Федеральная национально-культурная автономия азербайджанцев России
ФНКА азербайджанцев России создана 1 октября 1999 года

Вышел в свет «Солнечный ветер» — сборник произведений авторов ассоциации «ЛУЧ»

  • 21/12/2017 --
  • Просмотров: 4305

В Азербайджане вышла книга «Солнечный ветер» — сборник произведений авторов ассоциации «ЛУЧ»  

Сборник прозаический, разноплановый и достаточно интересный. И о нем подробнее расскажет один из авторов Марина Мурсалова — на правах составителя сборника. 

Авторы, в числе которых те, кто издается впервые, смогли преподать себя достаточно фактурно и стильно, что свидетельствует о незаурядных литературных способностях каждого в отдельности. Благодаря им книга читается легко, с интересом, то есть с первого захода нашим авторам-новичкам удалось взять высокую планку читабельности. В сборнике также представлены и произведения авторов, уже довольно известных в азербайджанской литературной тусовке, которые внесли свою долю интриги и приятности в занимательное чтиво.

Итак, по порядку:

Ляман Багирова

и ее четыре задушевных рассказа-реплики вслед ускользающему времени  в виде ностальгического повествования, уносящего читателя в далекое советское детство, в котором «деревья были большие», в моде было культурное поведение и знание классической литературы, а из недр каждого второго бакинского двора доносились звуки если не «Патетической сонаты» Бетховена, то «К Элизе» того же автора в обязательном порядке.  Напомню, что Ляман Багирова в начале уходящего года была награждена Грамотой Посольства России и за год выиграла более пяти международных литературных конкурсов.

Рассказы «Je t’aime», «А ночь была задушевной», «Нота си» «Не будьте крохоборами, друзья!»

*Мурад Гасанов –

новый член ассоциации и новый автор. В литературной среде его больше знают Мурада как поэта. Но на этот раз он решил попробовать себя в новом амплуа и выступить в роли прозаика. Выстрел получился удачным. Его «Город летних дождей» разительно отличается по многим параметрам –  это не что иное как экшн —  динамичный, жесткий, с лаконичными, емкими диалогами. Автор создает напряжение, которое не отпускает до последнего, и конец непредсказуем, как и каждый очередной поворот драматичного, полудетективного сюжета. Сюжет явно подсмотрен из жизни, тем более что написан от первого лица автором-эмигрантом из той же Германии, что и запутавшийся в жизни главный герой.

Эльмира Алмасова –

член ассоциации «ЛУЧ» уже много лет. Она много лет выступает в роли публициста. Да и в традиционных антологиях прозы, поэзии и публицистики, которых за 14 лет существования ассоциация «ЛУЧ»  издала свыше 30, Эльмира ханум чаще представляла публицистические произведения – сказывался тот факт, что Эльмира ханум долгое время вплотную занималась журналистикой, сотрудничая с новостными изданиями, и писала о многих важных событиях и интересных людях. Но в последнее время ее все чаще тянет на более закрытую,  персонифицированную литературу, где она могла бы вволю выразить свои чувства и эмоции, как в рассказе «Сказочный герой», в котором поведала о судьбе женщины.

Лала Багирова —

это имя также можно считать открытием. «Мое Абшеронское детство» для многих читателей наверняка окажется знакомым сюжетом.  И потому это чтиво проглатывается легко, одним махом. Как же все знакомо! Дача, море, детство – золотое время,  когда рядом родные и любимые люди, невинные детские шалости и традиционные дачные заботы и изыски. Во вроде бы непритязательном сюжете очень тонко раскрывается  ментальность людей, проживающих в этом маленьком дачном  мирке, который на самом деле является отражением, некой моделью большой жизни. Той, которой живут все остальные жители этой маленькой и большой, теплой и самобытной, ни на кого не похожей и такой понятной страны – Азербайджан. Поговорки, какие-то местные меткие выражения, обозначения делают рассказ особенно колоритным для иностранного читателя и до боли знакомым и впечатляющим для того, кто и сам с детства погружен в эту удивительную ауру родного края.  Другой рассказ «Алые знаки судьбы» — романтическая история девушки, у которой судьба складывается совершенно невероятным образом. Но разве в нашей жизни необычное – такая уж редкость?

Наиля Керимова –

аксакал ассоциации и азербайджанской культуры. Стояла у истоков зарождения современной музыкальной культуры в стране, всю жизнь проработала в консерватории и была знакома со многими выдающимися людьми своей эпохи. Написала бесценный труд, в котором собрала и восстановила многие утерянные музыкальные труды и партитуры, за что в 2014 году была удостоена звания заслуженный работник культуры. Ее роман «Исповедь»(2013 год) — это документальное свидетельство зарождения современной музыки, консерватории и института культуры, со всеми реальными действующими лицами. За этот роман Наиля ханум была заслуженно отмечена Премией Молла Панах Вагифа в 2013 году. Для нашего сборника Наиля ханум представила серию своих рассказов, которые были напечатаны в 60-х годах в журнале «Литературный Азербайджан» —  еще при легендарном главреде И. П. Третьякове.

Гюнель Махмудова

и ее рассказ «Ана», очень своеобразный и нетипичный, так как закрыт рамками одной семьи, живущей по своим, прописанным главой семьи, законам. Это взгляд молодой современной женщины Гюнель Махмудовой на проблему семьи с закостенелыми традициями, каких немало. Несмотря на безусловную самобытность, похожее действие может происходить в какой угодно стране, и нет надобности акцентировать внимание на том, что «у нас такие порядки». Автор резюмирует: порядки у нас в голове, и если женщина готова терпеть – это зависит только от уровня ее личного самосознания. Не стоит забывать, что первой женщиной, решившейся пойти против догм, сорвавшей с головы чадру, была азербайджанка. Автор, описывая тяжелую судьбу женщины, с которой никто в семье не считается, словно нарочно нагнетая обстановку, подводит читателя к одному выводу: так жить нельзя. Даже если мать — женщина, воспитавшая тебя в традициях бессловесного подчинения — от тебя отвернулась. Чтиво с не совсем хеппиэндовской концовкой.

Эллада Горина

и ее рассказ «Дача ветров». На вопрос о реальности событий автор ответила, что не все там правда, лишь часть. Хотя создается впечатление, что сюжет полностью перенесен из жизни. Рассказ написан легко, чего не скажешь о прочтении.  Нет, манера написания, стилистика – все на месте. Случай, который в одночасье надломил  благополучное течение жизни — на самой середине и выбил читателя из колеи блаженного созерцания. Произошла трагедия, которая всегда врывается внезапно и несет за собой  поток непредвиденных событий…  Можно сказать одно – если чтиво оставляет впечатление, не важно — легкое одурманивание или тяжелый осадок,  значит, автор вложил в произведение достаточно своей энергетики, и оно получилось…

Ефим Абрамов и Лейла Бегим — 

их особо представлять не нужно. Лейла, несмотря на свое проживание в Чехии, принимает очень активное участие в жизни своей родины Азербайджан. Она известная поэтесса, член нескольких Союзов писателей, включая международные, имеет множество регалий и творческих побед. Объединившись с режиссером и сценаристом Ефимом Абрамовым, проживающим в Израиле, также нашим соотечественником, они тем самым усилили свой творческий тандем, и плодотворное сотрудничество ознаменовалось первой же победой – по их пьесе «Мечтающие мальчики» в ТЮЗе был поставлен замечательный спектакль о трагедии в Карабахе, которая затронула многие семьи. Повесть «Черные подснежники», представленная в сборнике, уже  успела завоевать премии в Европе. Это повествование  о трагической судьбе девочки, пережившей ад карабахской войны. Актуальная тема, которую авторы очень мастерски донесли до читателя.

Ариф Туран,

лауреат Премии «Гранат»-2017, которую  получил заслуженно – за авторский труд над двумя книгами со своевременной тематикой: «Корифеи азербайджанской культуры» и «Национальные герои Азербайджана». Ассоциация отметила его как ценный вклад в воспитание подрастающего поколения. В планах – встречи Арифа Турана со старшеклассниками нескольких бакинских школ. В сборнике автор представил несколько эссе на извечные темы мудрости и красоты жизни и природы.

Татьяна Рустамли

представляет армию современных популярных авторов  Азербайджана. Ее с удовольствием и часто печатает «Литературный Азербайджан», также периодически она появляется и в наших сборниках, украшая содержание восточным колоритом своих глубокомысленных притч.  При прочтении возникает ощущение непреходящей 1001 ночи и полного погружения в атмосферу древневосточного меджлиса — беседы с мудрецами…

Ирада Нури

«Бунтарка» — это всего лишь отдельная глава из большой серии книг о придворной красавице, незаконнорожденной дочери короля Шанталь. Ирада Нури в ассоциации с весны этого года, но назвать ее новичком в литературе не поворачивается язык. Просто ее творчество больше ориентировано на российского читателя, который, как выяснилось, с нетерпением ждет очередного выпуска новой книги – продолжения серии «Шанталь». У нее также есть премии и особые награды за этот труд, о чем она скромно умалчивает, но о чем можно узнать в интернете. Чтиво для тех, кто любит истории об интригах королевских дворов и роковых женщинах, разбивающих сердца лучших мужей своей эпохи.

Назим Гасанзаде

Два года назад он издал свои «Путевые заметки психиатра» — и это был настоящий  подарок для всех нас. Ибо тема юмора у сегодняшних авторов не столь распространенная, хотя не секрет, что читатель всегда ищет повод подзарядиться  позитивом. Известный в республике врач-психиатр Назим Гасанзаде решил написать книгу о своих многочисленных приключениях в служебных командировках и  во время его очень специфической профессиональной деятельности. В нашем сборнике помещены лишь 5 эпизодов из его объемной книги:

«Москва. Трудовые будни», «США: пешком через весь Нью_Йорк»,  «Новруз по-американски», «Австрия. Эта абсурдная политкорректность», «Баку. Доценты горе-рыбаки».

Марина Мурсалова

О рассказе «Мистер Уокер». Он был написан лет 10 назад, издавался в «Литературном Азербайджане», был переведен на азербайджанский язык нашим замечательным поэтом и переводчиком, уважаемым Сиявушем Мамедзаде и напечатан на страницах литературного журнала «Улдуз». Действие основано на реальных событиях – в середине прошлого века был такой парень Йон, который имел псевдоним Мистер Уокер и считался самым толстым человеком планеты. Наткнувшись в интернете на историю о нем, автор узнала, что однажды несчастный хотел покончить жизнь самоубийством, и на этой почве ее фантазия разыгралась…

Марина Мурсалова