земли» между Россией и Европой, их умышленно вбивают в хаос и разруху, чтобы Россия вновь не могла туда войти, а если бы и вошла, то потратила бы триллионы долларов десятилетия времени на их возрождение. Та же участь сейчас уготована западным миром для Грузии и Армении. По той же причине армянские оккупационные власти, объявившие «буферную зону» вокруг Карабаха, целенаправленно уничтожали ее инфраструктуру, так как предполагали, что видя эту разруху, азербайджанцы никогда не решатся вернуться назад, чтобы возрождать к новой жизни эту рукотворную пустыню на оккупированных территориях. Но они, как показали недавние события, уже ставшие славной историей Азербайджана, оказались неправы в своих расчетах: Азербайджан вернулся и будет возрождать и восстанавливать из пепла свои земли. И именно в этом сегодня проявляется превосходство азербайджанского национального духа над армянским менталитетом.

Азербайджан с 1994 года, с момента подписания Бишкекского протокола по прекращению вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе и вокруг него, прилагал все возможные политические и дипломатические усилия для возвращения по свою юрисдикцию оккупированных Арменией административных районов, тем более что на обязанность вывести оттуда армянские вооруженные формирования прямо указывали сразу четыре резолюции Совета безопасности ООН – 822 (1993) от 30 апреля 1993 года, 853 (1993) от 29 июля 1993 года, 874 (1993) от 14 октября 1993 года и 884 (1993) от 12 ноября 1993 года. Международное сообщество в лице Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) было также заинтересовано в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, для чего этой организацией была учреждена в 1992 году Минская группа, которая только в декабре 1994 года получила от этой организации свой мандат, а в следующий год был назначен специальный представитель ОБСЕ по данному конфликту и сформировано его бюро, располагающееся в Тбилиси.

За период с 1992 по 2005 год Минская группа ОБСЕ представила конфликтующим сторонам три различных предложения в качестве основы для переговоров, что, однако, так и не привело к взаимоприемлемому компромиссу, но на долгие годы позволило «заморозить» ситуацию. В итоге все свелось к единому компромиссному варианту, который предусматривал поэтапное урегулирование конфликта между Азербайджаном и Армений путем постепенного возврата оккупированных территорий при содействии международных миротворцев. Согласование этого плана, впервые представленного МИД России еще в 2006 году, прошло через горнило многочисленных и, увы, безрезультатных многосторонних и двусторонних переговоров на уровне глав воюющих стран (инициатором последнего формата переговоров выступил лично президент России Д.А. Медведев в 2008 году), ответственность за срыв которых всецело лежала на военно-политическом руководстве Армении. Последняя редакция данного документа была передана сторонам в июне 2019 года сопредседателями Минской группы ОБСЕ за три месяца до возобновления активных боевых действий на армяно-азербайджанском фронте в Карабахе. Но из Еревана на эту инициативу последовал весьма амбициозный и лаконичный ответ: «Новая война – новые территории» (имелось в виду то, что в случае возобновления боевых действий Армения легко одержит победу, после чего расширит зону оккупации азербайджанских земель). К концу лета 2020 года всякому посвященному в тонкости и нюансы нагорно-карабахского конфликта стало понятно, что война является неизбежной формой разрешения этого давнишнего военно-политического кризиса. 27 сентября армянские военные подвергли ракетно-артиллерийскому обстрелу ряд населенных пунктов Азербайджана, после чего части и соединения его вооруженных сил перешли в наступление на позиции оккупационного корпуса армянской армии в Карабахе.

Сейчас нет смысла пересказывать содержание этой 44-дневной войны, которая закончилась тотальным разгромом группировки армянских вооруженных сил в Карабахе, – эта тема может быть по-настоящему интересна только небольшому числу военных профессионалов. Можно сказать только одно: план военной кампании до мельчайших деталей был скрупулезно продуман командованием азербайджанской армии, его исполнение было гарантировано, как минимум, двукратным ресурсным обеспечением задействованных в его реализации сил и средств, что свидетельствует о высокой степени готовности и долговременной подготовке азербайджанской армии к этой войне. Впрочем, это и не удивительно, если учитывать тот факт, что президент Ильхам Алиев еще в декабре 2008 года выступил с заявлением о том, что ни в одном из подписанных им документов «никто не сможет найти обязательство Азербайджана о воздержании от военного пути разрешения конфликта и поэтому, надеясь на политическое урегулирование, мы в то же время всегда должны быть готовы к любым мерам, и здесь военный путь не является, и никогда не был, исключением». На протяжении последовавших за этим 12 лет официальный Баку надеялся, что здравый смысл и нормы международного права все-таки восторжествуют, прекрасно понимая, что всякая война – это прежде всего грязь, кровь и смерть, а не увеселительная загородная прогулка, и ее всеми силами надо избежать, пока для этого есть возможность. Однако армянская сторона своими постоянными провокациями как на линии фронта в Карабахе, так и вне его географического ареала (последняя из них случилась в июле 2020 года в Товузе, более чем в ста километрах от Карабаха) не оставила за Азербайджаном возможности выбора между миром и войной, навязав ему последнее. И тогда заговорили пушки – Ultima ratio regum – «последний довод королей» (этот девиз во время Тридцатилетней войны приказал выбить на всех французских орудиях кардинал де Ришелье, впоследствии он украшал собой стволы пушек прусского короля Фридриха II).

В войне с Арменией Азербайджан продемонстрировал принципиально новую тактику ведения боевых действий в условиях локального вооруженного конфликта на труднодоступной и труднопроходимой горно-лесистой местности, когда наступающим войскам постоянно приходится атаковать противника, находящегося в долговременных укреплениях на возвышенности. Согласно всем ранее существовавшим учебникам тактики военного дела, при таком раскладе атакующая сторона всегда несет потери в живой силе и технике в три раза большие, чем обороняющаяся. Но не в этот раз. Так, безвозвратные потери вооруженных сил Азербайджана в личном составе оказались почти на 20 процентов меньше потерь противника, а в технике (в обобщенном среднестатистическом выражении) – в четыре раза, а в тяжелых наступательных вооружениях – в шесть раз. Армия Армении потеряла 80 процентов танков, 70 процентов бронетранспортеров и единиц ствольной артиллерии, 50 процентов реактивной артиллерии, всю войсковую ПВО. Достичь такого результата было возможно только вследствие кардинального изменения парадигмы участия войск в боевых действиях и проведения глобальной модернизации всей системы вооруженных сил для их структурного переформатирования и переобучения личного состава к ведению войны по совершенно новым принципам и правилам.

В 2013 году власти Азербайджана официально объявили о реализации 10-летнего плана тотальной модернизации своих вооруженных сил, целью которого стала их подготовка к войне за освобождение Карабаха – самой важной и приоритетной геостратегической задачи азербайджанского государства и его важнейшей политической обязанности перед собственным народом. Инициатором этого плана был президент Азербайджана Ильхам Алиев, он же мобилизовал все ресурсы государства для его скорейшего и всеобъемлющего выполнения. Очень часто можно слышать расхожую фразу о том, что политики всегда воруют победы у полководцев, но в случае с Азербайджаном она не является верной: именно президент Алиев был тем человеком, который создал все ресурсные и идеологические предпосылки победы в этой войне, вооруженным силам, находившимся долгие годы под его непосредственным патронажем, эту победу оставалось только добыть в бою, что и было сделано осенью 2020 года. Семь лет непрерывного труда ради достижения цели победы в войне (естественно, в тесном кругу единомышленников и помощников), полтора месяца нечеловеческого напряжения во время боевых действий дают ему полное право на то искреннее ликование, которые мы видим каждый раз, когда он поднимает государственный флаг Азербайджана в каждом административном центре ранее оккупированных территорий, он его заслужил своим трудом, интеллектом и волей.

Многие военные эксперты из самых разных стран мира выделяют три главных фактора победы азербайджанской армии в войне с Арменией – высочайший уровень дисциплины и профессионализма личного состава, полное военно-техническое превосходство над противником, высочайший уровень морально-психологической мотивации. Ни для кого не секрет, что основную массу офицерского и сержантского корпуса азербайджанской армии составляют те люди, кто были изгнаны из своих домов и родовых сел в начале 90-х годов прошлого века (или их дети), и поэтому был велик риск того, что у них соблазн поскорее освободить свои родные очаги возобладает над дисциплиной, как это случилось во время апрельских боев 2016 года. Но на этот раз ни один приказ высшего командования по темпам продвижения вперед не был нарушен, ни один офицер, контрактник или солдат срочной службы не допустил своеволия во время выполнения боевой задачи, каждый знал свой маневр в условиях новой тактики ведения боевых действий.

Цель завоевания господства в воздухе была достигнута не за счет использования фронтовой авиации, как это описано во всех современных учебниках по тактике военного дела, а за счет массированного использования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) или дронов, особенно ударных, что стало новым словом в теории военного искусства. Таких систем вооружения, равно как и систем противодействия им, в армянской армии не было, что во многом предопределило ее поражение. Военно-техническое превосходство Азербайджана над Арменией во многом было обусловлено тем, что он имел возможность и желание вооружаться из разных источников, заключая оружейные контракты с поставщиками из России, Белоруссии, Израиля, Франции и многих других стран мира, тогда как армянским военным приходилось довольствоваться вооружением преимущественно российского производства, для противодействия которому многие образцы иностранного вооружения разрабатывались изначально. То есть армия Азербайджана имела реальные возможности для противодействия вооружению армии Армении, которое, как и она, использовала, а поэтому знала досконально, а ее противник такой возможности не имел.

Военно-техническое превосходство Азербайджана над Арменией позволило его армии на многих участках фронта вести боевые действия бесконтактно, проще говоря – уничтожая позиции, пункты управления и связи, колонны снабжения и места дислокации армянских военных на расстоянии, не вступая с ними в непосредственный огневой контакт на поле боя. Достаточно сказать, что две трети танков и боевых машин пехоты армянская армия потеряла в капонирах или на марше, а не в огневом контакте с противником. Решающее значение в применении такой тактики ведения боевых действий азербайджанскими военными имело управление огнем с помощью дронов, а также наличие у них значительного и даже избыточного количества боеприпасов и вообще отлаженной системы материально-технического обеспечения, чем армянская армия на всем протяжении войны похвастаться не могла. Именно этим объясняется сравнительно низкий уровень потерь в личном составе азербайджанской армии в сравнении с армянской, так как ей никогда не приходилось компенсировать недостатки в управлении и снабжении солдатской кровью, чего нельзя сказать об их противнике, который прибегал к этому в течение войны постоянно. Армянские командиры не жалели своих солдат, те, в свою очередь, не жалели ни себя, ни противника, но очень сложно сохранять боевой дух в условиях, когда половина твоего подразделения уже уничтожена, а ты сам не успел не то что выстрелить хотя бы один раз во врага, но даже увидеть его на поле боя. Поэтому не удивительно, что они без приказа и часто в панике оставляли свои боевые позиции под массированными ударами БПЛА, реактивной и ствольной артиллерии, даже не пытаясь оказать сопротивления, в чем нет вины солдат, но есть вина высшего командного состава армии и военно-политического руководства Армении, отдавшего приказ начать боевые действия, но не представляя себе, к каним результатам и последствиям это приведет.

Такое поведение противника на поле боя поднимало до небес и без того высокий морально-психологический дух и мотивацию азербайджанских военных к освобождению родных земель. Кульминацией его проявления можно считать штурм Шуши 6-8 октября 2020 года, когда бойцы спецназа ВС АР, карабкаясь по практически отвесным горным склонам, вступили в рукопашный бой на улицах города, выбивая противника из домов ножами и гранатами, примеры чему мировая военная история знала разве что при штурме Берлина и освобождении Праги в мае 1945 года. На протяжении всей войны в рядах азербайджанской армии не было ни одного случая неисполнения приказа, даже если это требовало личного самопожертвования, ни одного воинского преступления типа дезертирства, промотания вверенного воинского имущества или самовольного оставления части. Также я не знаю ни одного случая, когда родители или родственники погибших азербайджанских военных высказывали бы претензии или упреки в адрес государства или общества по поводу того, что их дети, братья или племянники погибли на этой войне. Война за Карабах осенью 2020 года показала высокую степень единения в Азербайджане армии, народа и государства, что стало, пожалуй, решающим фактором достижения победы.

Дополнительно ко всему сказанному выше, на что обращали внимание мои иностранные коллеги, хочу отметить еще одно обстоятельство, о котором не широко не говорят, но оно также заслуживает внимания. Азербайджанские военачальники в интеллектуальном плане оказались на голову выше армянских, что превращает некоторых их них в настоящих полководцев. Чтобы доказать это, достаточно вспомнить о том, как была вскрыта и уничтожена войсковая противовоздушная оборона армянской армии в Карабахе. В первый или второй день боев в беспилотном режиме в воздух были поднято несколько самолетов АН-2 гражданской авиации, использовавшиеся для этого в хозяйственных целях типа распыления ядохимикатов над полями, которые по своим габаритам очень похожи на истребители-бомбардировщики фронтовой авиации. Все они были сбиты огнем армянских систем войсковой ПВО, которые тем самым обнаружили свои позиции перед азербайджанскими БПЛА разведки и наведения и вскоре были уничтожены ударными БПЛА или ракетно-артиллерийским огнем, что обеспечило полное господство в воздухе вооруженным силам Азербайджана уже на третий день войны и предопределило их последующую победу.

У Армении просто не было шансов победить в войне за Карабах осенью 2020 года. Азербайджан вел войну на своей международно-признанной территории и за освобождение своих оккупированных земель, поэтому не мог в этой войне проиграть.

Есть еще один военно-политический аспект, который выделяет армяно-азербайджанскую войну за Карабах 2020 года из общего ряда мелких в масштабах всемирной истории региональных военных конфликтов последней четверти ХХ – первой четверти XXI века и ставит его на недосягаемую высоту. Можно с абсолютной уверенностью утверждать, что Азербайджан своей победой в этой войне если не переписал Новейшую историю человечества, то внес в нее очень существенный вклад: впервые за все время существования системы международного права в рамках Организации Объединенных Наций, впервые за последние 75 лет, Азербайджан силой своего оружия принудил государство-агрессора к безусловному исполнению резолюций Совета Безопасности ООН по освобождению ранее оккупированных территорий. Тем самым он создал международно-правовой прецедент, наглядно демонстрирующий верховенство норм права над геополитическими притязаниями и амбициями самовлюбленных властолюбцев, что уже стало серьезным уроком нынешнему и будущим поколениям политиков. Когда нация, государство и армия едины в своем желании восстановить историческую справедливость, этот союз способен противостоять любой внешней угрозе, от кого бы она ни исходила.

От тотального уничтожения группировки вооруженных сил в Карабахе Армению спасло военно-политическое вмешательство России, которая в продолжение войны, преследуя сугубо свои геополитические цели и интересы в регионе Южного Кавказа, не раз прилагала усилия к прекращению огня. Первый раз Кремль предпринял попытку остановить войну на десятый день, навязав сторонам «гуманитарное перемирие», которое было сорвано Арменией 9 октября обстрелом оперативно-тактическими ракетами «Точка У» мирного азербайджанского города Гянджа, находившегося в 100 километрах от театра боевых действий. Во второй раз Москва вмешалась в войну в начале ноября 2020 года – уже по просьбе официального Еревана, до этого отвергавшего все посреднические и миротворческие инициативы Кремля, когда очевидной стала неизбежность не просто поражения, а бессмысленной гибели десятков тысяч армянских военных в Карабахе. На момент прекращения огня 10 ноября в окружении на три четверти и под постоянным плотным ракетно-артиллерийским огнем азербайджанской армии в Агдаме находилась группировка армянской армии численностью в 6-10 тысяч человек, в полуокружении на Лачинском направлении – от 3 до 5 тысяч человек, в тактическом охвате под Шушой – от 3 до 5 тысяч человек. Если бы переговоры 9-10 ноября в Москве не оказались успешными, то все эти армянские военные были бы уничтожены азербайджанскими войсками в течение нескольких дней, что обернулось бы для Армении не военно-политическим поражением, а национальной катастрофой, спровоцировав морально-психологический кризис подобный тому, который переживала Япония после поражения во Второй мировой войне.

Трехстороннее соглашение 10 ноября 2020 года между Россией, Азербайджаном и Арменией не только остановило войну, но и заложило основные контуры послевоенного урегулирования нагорно-карабахского конфликта в установленных боевыми действиями новых региональных реалиях. Соглашение предусматривает возвращение Арменией под юрисдикцию Азербайджана тех прилегающих к Нагорному Карабаху территорий, которые были оккупированы ей в 1992-1994 гг. и к моменту подписания соглашения не были освобождены азербайджанской армией (Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский районы), ввод в Карабах группировки российских миротворцев в количестве 1960 военнослужащих со стрелковым оружием при 90 бронетранспортерах и 380 единицах автомобильной и специальной техники параллельно с выводом из региона армянских вооруженных формирований, создание миротворческого центра по контролю за прекращением огня, обмен военнопленными, заложниками и другими удерживаемыми лицами и телами погибших, возвращение внутренних перемещенных лиц, разблокировку всех экономических и транспортных связей в регионе Южного Кавказа, при этом Азербайджан гарантирует безопасность движения по Лачинскому коридору граждан, транспортных средств и грузов из Армении в Карабах и обратно, а Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской автономной республикой – эксклавом Азербайджана, отделенным от метрополии сорока километрами армянской территории.

Часть пунктов трехстороннего соглашения по Карабаху от 10 ноября 2020 года уже выполнено, часть выполняется, а исполнение части из них игнорируется или официально заблокировано армянской стороной. Линию обороны остатков армянских войск в Карабахе заняли российские военные, оборудовавшие свои наблюдательные посты и линии связи и тем самым превратившие ее в линию разграничения ранее противоборствующих сторон. 11 января 2021 года главы Азербайджана, Армении и России подписали заявление о создании трёхсторонней Рабочей группы под совместным председательством вице-премьеров трех стран по разблокировки всех экономических и транспортных связей в регионе вокруг Нагорного Карабаха, которое, правда, действовало недолго – с 1 июня на фоне внутриполитического кризиса в стране и досрочных парламентских выборов, состоявшихся 20 июня, официальный Ереван приостановил участие своего представителя в деятельности рабочей группы по Нагорному Карабаху «до лучших времен», которые в Армении так и не наступили. 30 января близ села Киямадденли Агдамского района Азербайджана состоялось открытие Совместного российско-турецкого мониторингового центра по контролю за режимом прекращения огня и всех военных действий в зоне нагорно-карабахского конфликта, чему предшествовало подписание министрами обороны России и Турции 11 ноября 2020 года – на следующий день после подписания трехстороннего соглашения о прекращении огня – меморандума о взаимопонимании между военными ведомствами двух стран ситуации на суверенных территориях Азербайджана.

По состоянию на сегодняшний день соглашение от 10 ноября 2020 года выполнено сторонами более чем наполовину, из невыполненных осталось два принципиальных вопроса – вывод из зоны ответственности российских миротворцев остатков армянских вооруженных формирований или их разоружение и расформирование и возвращение азербайджанских беженцев в места своего исконного проживания. Причины, по которым российские миротворцы уже более полугода терпят на подконтрольных им азербайджанских территориях присутствие армянских военных, достоверно неизвестны, возвращению азербайджанских беженцев в свои родные дома препятствует сплошное минирование армянскими оккупационными войсками ранее захваченным ими территорий, продолжавшееся на протяжении 30 лет. 15 июня Армения в обмен на 15 своих ранее захваченных азербайджанскими военными диверсантов передала официальному Баку карты минных полей в Агдамском районе, на которые нанесены 97 тысяч минных постановок, а если к этому числу добавить все неразорвавшиеся или неотстрелянные боеприпасы времен войны на территории этого района, то их число может вырасти вдвое или даже втрое. И так – по всем семи районам бывшей «буферной зоны» армянских оккупантов вокруг Нагорного Карабаха, в земле которых может находиться от 1 до 2 миллионов взрывоопасных предметов. По этому показателю Карабах сегодня мало чем отличается от Камбоджи или Алжира времен 1962 года, сразу прекращения французской оккупации. На разминирование и рекультивацию местностей вокруг оборонительных позиций армянских оккупационных войск в Карабахе и вокруг него для их последующего включения в хозяйственный оборот вполне может потребоваться до 10 лет.

Однако Азербайджан полон решимости возродить рукотворную пустыню, оставшуюся на его землях после изгнания армянских оккупантов. По словам президента страны Ильхама Алиева, главным врагом Азербайджана в этом деле является время. Уже сейчас на вернувшихся под юрисдикцию официального Баку землях реализуется множество масштабных инфраструктурных проектов, начиная от строительства трех международных аэропортов в Физули, Зангелане и Кельбаджаре (взлетно-посадочная полоса первого из них будет протестирована уже этой осенью) и сети широкополосных автострад и восстановления железнодорожного полотна до строительство заново городов на 200-300 тысяч жителей вместо разрушенных армянскими оккупантами. Параллельно собственными силами или за счет привлечения иностранных концессий восстанавливаются или уже гидротехнические сооружения имеющих стратегические значение Саргсанского и Худаверинского водохранилищ, предприятия электроэнергетики, горнорудной и нефтегазовой промышленности, а также начинают вводиться в оборот земли сельскохозяйственного назначения. Для координации усилий по восстановления разрушенного войной хозяйства и привлечения инвестиций в Азербайджане создан государственный Фонд возрождения Карабаха, который признан суммировать и систематизировать все усилия в этом деле. Сейчас вполне определенно можно говорить о том, что у руководства страны имеется четкое представление о том, что надо делать, какие ресурсы потребуются, кто может стать партнером, а это значит, что политическая воля, помноженная на ресурсы, в скором времени даст результат и в очередной раз докажет истинность слов, которые сегодня звучат в унисон биению сердца каждого азербайджанца:

Карабах = это Азербайджан!